kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАзработка урока по курсу биологии 6 класс. ТЕМА  УРОКА:  Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания"»

Пән /предмет: биология

Дата:

Сынып / Класс: 6

Время:

Кабинет: 319

Учитель: Михайличенко И.А.

Сабақтын тақырып/ ТЕМА УРОКА: Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания

Сабақтың түрі/Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок погружение

Сабақтын мақсат/Цель урока: рассмотреть отношения между организмами в сообществе, их размещение по ярусам и особенности биогеоценоза как надорганизменной биосистемы.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи

Білімділік/Обучающая показать приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; раскрыть значение ярусного расположения растений в сообществе; познакомить с типами взаимоотношений организмов; сформировать понятие «биогеоценоз»;

Дамытушылық /Развивающая умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, развитие познавательного интереса

Тәрбиелік /Воспитательная научного мировоззрения через привитие познавательного интереса; повышение культуры общении.

Коррекционно-развивающая:

Методическое оснащение:

Аппаратное обеспечение: флипчарт, проектор, интерактивная доска

Литература: «Общая биология» класс

Основная:


2. Дополнительная:

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Примечание

Орг. момент

Проверка присутствующих. Проверка готовности к уроку. Цели и задачи урока.

О-и

кол


Актуализация знаний


Перед началом изучения новой главы «Природные сообщества» нам необходимо вспомнить некоторые, ранее изученные вопросы.

Вопрос 1. Необходимо распределить растения из списка на 3 группы и объясните, по какому принципу вы это сделали: одуванчик, сосна, клевер, яблоня, дуб, смородина, лебеда, шиповник, сирень, подсолнечник, ясень, калина.

Ответ. Жизненные формы. Сосна, яблоня, дуб, ясень – это деревья. Смородина, шиповник, сирень, калина – это кустарники. Одуванчик, клевер, лебеда, подсолнечник – это травы.

Вопрос 2. Назовите четыре среды обитания приведите их характеристики.

Ответ. Водная среда – большая плотность, сильные перепады давления, относительно малое содержание кислорода, сильное поглощение солнечных лучей.

Наземно-воздушная среда – высокое содержание кислорода, малое количество водяных паров, большие перепады температуры воздуха, разная интенсивность света.

Почвенная среда – сглажены температурные колебания, свет практически не играет роли, структура почвы, её влажность и химический состав. Организменная среда – обилие пищи, относительная стабильность условий, защищённость от неблагоприятных факторов.

Интерактивное учебное пособие: Наглядная биология «Экология» - демонстрация слайда № 5 (Основные среды жизни на планете).

Вопрос 3. Найдите ошибки и исправьте их.

Факторы среды

Биотические

Абиотические

Антропогенные

ветер

температура

свет

охота

загрязнение окружающей среды

осушение болот

хищничество

конкуренция

паразитизм

Ответ.

Факторы среды

Биотические

Абиотические

Антропогенные

хищничество

конкуренция

паразитизм

ветер

температура

свет

охота

загрязнение окружающей среды

осушение болот

Интерактивное учебное пособие: Наглядная биология «Экология» - демонстрация слайда № 6 (Классификация экологических факторов).

Вопрос 4. Среди эукариот образовались разнообразные растительные группы: голосеменные моховидные, водоросли, покрытосеменные, папоротниковидные. Исправьте ошибки в последовательности.

Ответ. Водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные.

репр

инд


Изучение нового материала


Как вы думаете, есть ли связь между живыми организмами – растениями, бактериями, грибами, лишайниками, животными и средой их обитания, условиями и факторами, которыми она характеризуется?

Просмотр фрагмента видеофильма «Природные сообщества».

Растения в течение своей жизни постоянно взаимодействуют с окружающей средой. Они способны жить только там, где находят благоприятные условия для жизни: питания и размножения, роста и развития. Если нужных растениям условий нет, то они в этой среде жить не могут.

Интерактивное учебное пособие: Наглядная биология «Экология» - демонстрация слайда № 8 (Действие экологических факторов).

Условия окружающей среды или факторы, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами среды.

Живя в природе, растения постоянно взаимодействуют с другими растениями, животными, грибами, бактериями и условиями неживой природы. Растения создают особую среду: уменьшают силу ветра, меняют микроклимат, образуют тень, дают кислород, испаряют влагу, обеспечивают питанием насекомых, птиц, зверей, производят слой опада в почву. Всё это делает возможным существование многих видов, которые иначе не могли бы прижиться на данной территории.

Виды, которые в наибольшей мере влияют на условия жизни в сообществе, называют средообразователями. В еловом лесу, например, самый сильный средообразователь – ель, в болотах – мхи, в степях – плотно дерновинные травы, такие как ковыль, типчак и другие.

Сообщество или биоценоз – это устойчивое сожительство видов в природе. Место, занимаемое природным биоценозом, называется биотопом.

Растения и животные не могут существовать друг без друга. Они образуют сообщества, в которых каждый отдельный организм влияет на все остальные и одновременно испытывает на себе их влияние. Такое существование полезно всем и позволяет выжить каждому отдельному виду. Примерами сообществ могут служить моховая кочка, старый пень, луг, болото, степь, пустыня, лес.

Все члены биоценоза должны быть приспособлены к комплексу факторов: климат, почва, рельеф местность, характер грунта, ветров и течений. Для членов сообщества особенно важна биотическая среда, т.е. условия, которые создаются в результате присутствия живущих здесь видов. Прежде всего, это обеспечивается пищевыми связями.

Интерактивное учебное пособие: Наглядная биология «Экология» - демонстрация слайда № 9 (Типы питания живых организмов).

Минеральное питание растений зависит от активности многих видов почвенных микрофлоры, животных, грибов и бактерий, разлагающих мёртвый опад.

Биоценоз способен вместить столько видов, сколько способов разграничения ресурсов они используют.

Биоценоз представляет некое единство со своим биотопом, создавая целостную систему, которую называют экосистемой.

О-и



Кол




Физминутка


репр

кол




2. Биогеоценоз.

Биогеоценоз - это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. В это сообщество поступают энергия Солнца, минеральные вещества почвы и газы атмосферы, вода, а выделяются из него теплота, кислород, углекислый газ, продукты жизнедеятельности организмов. В названии «биогеоценоз» подчёркивается тесная взаимосвязь («ценоз») живых («био–») и неживых («гео–») компонентов на определённом участке земной поверхности.

Основная функция биогеоценоза – аккумуляция и перераспределение энергии, и круговорот веществ. Биогеоценоз – целостная саморегулирующаяся и самоподдерживающаяся система. Он включает следующие обязательные компоненты:

- неорганические вещества: углерод, азот, углекислый газ, вода, минеральные соли;

- органические вещества: белки, углеводы, липиды и другие;

- автотрофные организмы: производители органических веществ;

- гетеротрофные организмы: потребители готовых органических веществ растительного и животного происхождения; разрушители, которые разлагают остатки мёртвых растений и животных, превращая их в простые минеральные соединения.


Сочетание различных жизненных форм: деревьев, кустарников, трав, мхов, а также других обитателей – водорослей, бактерий, грибов, лишайников, животных – обеспечивается наиболее полное использование биогеоценозом природных условий на данной территории.

3. Ярусность.

Состав любого биоценоза зависит от конкурентных отношений. В сообществах уживаются только те виды, которые по-разному используют сходные ресурсы. Это наглядно проявляется в ярусном строении лесного сообщества. Деревья, кустарники, травы своими побегами с листьями занимают различное пространство (ярусы, т.е. этажи). В этих ярусах размещаются важнейшие органы растений, осуществляющие воздушное и почвенное питание, и органы размножения. Высокие деревья – верхний ярус, кустарники – средний, а травы – нижний ярус. В контакте с ними по ярусам размещаются и животные: в кронах растений верхнего яруса – птицы, белки, а в нижнем ярусе – зайцы, ежи, лисы, муравьи.

Листья растений разных видов, располагаясь на разных высотах, поглощают неодинаково солнечные лучи, поскольку световой поток по мере прохождения сквозь кроны деревьев и кустарников лесного сообщества значительно теряет свою интенсивность. Поэтому самые светолюбивые виды деревьев занимают первый, верхний ярус, а теневыносливые располагаются в самом нижнем, приземном ярусе. При таких различных свойствах растений в сообществах размещается много видов, они не мешают друг другу и не конкурируют между собой.

Многочисленные животные в сообществах обычно избегают конкуренции, переходя на разные виды пищи, собирая её в разных местах, разными способами или в разное время суток, разграничивая места размножения, кормления и убежищ.

В дубраве наиболее высокие растения – это деревья (дуб, липа, клён, ясень). Они образуют самый высокий – верхний, или первый, ярус. Ветер переносит пыльцу и осуществляет распространение семян. Во второй ярус входят низкорослые деревья (рябина, черёмуха, яблоня, боярышник). Третий, более низкий ярус создают кустарники (орешник, крушина, калина). Насекомо опыляемые цветки и плоды (семена), которые распространяются животными (птицами, зверями). Ещё ниже – четвёртый ярус, его образуют травы (медуница, купена, вороний глаз, ветреница). Само опыляемые цветки, семена распространяются с помощью муравьёв или на ногах крупных животных. А у самой почвы – пятый ярус, занятый мхами.

Пространственное размещение органов растений по ярусам наблюдается также в подземной части природного сообщества. Ярусы выделяют по глубине расположения всасывающих частей корней. Больше всего корней находится в самых плодородных слоях почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных биогеоценозах умеренной зоны корней тоже много. Первым подземным ярусом называют самый глубокий ярус, а третьим подземным ярусом – самый близкий к поверхности почвы.

Чем благоприятные условия, тем бывает больше ярусов. В дубраве выделяют 5-6 ярусов, в ельнике – 3, в тропических лесах насчитывается 9-10.

О-и



Кол




Закрепление изученного

Вариант 1.

1. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

а) потребители – производители - разрушители б) разрушители – потребители – производители

в) производители – потребители – разрушители г) потребители – разрушители - производители

2. Кто из перечисленных организмов является потребителем в лесной экосистеме? а) зайцы в) бактерии б) грибы г) растения

3. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к: а) антропогенным факторам в) абиотическим факторам б) биотическим факторам г) факторам среды

4. Разрушители осуществляют:

а) синтез неорганических веществ из органических б) использование органических соединений

в) превращение органических остатков в минеральные соединения г) синтез органических веществ из неорганических

5. В биогеоценозе дубравы боярышник занимает ярус: а) первый в) третий д) пятый б) второй г) четвёртый

Вариант 2.

1. В биогеоценоз входят:

а) только растения и окружающая среда б) только животные и окружающая среда

в) только среда, в которой существуют живые организмы г) организмы и окружающая среда

2.Кто из перечисленных организмов является производителем в лесной экосистеме? а) черви в) клён б) подосиновики г) кабаны

3. Растения, животные, грибы, лишайники, бактерии относятся к:

а) факторам среды в) абиотическим факторам б) биотическим факторам г) антропогенным факторам

4. Производители осуществляют:

а) синтез неорганических веществ из органических б) использование органических соединений

в) превращение органических остатков в минеральные соединения г) синтез органических веществ из неорганических

5. В биогеоценозе дубравы мох занимает ярус: а) первый в) третий д) пятый б) второй г) четвёртый

Задание 2. Выберите признаки, характерные для биогеоценоза:

1. Состоит из большого числа видов.

2. Способны к саморегуляции.

3. Не способны к саморегуляции.

4. Состоят из небольшого числа видов.

5. Все поглощённые растениями элементы питания со временем возвращаются в почву.

6. Значительная часть элементов питания изымается из почвы. Для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения.

7. Единственным источником энергии является солнечный свет.

8.Процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

репр

инд


Рефлексивно – оценочный этап урока.


  • Оцените уровень знаний по данной теме: низкий, средний, высокий.

  • Что плохо, а что хорошо вами было усвоено?

  • Над каким вопросом еще необходимо работать?

Оглашение оценок за урок

репр

инд


Домашнее задание

§

Словарная работа

Биоценоз – это взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоёма.

Биотоп – это территория, занимаемая сообществом, с присущим ему комплексом экологических условий среды, в создании которой сами организмы тоже принимают участие.

Биогеоценоз – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни и к условиям среды обитания.
Круговорот веществ и потоков энергии – это движение веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (к растениям), от них – к другим организмам (различным гетеротрофам), а от них – вновь в окружающую среду.
Экосистема - это
Фитоценоз – совокупность зелёных растений любого биогеоценоза.

Производители – это организмы, производящие органические вещества.

Потребители – это организмы, потребляющие органические вещества.

Разрушители – это организмы, разлагающие мёртвое органические вещество.

Ярусность – пространственно-структурное расчленение толщи биогеоценоза на ярусы (надземные и подземные), слои.


О-и

кол





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Михайличенко Инна Александровна

Дата: 01.06.2018

Номер свидетельства: 471914


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства