Разработка урока на тему "Первичная атмосфера и эволюция химических элементов."
Разработка урока на тему "Первичная атмосфера и эволюция химических элементов."
Цели урока : Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.
Развитие умений обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания их сменных учебных предметов; развить умения работать с различной литературой, обрабатывать собранный материал.
Развитие навыков применять знания по биологии, химии, физике, астрономии при объяснении вопросов происхождение жизни на земле и углубить диалектно – материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеологических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать интерпретационный характер современной науки и роль российских ученых в решении изученной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Первичная атмосфера и эволюция химических элементов."»
Биология 11 класс Урок № 5
Тема урока: Природа Земли
на ранних этапах ее формирования
Основное содержание урока:
Цели урока : Обобщить знания учащихся о сущности современных взглядов на происхождение Земли и появление жизни на ней.
Развитие умений обобщать, выделять главное, делать логические выводы, синтезировать знания их сменных учебных предметов; развить умения работать с различной литературой, обрабатывать собранный материал.
Развитие навыков применять знания по биологии, химии, физике, астрономии при объяснении вопросов происхождение жизни на земле и углубить диалектно – материалистические взгляды на эволюцию форм движения материи; доказать несостоятельность религиозных и идеологических взглядов на происхождение Земли и жизни на ней; показать интерпретационный характер современной науки и роль российских ученых в решении изученной проблемы.
Оборудование : ЭУ. «Развитие жизни на Земле»
Ход урока
I. Организационный момент :
II.Проверка усвоения материала и активизация знаний по предыдущей теме :
Вопросы учебника
III. Изучение нового материала :
Наукой установлено, что жизнь возникла около 3,5 млрд лет назад. Первые существа, появившиеся в водах первичного океана, были одноклеточными гетеротрофами, обитавшими в анаэробных условиях. Именно они дали начало всему многообразию жизни на Земле.
Историю Земли ученые разбивают на эры, эры – на периоды, периоды – на эпохи.
Окружающий нас мир огромен и разнообразен. Каждый из нас пытается познать этот мир и осознать свое место в нем. И делаем мы это на основе знаний о явлениях и закономерностях природы, чтобы познать мир мы должны создать научную картину мира, узнать, как сформировалась наша планета – Земля – и как на ней зародилась жизнь. В этом нам помогут науки: биология, химия, астрономия, физика, биохимия, биофизика, молекулярная биология, генетика.
Были сделали различные открытия в области этих наук. Достижения ученых велики. Соединив достижения этих наук, можем представить общую научную картину мира с момента происхождения Земли и появления на ней жизни и до современных форм живых организмов.
История взглядов о возникновении жизни на Земле ученых – философов античности и средневековья.
Первые картины мира, дошедшие до нас из глубины веков, созданы еще в пору античности.
Мыслители древности искали единое в многообразии окружающего мира и каждый из них это делал по-своему. Мы прослушали сообщения о создателях теорий происхождения жизни на прошлых уроках . Вспомним основные положения их учений
Натурфилософские взгляды древнегреческих мыслителей кажутся нам наивными. Но именно этими учеными – мыслителями были поставлены все основные проблемы, касающиеся развития естествознания, строения материи и материального мира, проблема движения, проблема жизни и эволюции.
Познакомились с Теорией биогенеза и абиогенеза.
Сторонники теорий биогенеза считали, что все живое происходит от живого, а, таким образом, приходили к выводу о вечности жизни. Их противники – сторонники абиогенеза, считали возможным происхождение живого от неживого, т.е. в той или иной мере допускали возможность самозарождения жизни.
Споры между сторонниками абиогенеза и биогенеза продолжались в XVIII и в начале XIX века.
Возможность самозарождения допускали – Эразм Дарвин – эволюционист, дед Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарк.
Споры вокруг самозарождения разгорелись с новой силой в середине XIX века, когда французский медик Пуше в 1859 году опубликовал трактат о самозарождении микроорганизмов.
Французская академия наук назначила специальную премию за попытку осветить вопрос по-новому.Спустя 3 года, в 1862 году премию получил французский ученый Луи Пастер.
Пастер опроверг возможность самозарождения, но не показал, как возникла жизнь на Земле.
1.Самозарождение быть не может.
2.Органические вещества в своем составе имеют те же химические элементы, что неживая природа, - это указывает на единство живой и неживой природы.
Вопрос: Что же мы будем считать критериями живого? Что отличает живое от неживого?
Ответ:
Обмен веществ.
Способность к росту.
Способность к индивидуальному развитию.
Способность к воспроизведению себе подобных.
Способность к эволюционному развитию.
Раздражимость.
Движение, подвижность.
Общая картина возникновения жизни из неживой материи при соответствующих условиях на Земле в те далекие времена, представленная Энгельсом, подтверждается современной наукой, и ее можно изобразить в виде схемы.
Схема (на доске). Элементы – неорганические соединения – органические соединения – доклеточные формы жизни – одноклеточные организмы – колониальные организмы – многоклеточные организмы (запись на доске и в тетрадях).
Эпиграфом для этой части урока можно взять слова Эразма
…В природе мировой,
В борьбе стихий,
В развитии постепенном
Все существа,
Все формы создались,
И Жизнею
Могучею зажглись!
Химическую эволюцию, или абиогенный синтез органических молекул из неорганических веществ можно разделить на три этапа:
1-й этап – начальный этап неорганической эволюции – возникновение атомов химических элементов.
2-й этап – образование простейших неорганических соединений.
3-й этап – образование простейших органических соединений биополимеров.
1-й этап. Происхождение химических элементов.
Центральные части Солнца и других звезд почти не имеют в составе настоящих химических элементов и образованы из плазмы.
На поверхности Солнца обнаружено 60 химических элементов, среди которых преобладает Н и Не. Это объясняется тем, что другие элементы с более высоким Аr и сложной структурой, атомного ядра не могут долго существовать при высокой температуре. Количество атомов водорода в Солнечной атмосфере в 4 – 5 раз больше атомов Не и в 1000 раз больше других элементов. В глубинах Солнца и звезд происходит образование сложных ядер из простейших вследствие захвата протонов и нейтронов. Образование ядра гелия из водорода.
Табл. Важнейщие события развития жи зни на ранних этапах развития Земли.
Подробное знакомство при изучении темы «Этапы развития жизни на Земле»
2-й этап неорганической эволюции. Образование простейших неорганических веществ.
А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле.
Познакомимся на следующем уроке
1.Предсказание А.И.Опарина получило широкое признание и было подтверждено экспериментально. Особую известность получили опыты Г.Юри и С.Миллера (1955г.), проведенные в Чикагском университете.
2.Экспериментальное доказательство возможности образования аминокислот из неорганических соединений – чрезвычайно важное указание на то, что первым шагом на пути возникновения жизни на Земле был абиогенный синтез органических веществ.
(Дополнительные сходные результаты были получены отечественными учеными А.Г.Пасынским и Т.Е.Павловской. Они исследовали очень важный фактор, действие которого в начальный период было особенно важно – это ультрафиолетовое излучение.)
Считают, что химическая эволюция, которая предшествовала появлению первых нуклеиновых кислот, длилась 2 млрд лет.
IV.Закрепление : Основные этапы формирования природы Земли на ранних ее этапах
Геохронологическая таблица и история развития земли на ранних этапах развития зизни