kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: « Лишайники- растения сфинксы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: « Лишайники- растения сфинксы»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

с. Грушевского Александровского района

Ставропольского края







Разработка урока по теме: « Лишайники- растения сфинксы»



















Горгосова Любовь Николаевна - учитель биологии


















Тема урока: Лишайники

Цель урока – знакомство учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
сформировать у учащихся представления о лишайниках как симбиотических организмах.

Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. умение вести диалог на основе взаимного уважения;

  2. способствовать формированию устойчивого личного познавательного интереса к ранее незнакомым объектам живой природы;

  3. формировать убеждения в необходимости сохранения природы, бережного к ней отношения;

  4. формирование у учащихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения на основе проведения простейших исследований.

Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. развивать у обучающихся умение составлять план своих действий на уроке;

  2. организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, осуществлять сравнение, обобщать и делать выводы;

Формирование УУД

Познавательные УУД:

  1. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы:

1.фронтальная, групповая, индивидуальная;

2.эвристическая беседа с элементами учебного диалога;

3.работа с текстом, рисунками, справочным аппаратом учебника;

4.лабораторный опыт.


Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Ресурсы урока: таблица «Лишайники», подборка дополнительных текстов, карточки, природные объекты – лишайники, видеоролик «Лишайники».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Ключевые понятия: лишайники: накипные, листоватые, кустистые; слоевище, симбиоз.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (включение учащихся в деятельность)


Учитель: Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Хочу пожелать всем нам удачи.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»
Эпиграфом к нашему уроку являются слова великого английского ученого Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми растительными организмами,с какими вы узнаете чуть позже, если правильно отгадаете кроссворд.


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


1 в

о

д

о

р

о

с

Л


и



2 н

И


з

ш

и

е



3 Ш


л

я

п

к

а

4 п

а

р

А


з

и

т

ы



Й




5 г

р

и

б

Н


и

ц

а


6 с

л

о

е

в

И


щ

е

7 т

р

у

т

о

в

и

К



8 с

и

м

б

И


о

з


Вопросы:

  1. Низшие растения, живущие в основном в воде.

  2. Группа растений, у которых нет ни корней, ни стеблей, ни листьев.

  3. Часть плодового тела гриба.

  4. Организмы, питающиеся органическими веществами других живых организмов.

  5. Тонкие белые нити, образующие тело гриба.

  6. Так называется тело низших растений.

  7. Гриб-паразит

  8. Тесное сожительство двух живых организмов полезное как одному так и другому.


Учитель: Какое ключевое слово у нас получилось? Правильно, это тема нашего сегодняшнего урока.

А теперь давайте вместе с вами попробуем определить задачи нашего урока, т.е. чем мы будем сегодня с вами заниматься.

Тему записываем в тетради
III. Актуализация знаний.
 С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, телом льва и крыльями птицы – сфинксе. Это мистическое существо всегда интересовало человека. Но это была лишь фантазия поэтов и художников, а на самом деле ,где, в каком-нибудь забытом уголке природы найдется существо, представляющее такое сочетание двух совершенно разных организмов, каковы мифологические полуптицы, полулюди, полузвери? Биологу на первый взгляд, такой вопрос должен показаться просто абсурдом. И потому понятно было изумление ботаников, когда такое загадочное существо, подобно сфинксу, нашлось в природе» 
В 1885 году на улицах Москвы появилась необычная афиша. Климент Аркадьевич Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». 
Слушателей собралось много. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! 
Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»? (проблемный вопрос). Нам предстоит ответить на этот вопрос. Что же это за удивительные чудеса природы лишайники. Сейчас вы их увидите, просмотрев видео фильм о многообразии лишайников и ответите на вопрос: разнообразны ли по внешнему виду и по окраске лишайники.
А как называется наука о лишайниках? ( ученица получала задание и ответит на этот вопрос), записываем в тетради термин.
Лихенология (от греческого слова leichen — означает лишай, лишайник) — это наука о лишайниках.
Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя.

1задание
1. Сказка о появлении лишайника (Приложение №1)
Прочитать на стр 104 текст о строении и питании лишайников.
Ответить на вопросы:
1.Как вы думаете, лишайники это низшие растения или высшие? Можно ли их вообще отнести к растениям?

2.Почему лишайник считают примером симбиоза?
3. Почему лишайники были названы «СФИНКСАМИ»? 
4.Ученица рассказывает освоем задании (За несколько дней до этого урока я поставила следующий опыт: в 1 стакан поместила сухой лишайник, измельчённый на кусочки. Во 2 стакан поместила лишайник и залила его водой. Результаты опыта: в 1 стакане много бесцветных нитей - это гифы гриба, во 2 стакане появилась зелень, потому что увеличилось число одноклеточных водорослей.)

2 задание
Прочитать текст легенды и рассказать его: существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

Манна, манна! С неба падает манна! Небесная манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.
Почему произошло это чудо? А, может и нет. Мы думаем, эта легенда связана с размножением лишайников.

2.Прочитать текст о размножении лишайников и рассказать его
3 задание
Прочитать текст о значении лишайников.
Ответить на вопросы:
1.Почему лишайники называют пионерами растительного мира?
2. На столе лежат духи, лакмус, желатин, краска, спирт, крахмал. Что объединяет эти вещества?
3. Исследовательская работа по получению краски из лишайников .

4 Исследовательская работа по определению загрязнения воздуха.
5. Показ сказки на тему значение лишайников
VIII. Рефлексия

Закончите предложение:

Я узнал(а)…

Я умею…
Закончим составлением синквейна о лишайниках
VII. Домашнее задание: 19, выполнить задание в рабочей тетради №65-67 стр.44.

Приложение №1
Было это давным-давно – 200 млн. лет назад – на заре эпохи динозавров.
Жил был гриб одноклеточный, одинокий такой и как всегда голодный. И решил он побродить по свету, голод утолить свой и заодно невесту себе подобрать.
Долго он ходил, искал по свету ту единственную и неповторимую. И наконец, нашел девицу-красавицу – водоросль зеленую, себе под стать, да еще и одноклеточную.
Понравилась невеста грибному жениху, и стали они вместе жить- поживать, да добра наживать.
Водоросль зеленая - мастерицей была, рукодельницей - лепешки могла испечь крахмальные, сахара к чаю приготовить и киселя наварить.
Да и гриб домовитый был - хозяйственный. То воды принесет, то соли к столу достанет. Не житье, а прямо сказка!
Гриб и водоросль жили долго и счастливо, и родилось у них чудо природное - раньше никем невиданное. И росло оно не по дням, не по часам, а по годам и по столетиям - очень медленно!
А назвали его родители лишайником. Хорошее имя дали богатырю природному. Мог он камни точить, горы голыми руками рушить и на скалы неприступные взбираться. А силу ему богатырскую и выдержку прекрасную гриб и водоросль придавали, от невзгод его оберегали.
Вот такой чудесный пример дружбы и любви в природе.
А человек этой дружбе название дал научное – заморское – симбиоз.
Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!
Что в этой сказке ложь, а что, правда – судить вам, ребята! А я так думаю, что в этой сказке каждое слово – истинная, правда! 
Приложение №2
Увидела лиса бородатые деревья в лесу.
– Как же они носят такие длинные бороды? Интересно, они им не мешают?– посмотрела на лишайники лиса.
– Пусть себе растут, они нам не мешают совсем,– ответили ей лишайники.
– Если бы у меня был такой длины хвост, я уже давно бы упала,– засмеялась лиса.
– А есть ли у вас друзья?
И тут внимание лисы привлёк маленький зверёк с пушистым хвостом, который ловко прыгнул на ветку ели и сорвал кусочек серой бороды лишайника.
– Ты зачем сорвала кусочек длинной бороды?– задала вопрос лиса белке.
– У меня родились бельчата. Да вот беда: ещё не поспели орехи, грибы, а детки просят есть. Отнесу им на завтрак лишайник.
– Когда ты оторвала кусочек, ему не было больно?– заботливо спросила лиса.
– Кушайте, кушайте! – сказал лишайник.– Вы белки и птицы всегда мною лакомитесь, а мышке достается то, что упадет на дорожку, или озорник – ветер сорвёт для неё. А мне от этого большая польза. Мои семена – споры по всему лесу разлетаются, и вырастет на одной сосне еще одна борода.
– Ты прав, лишайник, тебя в лесу много. Но однажды я очень испугалась, что ты исчезнешь совсем. Помнишь, к нам в лес приходили маралы. Они лакомились тобой. Мы с сорокой думали, что теперь нам уже и ничего не останется.
– Никогда не бойся за меня белка. В одном месте съедят, в другом – появлюсь, как в сказке.
– Смотри, белка, еще одни гости летят к лишайнику,– сказала лиса.
– Это маленькие птички. Слышите, как красиво они свистят:
Птички стали выбирать веточки лишайника подлиннее. Видимо для того, чтобы построить надежное теплое гнёздышко для своих деток.
– Мы совсем немного возьмём,– сказали птички.
– Какой ты добрый дедушка – лишайник ни для кого своей бороды не жалеешь.
– Чего же её жалеть? Пусть кто как может разности мои споры по всему лесу. Я где угодно прижиться могу: даже в птичьих гнездах.
– И даже в моём пушистом хвосте?– засмеялась лиса
– Смешная ты лиса!– сказал бородач – лишайник. Как ты будешь меня такого длинного на хвосте носить. У тебя сейчас своих забот хватает. Лисятам нору уже подготовила?
– Давно подготовила. Скоро появятся у меня лисята, я им про тебя расскажу дедушка – лишайник. А потом мы всем выводком придем посмотреть на тебя. Малышам будет интересно посмотреть на твоё сказочное царство, потрогать твою длинную бороду.
– Рад всегда гостям! Приходите! – ответил лисе лишайник.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме: « Лишайники- растения сфинксы»

Автор: Горгосова Любовь Николаевна

Дата: 21.03.2017

Номер свидетельства: 402197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства