Просмотр содержимого документа
«Селекция: основные методы, достижения. »
Конспект урока биологии в 11 классе: «Селекция: основные методы, достижения»
Цель: изучение значения науки селекции, ее методов, достижений науки
Задачи:
образовательные – знать определение науки «селекция», порода, сорт, штамм;
уметь определять методы селекции для растений, животных,
развивающие – развитие мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации
воспитывающие – желание учиться, коммуникативные навыки, самооценка, критическое отношение к действительности
Планируемые результаты:
научатся объяснять содержание методов селекции животных и растений, смогут отличать и давать характеристику разных методов селекции растений и животных, анализировать: находить метод, соответствующий данному обоснованию, сравнивать методы между собой, подбирать определения под термины, составлять таблицу, описывать методы селекции, обосновывать необходимость создания новых пород и сортов, оформлять свои мысли в предложения, участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи, включаться в групповую работу, связанную с общением, задавать одноклассникам и учителю вопросы, пересказывать содержание текста, обосновывать собственное мнение, наблюдать и делать выводы, поиск информации в Интернет.
Ход урока
Проверка д.з.
Работа в парах, верные и неверные утверждения, выступающие получают букву (с,е,л,е,к,ц,и,я), будут участвовать в определении новой темы.
Учащиеся выходят к доске и составляют название, думают определение, используют слова в заголовке «Знать» и слайд о разнообразии пород и сортов. Кто остался на местах, уточняют, поправляют
Как в жизни могут пригодиться знания этой науки? Показать пакетики семян с символами F1, об этом мы узнаем сегодня.
Как вы думаете, каковы закономерности становления любой науки? Что появляется раньше – теория или практика? ( Практика чаще.) Найдите ответ на этот вопрос, используя стр.
А кто явился основоположником науки селекции? Академик Николай Иванович Вавилов (1887-1943) Умер в камере смертников от истощения. Обратите внимание на годы жизни. Посетил 40 стран, получил награду за риск и мужество. (ученик) Подготовить сообщение.
Игра-головоломка Работа в группах, ребята разбиваются по группам по признаку согласные и гласные буквы, (на столах смайлики).
Прочитать текст и проставить знаки: +, !, ?
Составим опорный конспект: п с ш } искусственная популяция, чистая линия (гомозиготные организмы)
↓↕↑ человек (на доске)
Заполнить таблицу: Методы селекции, карточка с текстом
название
царство живых организмов
значение
суть метода
массовый отбор\индивидуальный отбор
растения, животные
разновидности капусты
выбор по фенотипическим признакам
гибридизация (скрещивание):
внутривидовая;
отдаленная гибридизация
растения, животные
максимальное проявление лучших качеств
гибрид ржи с пшеницей, мул = осел х кобылица, более работоспособная и выносливая;
бараны-архары х тонкорунные овцы = архаромериносная порода овец
скрещивание разных сортов с полезными свойствами одного вида
скрещивание разных видов
гетерозис, или гибридная сила
растения, животные
в F1 наблюдается мощное развитие
то же
полиплоидия
растения
более крупные размеры, высокая урожайность
кратное увеличение числа хромосом (слайд)
метод
характеристика и цель применения
применение в селекции
(Опорный конспект) Вывод: Какая наука является теоретической основой селекции? п, 2п, 3п, 4п,… = ≠ растения, животные (на доске)
Закрепление: Мы сегодня изучили все методы селекции? Почему? (не изучали бактерий и грибов, на следующих уроках БИОТЕХНОЛОГИЯ)
Задание: (индивидуальное) Используя имеющиеся знания, составь предложение
ИНБРИНДИНГ (воспользоваться Интернетом, словарем)
Развитие критического мышления, работа по утверждениям, какие условия могут привести к образованию новой породы и сорта
Близкородственное скрещивание применяют для …
С какой особью нужно скрестить гетерозиготную особь свиньи, чтобы в потомстве рецессивный ген скороспелости перевести в гомозиготное состояние? (с рецессивной по данному гену особью, применяя инбриндинг)
Какие формы искусственного отбора применяют в селекции животных? (индивидуальный)
У каких организмов не встречается полиплоидия: растения, животные, человек?
Приведите пример применения генетических знаний в теме «Селекция»
Может ли улучшение кормления животных привести к образованию новой породы.
Домашнее задание
Сообщение - презентацию о Н.И. Вавилове, И.В. Мичурине, породах, сортах.