kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план для 9 классов на тему "Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел».»

Тема урока «Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел».



Цель урока: выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии.



Задачи урока:

Образовательные: углубить и расширить понятия о развитии жизни на Земле; изучить особенности изменения климатических условий, географии, а также развития растительного и животного мира в мезозойскую эру; продолжить формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного и животного мира мезозоя.

Развивающие: научить правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в мезозое; продолжить формирование умений анализировать геохронологическую таблицу;

Воспитательные: прививать интерес к изучению темы с помощью различных наглядных пособий; стимулировать активность и любознательность учащихся;



Тип урока: Комбинированный

Оборудование: таблицы с изображением растений голосеменных, покрытосеменных, геохронологическая таблица, таблица «век динозавров», учебник;

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

Приветствие, наличие учащихся

II. Актуализация знаний (10 мин)

Учащимся было заранее дано задание и распределено обязанности в группах, из каждой группы выступают капитаны и докладывают свой период палеозойской эры (Всего 6 команд, учащиеся внимательно слушают, и задают вопросы)

III.Изучение нового материала (15 мин)

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит продолжить изучение вопроса о развитии жизни на Земле, мы обратим внимание на географические изменения лика Земли,
происходившие в различные периоды мезозойской эры, как менялся климат, а также растительный и животный мир.

В ходе изучения нового материала вам предстоит начертить в тетради таблицу и в течение урока будем ее заполнять
«Этапы развития жизни на Земле»

Название эры, периода.
Длительность

Климатические
условия

Ароморфозы
у растений

Развитие
растений

Ароморфозы
у животных

Развитие
животных

 

 

 

 

 

 



Объяснения темы, в ходе беседы учащиеся заполняют таблицы

Мезозой – эра средней жизни. Начало 230±10 млн. лет, конец 66±3 млн. лет назад (триас, юра, мел).

Мезозойская эра включает в себя  3 периода:

  • Триасовый(40±5 млн. лет);

  • Юрский(60 млн. лет);

  • Меловой(70 млн. лет).

В начале мезозойской эры появляются горы: Урал, Тянь-Шань, Алтай. На большей части земного шара устанавливается тёплый климат, близкий к современному тропическому

Что происходило в мезозойскую эру
В эту эру продолжалось усложнение организмов и темпы эволюции возрастали. В течение почти всей эры на суше господствовали голосеменные растения и пресмыкающиеся.

Жизнь в триасе

В триасе происходит ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий Начало движения материков. Вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения. Возникновение первых костных рыб. В триасе началась великая война двух сухопутных племён – рептилий и звероподобных.

Географические  изменения  

Мир раннего триаса

250 млн. лет назад вся суша Земли была объединена в суперконтинент Пангею, располагавшийся в одном полушарии. Климат в это время везде был практически одинаков, без таких колебаний температуры, как в современном мире. Область суши, которая в наше время стала Африкой, окружали обе Америки (с запада), Европа (с севера) и Антарктида (с юга). Современный азиатский полуостров Индостан составлял единое целое с Африкой, отделенной от Азии огромным заливом.

Континенты все еще были слиты в единый супер­континент Пангею, животные, включая амфибий, могли мигрировать на большие расстояния, и животный мир был одинаков по всей суше. В отличие от современного, климат на протяжении большей части триасового периода был теплым, со слабо выраженной зональностью от полюсов к экватору. Ледовых полярных шапок не было, поскольку и Северный, и Южный полюс в то время находились в океане.

Климат 

Климат становится все более жарким и засушливым: начинают пересыхать озера и реки, а во внутренних областях – образовываться обширные пустыни.
Ближе к концу триасового периода произошло похолодание, совпавшее с еще одним массовым вымиранием, расчистившим путь для распространения в конце триаса динозавров, хотя, как ни странно, климат во время похолодания стал еще более засушливым.

Животный мир 

В мелководных лагунах триасовых морей обитало множество морских рептилий, в число которых входил Askeptosaurus (вверху), напоминающий сегодняшних крокодилов, и Placodus, достигавший 2,5 м в длину и питавшийся моллюсками.

Ароморфозы млекопитающих 

Ароморфозы млекопитающих:

  • четырехкамерное сердце, утрата правой дуги аорты;

  • теплокровность;

  • длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту;

  • более развитый головной мозг, большая активность

  • конечности под туловищем;

  • совершенные легкие;

  • наружное ухо;

  • потовые железы;

  • дифференцированные зубы;

  • диафрагма;

  • выкармливание детенышей молоком;

  • волосяной покров.

Растительный мир 

Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники (вверху слева), саговник (в центре) и хвощи (справа), возникшие в палеозойскую эру. Окаменелые папоротники (нижний рисунок) были найдены в породах Антарктиды.

220 млн. лет назад в ландшафте преобладали кустарники с вкраплениями хвойных деревьев, напоминающих современные, и огромных гинкговых растений (на нижнем рисунке показаны их окаменелые листья).

Первые голосеменные растения появились еще в конце палеозоя. В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, чему во многом способствовал более засушливый климат.

ГИНКГО (Ginkgo biloba), единственный сохранившийся вид обширного порядка гинкговых, процветавшего в течение мезозойской эры.

ГНЕТОВЫЕ (Gnetales; гнетофиты, Gnetophyta), порядок (по другим представлениям, надпорядок или класс) вымерших и ныне живущих реликтовых голосеменных

ХВОЙНЫЕ, класс голосеменных растений. В настоящее время широко распространен.

Главным образом вечнозеленые деревья и кустарники, как правило, с игловидными (хвоя) или чешуйчатыми листьями и однополыми стробилами (шишками). Около 50 родов, около 600 видов. Многие хвойные (сосна, ель, лиственница, пихта  и др.) — ценные лесообразующие породы.

Жизнь в юре

В юрском периоде климат, вначале влажный, в конце – засушливый. Происходит движение континентов, формирование Атлантического океана. Появление новых групп моллюсков. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения. Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление первоптиц – археоптерикса.

Представители моллюсков 

Asteroceras obtusum – один из видов аммонитов, обитавших в морях юрского периода. В то время их раковины были покрыты гораздо более затейливыми, чем у ранних видов, узорами.
Некоторые раковины вырастали до трех и более метров.
Питались крупной рыбой и были опасными хищниками

Развитие млекопитающих 

Расцвет динозавров 

Расцвет динозавров пришелся на юрский период (208-144 миллиона лет назад). Он назван так из-за того, что в горах Юра, расположенных на территории Франции и Швеции залегают камни, которые образовались в это время.
Некоторые динозавры этого периода были внушительных размеров, вооруженные пластинами и шипами. Среди них встречаются: аллозавр, археоптерикс, брахиозавр, диплодок, стегозавр и другие.

Представители динозавров, господство ящеров.

Аллозавр, стегозавр. Динозавры господствовали на суше, в воде и в воздухе

Развитие пресмыкающихся шло по пути идиоадаптаций

 Диплодок Один из самых больших травоядных динозавров юрского периода – диплодок (Diplodocus). Длинная шея позволяла ему «счесывать» пищу с самых высоких хвойных растений. Считается, что диплодоки жили небольшими стадами и питались побегами деревьев. ии многих британских школьников из-за этого впечатляющего скелета, выставленного в Лондонском музее естественной истории (рядом расположен скелетTriceratops).

Ароморфозы птиц 

  • четырехкамерное сердце, утрата одной из двух дуг аорты (левой);

  • теплокровность;

  • большее развитие головного мозга и более сложное поведение;

  • забота о потомстве.

Меловой период 

География и климат

В меловом периоде прохладный климат, увеличение площади Мирового океана и новое поднятие суши. Идут интенсивные горообразовательные процессы (Альпы, Анды, Гималаи). Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей. Вымирают хищные динозавры и крупные рептилии. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Наиболее приспособленными оказываются птицы и млекопитающие.

Меловой ландшафт 

Так могла выглядеть равнина современной Северо-Западной Европы в начале мелового периода. Динозавр на заднем плане – травоядная рептилия, игуанодон (Iguanodon). На переднем плане – черепахи и крокодилы, похожие на современных.

Животный мир 

Возрастало количество и видовое разнообразие млекопитающих, появились животные, потомки которых ассоциируются прежде всего с одним континентом – Австралией. Это сумчатые, самые примитивные из ныне живущих живородящих млекопитающих и однопроходные (клоачные), или яйцекладущие млекопитающие.
Ехидна из Австралии – представитель необычной группы однопроходных (или клоачных) млекопитающих. Подобно рептилиям, эти млекопитающие откладывают яйца. Похожие животные жили в Австралии уже 65 млн. лет назад.

Растительный мир 

При переходе от раннего к среднему меловому периоду появились первые цветковые растения. В это же время продолжалась эволюция огромных травоядных динозавров.
Окаменелый лист магнолии (внизу), найденный в породах верхнего мелового периода в Саксонии (Германия). Реконструкция растения (слева) показывает, что оно очень походило на Magnolia grandiflora, любимицу садовников.

Ароморфозы покрытосеменных (цветковых растений)

  • появление цветка и повышение эффективности опыления разными способами;

  • двойное оплодотворение;

  • семяпочка скрыта внутри завязи и защищена от внешних воздействий;

  • семена развиваются внутри плода;

  • наибольшая степень дифференциации

  • вегетативного тела.

Динозавры мела 

Тираннозавр настигающий добычу. Самый крупный из наземных хищников, он достигал 13 м в длину и возвышался над землей на 5 м. Свои короткие передние конечности он, вероятно, использовал для того, чтобы подниматься из лежачего положения. Останки тираннозавра обнаружены в США. Похожие существа обитали также на территории Канады и Китая

К концу мелового периода животный мир суши достиг большого разнообразия, а его представители были прекрасно приспособлены к жизни в ровном и благоприятном климате этой эпохи. Однако катастрофа была уже не за горами
Анкилозавры двух видов: Euoplocephalus с булавовидным хвостом и усеянный шипами Edmontia. Эти травоядные ящеры могли успешно защищаться от хищных динозавров.

Гибель динозавров 

Одно из самых значительных событий за всю историю Земли произошло ок. 65 млн. лет назад. В это время вымерли несколько больших групп позвоночных, включая динозавров, а также морских (мозазавров, плезиозавров, плиозавров и ихтиозавров) и летающих (птерозавров) рептилий. Другие позвоночные: лягушки, ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи, млекопитающие и пережили катастрофу.

IV. Закрепления материала (10 мин)

Для закрепления материала учитель задает вопросы (учащиеся отвечают, опираясь на свои таблицы)

  1. Назовите периоды мезозоя. Сколько продолжался мезозой? (Триас, юра, мел; 165 млн. лет.)

  2. Назовите господствующих животных мезозоя. (Пресмыкающиеся или динозавры.)

  3. Опишите климат триасового периода?

  4. Какие животные появляются в триасе?

  5. Перечислите ароморфозы млекопитающих?

  6. В каком периоде появляются растения рода Гингко, гнетовые и хвойные?

  7. Перечислите представители моллюсков юрского периода?

  8. Какие животные господствовали в юре?

  9. Последний период мезозойской эры?

  10. Какие виды растения появляются в меловом периоде?



V. Подведение итогов (2 мин)

Выставление отметок, Д.З подготовиться к контрольной работе по всему разделу «Эволюция».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел».

Автор: Биркенова Лунара Елубаевна

Дата: 08.09.2017

Номер свидетельства: 427638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства