kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала на основе закрепления, повторения и систематизации знаний и навыков учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»урока»

Разработка урока по теме

«Гигиена сердечно-сосудистой системы. Предупреждение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях»

учителя биологии высшей квалификационной категории

МБОУ Далисичской СОШ Суражского района Брянской области

Гончаровой Надежды Васильевны.

Формируемые УУД: п –уметь работать с различными источниками информации, строить логические суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы; р – формулировать цель урока и ставить задачи для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать результаты, проводить наблюдения, фиксировать их результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности; л – понимать значимость приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, важность заботы о собственном здоровье, уметь реализовывать теоретические познания на практике, оказывать первую доврачебную помощь себе и окружающим при кровотечениях и нарушениях сердечно-сосудистой системы; стремиться к участию в трудовой деятельности в области медицины.

Планируемые результаты: давать определения понятий тренировка сердца, дозированная нагрузка, артериальное кровотечение, венозное кровотечение, капиллярное кровотечение, жгут, давящая повязка, закрутка, объяснять важность систематических физических нагрузок для нормального состояния сердца, уметь оказывать первую помощь при различных видах кровотечений, проводить вычисления и делать оценку состояния сердца по результатам опыта.

Оборудование:

Жгуты, бинты, палочки для закрутки, презентация на тему «Причины сердечно-сосудистых заболеваний»,

Тип урока: изучение нового материала на основе закрепления, повторения и систематизации знаний и навыков учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация опорных знаний..

Добрый день, ребята. В организме человека нет самых главных и важных органов. Все органы важны и нужны. Сегодня мы будем говорить об одном из них. Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как этот. Но этот орган все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные по сей день. Во все века он был в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем! Ребята, как вы думаете, о каком органе и какой системе органов мы сегодня будем говорить?

2.

(Проекция на компьютере: биение сердца)

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар Земной похожий

Так или иначе, все земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

_ Что такое сердце?

(Предполагаемый ответ: Сердце – центральный орган кровеносной системы животных и человека, обеспечивающий движение крови по сосудам).

Сердце – это мышечный орган, состоящий их четырех камер: двух предсердий (левого и правого) и двух желудочков (левого и правого). Стенка сердца состоит из 3 оболочек: внутренней – эндокарда, наружной – эпикарда и средней мышечной оболочки – миокарда (показывается модель сердца и отделы сердца на макете и интерактивной доске)

- Что еще относится к органам кровообращения? (сосуды)

- Какие виды кровеносных сосудов вы знаете? (артерии, вены и капилляры).

Учитель: Ученые рассчитали, что если все капилляры вытянуть в одну линию, то получится расстояние от Земли до Луны. У человека два предсердия и два желудочка. Сколько кругов кровообращения у человека?

На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфообращение и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания..Форма работы: тестирование по теме: «Кровеносная система. Кровообращение».

В а р и а н т 1.

1. Сосуды, по которым кровь течет от сердца:

а) вены б) артерии в) капилляры.

2. Мельчайшие кровеносные сосуды – это:

а) капилляры б) вены в) артерии.

3. Белок гемоглобин содержится в:

а) тромбоцитах б) лейкоцитах в) эритроцитах.

4. Основная роль лейкоцитов заключается в:

а) транспорте газов б) свертываемости крови в) иммунной защите.

5. Венозная кровь содержит:

а) кислород б) угарный газ в) углекислый газ

6. Камера сердца, дающая начало малому кругу кровообращения:

а) левое предсердие б) правое предсердие в) правый желудочек.

7. Кровь какой группы можно перелить человеку со 2 группой крови:

а) первой и второй б) первой и третьей в) первой, второй и третьей.

3.

8. Скорость тока крови в венах:

а) 0,5 мм/с б) 200 мм/с в) 500 мм/с

9. Установите соответствие:


Клетки крови


Функция

1

Т-лимфоциты

А

Транспорт кислорода

2

В-лимфоциты

Б

Свертываемость крови

3

Эритроциты

В

Клеточный иммунитет

4

Тромбоциты

Г

Выработка антител

5

Фагоциты

Д

Обнаружение антител


10. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава - ………………………………………….. .

В а р и а н т 2.

1. Сосуды, по которым кровь течет к сердцу:

а) капилляры б) вены в) артерии

2. Самый крупный кровеносный сосуд – это:

а) артерия б) вена в) капилляр

3. Белок фибриноген содержится в:

а) эритроцитах б) тромбоцитах в) лейкоцитах

4. Основная ролдь гемоглобина заключается в:

а) иммунной защите б) транспорт газов в) свертывание крови

5. Артериальная кровь содержит:

а) кислород б) угарный газ в) углекислый газ

6. Камера сердца, дающая начало большому кругу кровообращения :

а) левый желудочек б) правый желудочек в) левое предсердие

7. Кровь какой группы можно перелить человеку с 1У группой крови:

а) второй и третьей б) первой и третьей в) первой, второй, третьей и четвертой.

8. Скорость тока крови в аорте:

а) 500 мм/с б) 200 мм/с в) 0,5 мм/с

9. Установите соответствие:


Клетки крови


Функция

1

Т-лимфоциты

А

Транспорт кислорода

2

В-лимфоциты

Б

Свертываемость крови

3

Эритроциты

В

Клеточный иммунитет

4

Тромбоциты

Г

Выработка антител

5

Фагоциты

Д

Обнаружение антител

10. Наследственное заболевание, которое выражено в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови – это ……………………

Критерий оценивании 1 балл за правильный ответ. Ребята обмениваются работами и проверяют друг у друга (работа в паре)

4.

Ключ ответов на экране: Вариант 1. 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-в, 7-а, 8-б.

9.

А

Б

В

Г

Д

3

4

5

2

1

10. Малокровие

Вариант 2. 1-б, 2- а, 3- а 4- б, 5- а, 6- а, 7 –в, 8 – а.

9.

А

Б

В

Г

Д

3

4

5

2

1

10 Гемофилия.

Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил четыре – тоже молодцы, кто получил три – проанализируйте свои ошибки и повторите дома неусвоенный материал. Попробуйте исправить оценки на следующем уроке.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года: работает, работает и работает, приводя в движение весь организм. За час оно перекачивает около триста литров крови. За одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти 20-этажного дома. Но оно подвержено различным воздействиям и

вследствие этого возникают серьезные изменения в его работе. Любые изменения, любые отклонения в организме, - это …………..

Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока: «Заболевания кровеносно-сосудистой системы, их предупреждение. Виды кровотечений, первая помощь при кровотечениях».

Эпиграфом к уроку будут такие слова: «У нас только одно сердце и одна жизнь и необходимо заботиться об этих сокровищах» (Г.Бретт).

Давайте поставим цель урока: 1) Изучить заболевания сердечно-сосудистой системы, причины их возникновения. 2) Изучить виды кровотечений и научиться оказывать первую помощь при их возникновении.

Учитель: Как вы думаете, какие заболевания стоят на 1 месте среди населения?

(сердечно-сосудистые)

Учитель: сердечно-сосудистые заболевания занимают 1 место среди заболеваний во всем мире. Число их постоянно растет. Не случайно день 26 сентября объявлен Всемирным Днем Сердца. В этот день кардиологи и кардиохирурги всего мира обсуждают проблемы лечения заболеваний сердца и сосудов. Раньше не знали причин сердечно-сосудистых заболеваний и поэтому не могли их лечить. Медицина сегодня пошла далеко.

Учащиеся . Какие сердечно-сосудистые заболевания вы знаете?

Ученики: инфаркт миокарда, гипертания, порок сердца, тромбофлебит.

Поговорим о каждом их них.

5.

Учитель. Ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей. Для того, что бы знать как с ними бороться, каждый человек должен знать от чего они возникают и делать все, чтобы эти болезни не коснулись его.

Поговорим о заболеваниях:

1. Гипертоническая болезнь (гипертония) – болезнь, при которой повышается артериальное давление и поражается сердечно-сосудистая система.

2. Гипотоническая болезнь (гипотония) – это состояние организма, при котором понижается артериальное давление (ниже 100/60) и снижен тонус артерий.

3. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) – болезнь кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу. Кровь, приносящая кислород и питательные вещества, не проходит в нужном количестве через сосуды сердца из-за их сужения или закупорки. Происходит кислородное «голодание» сердца

4. Стенокардия – (грудная жаба) – недостаточное питание сердца проявляется сильной болью за грудиной при физической нагрузке, стрессе, выходе на холод или переедании. Осложнением Ишемической болезни сердца является инфаркт миокарда.

5. Инфаркт миокарда – отмирание участка сердечной мышцы, вызванное ее «голоданием». Инфаркт миокарда – это тяжелое заболевание, вызывающее частую гибель людей. Он является первым по частоте «убийцей» людей во всем мире.

6. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) – острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга.

7. Тахикардия – это увеличение частоты сердечных сокращений более 90 ударов в минуту.

8. В последнее время распространено заболевание аритмия. Факторов риска аритмии является не только болезнь сердца, но и физическая и психическая усталость.: стрессы, курение, злоупотребление алкоголем, чрезмерное употребление кофеина.

Учитель. Сейчас послушайте стихотворение и выделите факторы, отрицательно влияющие на работу сердца:

Сердце – мышечный насос – никогда не отдыхает.

От рожденья и до смерти нашу кровь качает.

Отдых в меру, крепкий сон, спорт и физкультура,

Сердце бьется как часы, стройная фигура.

Будешь ты всегда здоров без больниц и докторов.

Алкоголь, табак, наркотик, стресс переедание –

Это сердцу страшный враг, просто наказание.

Если ты здоровью враг – то живи на свете так.


6.

Учитель. Ребята, назовите причины сердечно-сосудистых заболеваний, которые прозвучали в этом стихотворении.

Учащиеся. Снижение физической активности, избыточное питание, курение, употребление алкоголя, неблагоприятная экологическая обстановка и чрезмерные психические нагрузки.

Учитель: отгадайте загадку: Что на свете самое дорогое?

Учащиеся. Самое дорогое – это здоровье. Если человек болен – ему никакие богатства не нужны. Каждый человек сам отвечает за свое здоровье.

Практическая работа:

Здесь очевидна связь работы сердца и здорового образа жизни. Движение – это жизнь. Сейчас мы проведем физкультминутку и одновременно выполним практическую работу. Сначала мы посчитаем с вами пуль в состоянии покоя. Назовите, где лучше услышать пульс? (ответы учащихся: на запястье, бедренная и сонная артерии). Вам предлагается выполнить подсчет пульса в состоянии покоя и после физминутки.1. Посчитаем пульс за 10 сек и умножим на 6. В состоянии покоя. 2. Сделаем физминутку и сразу же посчитаем пульс за 10 сек и умножим на 6.

Оцениваем результаты. Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину – результаты средние, а если больше чем на половину – результаты неудовлетворительные.

Учитель. А теперь поговорим о причинах сердечно-сосудистых заболеваний.

1 Учашийся: Одной из причин сердечно-сосудистых заболеваний является употребление спиртных напитков. Если человек постоянно употребляет спиртное, то сердце его покрывается жиром и увеличивается в 1,5 – 2 раза от обычного. При этом сердце расширяется и обессиливается. Оно будет работать плохо и не может обеспечить организм кровью в достаточном количестве. После употребления спиртного, сокращения сердца учащаются. Под влиянием спиртного кровеносные сосуды сужаются, и в сердце появляются тяжелые приступы, вследствие чего человек может умереть.

2 учащийся. В состав табака имеются такие вредные вещества как никотин, угарный и углекислый газы, аммиак, мышьяк, пиридин и т.д. Курение – источник самых различных заболеваний нервной и кровеносной системы, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. Никотин в малых дозах приводит к нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. Статистические данные говорят по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда. Никотин вызывает устойчивый спазм сосудов, инфаркт миокарда.

Учитель. Жизнь современного человека богата эмоциональными чувствами. Некоторые эмоции воздействуют положительно, другие – отрицательно.


7.

3 ученик. Отрицательно влияющие эмоции приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям. С одноклассниками, друзьями, родителями, учителями надо быть в хороших отношениях, уважать их чувства, стараться всячески избегать конфликтных ситуаций. Стрессовые ситуации истощают сердечную мышцу. Волнение, испуг (особенно сдерживаемый) и другие отрицательные эмоции немедленно ведут к повышению артериального давления, а в дальнейшем при определенных условиях – и к гипертонической болезни. Очень часто инфаркт или инсульт происходят в результате тяжелого стресса.

Учитель: Разумеется, нельзя обойти стороной такую важную часть нашей жизни, как питание. Мы едим, чтобы жить, а живем не для того, чтобы есть», - сказали древние римляне. Пища для нашего организма потребность, потому что пища уходит на строительство клетки, ткани и органов, является источником энергии.

4 ученик. Доказано, что обилие в нашем рационе жирной, острой, соленой пищи, не только вызывает ожирение, но и плохо влияет на эластичность сосудов, а это нарушает кровоток. Излишнее переедание является причиной сердечно-сосудистых заболеваний. У людей с избыточным весом возникновение ишемической болезни сердца возрастает в 3,4 раза. Избыточный вес приводит к нагрузке сердца. В среднем за 70 лет жизни сердце выбрасывает 150 млн литров крови, а у людей с избыточным весом увеличивается на 20-30%. Еще мыслители древности понимали, что умеренность в еде – залог здоровья и долголетия, а о тех, кто слишком много ест, говорили: «он роет себе могилу зубами».

Учитель. Общий объем циркулирующей крови в организме составляет в среднем 5 л, потеря 1/3 объеме крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания. Временно остановить кровь до приезда врача должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. А оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Какие виды кровотечений вам известны?

(артериальное, венозное, капиллярное).

- Артериальное кровотечение: необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Максимальное время наложения жгута – 2 часа для взрослых и 40-60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей. Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем – один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывается вновь. (в парах учащиеся учатся накладывать жгут т повязку)

- Для остановки венозного кровотечения на рану накладывается стерильная салфетка, а затем тугая давящая повязка. (наложение повязки)

8.

- Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы – пузырь со льдом.

- Если повреждения внешних тканей не происходит, а повреждаются только кровеносные сосуды, может происходить внутреннее кровоизлияние. В этом случае необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к месту кровотечений. Срочно доставить к врачу.

Татарская народная пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнешь» Поэтому надо быть внимательным, милосердным к больным людям, ухаживать за ними. Если ты доброжелательно относишься к больным, то и тебе также будут относиться с уважением. Легче предупредить болезнь, чем лечить, поэтому нужно постараться не болеть. Если вы будете здоровы, то ваше будущее надежно. Будьте здоровы.

Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушел с корзиной. Вытряхнул из нее мусор и наполнил ее красивыми цветами. Вернулся к богачу и вернул ему корзину.

Богач удивился и спросил:- «Зачем ты мне даешь эту корзину, наполненную красивыми цветами, если я дал тебе мусор?». Бедняк ответил: - Каждый дает другому то, что имеет в своем сердце».

Наше сердце – удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья. Сердце – самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!

Роль сердца нельзя переоценить. Именно сердце ответственно за доставку питательных веществ и кислорода в каждую клетку, за стабильную работу системы кровообращения, а значит, и всего организма. Каждый человек должен сохранить здоровье сердца, поддержать в соответствующем состоянии стенки сосудов. Всем известно, что занятия физкультурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм. Берегите сердце, тренируйте его. Занимайтесь физическим трудом и физкультурой, спортом, и тогда сердце будет здоровым и крепким.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

- А сейчас мне было бы интересно узнать, что каждый из вас вынес с нашего урока? На доске висит схема: УЗНАЛ………………

Я ЗАДУМАЛСЯ………………

ВСПОМНИЛ ………………..

НАУЧИЛСЯ ……………………..

Д\З 1) Разработать буклет «Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний» или 2) Составить кроссворд «Сердечно-сосудистая система»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Гончарова Надежда Васильевна

Дата: 06.02.2020

Номер свидетельства: 538689

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства