kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока в 6-ом классе Влияние факторов среды на строение листа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные: познакомить учащихся с видоизменениями листьев, как результатом приспособления  к условиям обитания.

 Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 6-ом классе Влияние факторов среды на строение листа.»

Тема урока: Влияние факторов среды на строение листа.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с видоизменениями листьев, как результатом приспособления к условиям обитания.

Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Предполагаемые результаты:

  1. Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут самостоятельно рассказывать о факторах среды влияющих на листья, приводить примеры приспособленности листьев к среде, доказывать наличие видоизменений у листьев. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

  2. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут по таблице рассказывать о видоизменениях листьев и причине их возникновения. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.

  3. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут показывать листья растений обитающих в разных условиях окружающей среды, называть видоизменения листьев.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Видоизменения листьев», слайд 1-12.


Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

2.1. Фронтальный опрос

Ребята, напомните мне тему прошлого урока.

- Тема прошлого урока: «Клеточное строение листа».

Что нового вы узнали о строении листа?

- Лист имеет сложное строение. Сверху и снизу он покрыт кожицей.

Какое строение она имеет?

- Кожица выполняет ряд функций: предохраняет от повреждений и высыхания; через клетки устьица происходит газообмен и испарение воды.

- В состав кожицы входят клетки устьица.

Хорошо. Дома у вас было задание заполнить по тексту параграфа таблицу. Проверим правильность ее заполнения.

А теперь для получения оценки, выполните тест.

  1. Хлоропласты содержатся в

а) жилках,

б) межклетниках,

в) клетках кожицы листа,

г) клетках мякоти листа.

2. Жилки листа

а) придают ему прочность,

б) участвуют в дыхании,

в) участвуют в размножении,

г) участвуют в фотосинтезе.

3. Хлорофилл содержат клетки

а) корнеплода свеклы,

б) мякоти листа,

в) корнеплода моркови,

г) корня.

4. Функции газообмена, испарения влаги в листе выполняют клетки

а) покровной ткани,

б) столбчатой ткани,

в) устьиц,

г) губчатой ткани.

5. Какая сторона листа, верхняя или нижняя, имеет больше хлоропластов? Почему?

6. Какие различия существуют в строении листа однодольных и двудольных растений?

7. Каково значение жилок?

8. Некоторые люди опрыскивают комнатные растения водой. Как вы думаете, проникает ли вода в листья? Поясните свой ответ.

9. Чтобы комнатные растения чувствовали себя хорошо, следует периодически вытирать пыль с листьев. Почему?

10. Какие функции выполняют сосуды, ситовидные трубки, волокна?

2.2. Подведение итогов 1 части урока (заполнение таблицы результативности)

Правильность написания и оценку за работу я поставлю сам и объявлю на следующем уроке.

3. Подведение учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач урока

4. Изучение нового материала.

Ребята, на сегодняшним уроке нам предстоит познакомиться подробно со значением и функциями листа для зеленых растений. Вы уже знаете внутреннее и внешнее строение листа, ткани листа. Но о том, что листья в значительной степени подвержены влиянию окружающей среды, ее факторам, при этом сами изменяются, узнаете сегодня. Давайте, обратимся к такому примеру. Одуванчик – лекарственное растение, оно может расти и на поляне, и под пологом леса, и даже около асфальтированной дорожки. И если вы замечали, все растения имеют разный внешний вид: одни крупные, с мясистыми листьями, другие – мелколистные, угнетенные. Почему?

- Все растения существуют в разных условиях окружающей среды.

- Одним достаточно и света и влаги, другие страдают от нехватки воды, поэтому они имеют разный внешний вид.

Правильно. Это только один пример влияния окружающей среды на листья. Ребята, так кто определит тему нашего урока, исходя из выше сказанного?

- Тема урока будет касаться влияния окружающей среды на листья растений..

- Я думаю, мы узнаем, как листья изменяются под воздействием окружающей среды.

- На мой взгляд, мы познакомимся с многообразием листьев.

Хорошо. Тема урока вами определена правильно «Влияние среды на строение листьев. Видоизменения листьев» (слайд № 1).

Учебные задачи помогут нам раскрыть тему, посмотрите на них:

Изменение формы, размеров и строения листьев.

под влиянием факторов освещенности и влажности.

Видоизменения листьев.

(слайд № 2)


Ребята, любой лист сохраняет свой вид и свойства, но в то тоже самое время нет двух абсолютно одинаковых листьев. Другими словами, лист, как и все живое, способен изменяться, но в пределах нормы реакции своего вида.

Посмотрите на комнатные растения в кабинете. Все они не похожи, имеют разные листья, их размеры и форму. А сможете вы определить, в каких условиях они росли?

- Растения с мелкими и волосистыми листьями, такие как традесканция и хлорофитум, испытывали не хватку влаги, поэтому мелкие и сочные.

- У монстеры листья крупные с большой листовой пластинкой, значит, растения на своей Родине растут в местах с достаточным количеством воды и света.

Правильно. Посмотрите на слайд, там приведены изображения растений разных сред обитания (слайд 3-4).


Кроме этого, у каждого листа существует характерный признак, который служит видовым признаком. Но в пределах вида листья различаются в зависимости от расположения на растении или побеге. Нижние листья небольшие, могут быть даже в виде чешуй. Средние листья наиболее развиты, а верхушечные недоразвиты. Притемненные листья имеют большую поверхность, чем открытые для света, компенсируя уменьшение светового потока увеличением поверхности листа. Примеры таких листьев вы можете увидеть на слайде (слайд № 5).

Итак, сделаем вывод. Какие факторы окружающей среды влияют на форму, размеры и строение листьев?

- На форму, размеры и строение листьев влияет освещенность или количество солнечных лучей, попадающих на листовую пластинку и количество воды, попадающее на растения.

Правильно. Особенно это хорошо проявляется в тропических лесах, где дожди идут практически ежедневно. Как же там изменяется листовая пластинка?

- Я думаю, она средних размеров и вогнутая внутрь, для того чтобы вода быстро стекала и не застаивалась на листе.

Абсолютно верно. Это признак всех растений, живущих в местах избыточного увлажнения (слайд № 6).

У некоторых растений листья под влиянием окружающей среды могут выполнять совсем не свойственную им функцию. Существует масса таких примеров. Такое растение вы можете увидеть в окрестностях школы барбарис. Посмотрите на его изображение на слайде (слайд № 7). Часть листьев у барбариса видоизменилась в колючки от недостатка воды в почве. К таким растениям можно отнести карагану, верблюжью колючку некоторые листья стали колючками, защищающими побеги от животных. У кактусов листья видоизменились в острые иглы (слайд № 8).

Некоторые растения откладывают в листьях запасные питательные вещества, например очиток, молодило, алоэ кочанная капуста, лук. При этом у молодила и лука листья с запасом питательных веществ приобрели мясистую чешуевидную форму. Поразительными свойствами обладают листья растений нашей страны. Часто встречается хищное растение - росянка круглолистная, обитающая на болотах. За сутки одно растение ловчими листьями способно переварить несколько десятков насекомых (комаров, мошек) (слайд № 9).

В озерах на территории России часто встречается растение пузырчатка, плавающая у поверхности воды. Среди ее нитевидных зеленых листьев некоторые имеют форму ловчих пузырьков (диаметром 2-5 мм) с крышечкой. Попавшие в них мелкие животные, например дафнии, перевариваются и тем пополняют пищевой рацион пузырчатки минеральной пищей, особенно азотистой, которой недостаточно в воде озера.

5. Закрепление

1. Назовите основные функции листа.

2. Какие условия необходимы растению для образования органических веществ в листьях растений?

3. Приведите пример растений, у которых вы наблюдали видоизмененные листья.

4. Почему у кактусов листья видоизменились и приобрели вид иголок?

5. Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов?

6. Докажите, что строение листьев связано с условиями обитания растений (слайд № 10).

6. Рефлексия

- С какой темой вы познакомились на уроке?

- Вам было интересно на уроке?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания о видоизменениях листа?

- Вам была известна информация, которую вы получили на уроке?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

(слайд № 11)

7. Домашнее задание

На «3» параграф 25.

На «4» и «5» параграф 25. Дополнительные вопросы:

  1. стр. 114 (опыт).

  2. сообщения на тему: «Видоизменения листьев в окрестностях школы».

(слайд № 12)

Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока














Проведение тестовой проверочной работы позволяет экономить время урока и оценить степень усвоения прошлой темы учащимися.

































Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение











Через фронтальную беседу учитель подводит учащихся к определению самостоятельно темы урока и учебных задач.









Использование ИКТ способствует эмоциональному воздействию на ребенка, делает урок ярким, запоминающимся, он остается в памяти учащихся.




























































































































































































Использование фильма на уроке, как наглядной демонстрации, делает урок запоминающимся.









































Этап рефлексии направлен на выяснение степи участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока





























Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока в 6-ом классе Влияние факторов среды на строение листа.

Автор: Горгосова Любовь Николаевна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства