kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему «Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Состав крови: плазма и форменные элементы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целях развития естественнонаучной грамотности учитель помогает ученикам стать более самостоятельными, через организацию работы в группах, создание коллаборативной среды, применение инструкций и алгоритмов выполнения заданий. Чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности на  уроке использованы технология критического мышления и стратегии активного обучения. При решении задачи PISA «Химические элементы» на этапе закрепления изученного материала устанавливаются  межпредметные связи (химия, биология), учащиеся демонстрируют знания и компетенции (объяснять, оценивать и толковать данные и факты с научной точки зрения), что способствует развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока №28 - Ермолаева Е.Б.»

План урока № 28

Предмет биология

Класс 8

Дата:___________

Тема

Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь. Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Это урок № 1

Из 7 уроков по теме «Внутренняя среда организма»

Учитель

Ермолаева Елена Борисовна

SMART цель

Цель урока: создание условий для эффективного усвоения знаний об особенностях внутренней среды организма, о составе крови, форменных элементах крови: их строении и выполняемой функции в организме.

Обучающая: формирование знания об особенностях внутренней среды организма, о гомеостазе; о составе, строении крови, ее функциях, раскрытие особенностей строения клеток крови в связи с их функциями;

Развивающая: развитие учебно-интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, применять полученные знания, практических навыков работы с микроскопом, развитие коммуникативных способностей через организацию групповой работы, развитие творческого мышления, развитие естественнонаучной грамотности;

Воспитательная: формирование познавательного интереса к предмету, бережного отношения к своему здоровью, сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности, уважения друг к другу, воспитание культуры речи.

Задачи:

  • организовать работу в группах;

  • направлять, координировать, оценивать и поощрять учащихся;

  • устанавливать межпредметные связи;

  • формировать основы логического, критического и конструктивного мышления, умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и рисунками (таблицей) по тексту.

Результат

К концу урока учащиеся:

  • будут знать состав внутренней среды организма,

  • осознают важность поддержания относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза,

  • будут знать состав крови, название клеток крови, их строение и функции,

  • смогут отличать клетки по рисунку,

  • смогут связывать строение с выполняемой функцией,

  • будут давать определения новым понятиям или смогут объяснять их,

  • будут показывать слаженные отношения в группе, взаимопомощь, взаимоподдержку,

  • будут проявлять заинтересованность в общем успехе.



Критерии успеха

Этап

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инклюзивность

Оценивание для обучения (самооценивание, взаимооценивание, оценка учителя)

Ресурсы

вызов



Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит разминку «Ха-ха».

Проводят разминку «Ха-ха». Улыбаются друг другу.









Проверка пройденного материала

С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.

Проводит фронтальный опрос «Горячий стул», привлекает учащихся к опросу.

Примеры вопросов для фронтального опроса:

Примеры «Тонких» вопросов:

1. Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

3. Как компоненты внутренней среды связаны между собой?

4. Какие химические вещества входят в состав крови?

5. К какому типу тканей относится кровь? (к соединительной)

6. Какие особенности имеет эта ткань? (клетки далеко расположены друг от друга, много межклеточного вещества).

Примеры «Толстых» вопросов:

1.Объясните, почему кровь называют священной жидкостью?

2. Объясните, почему кровь красная?

Учащиеся составляют и задают «тонкие» и «толстые» вопросы.


Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.


Приемы по развитию навыков составления вопросов (на слайде)

осмысление




Подготовка к восприятию новой темы.

Вступительное слово учителя:
1. Определение внутренней среды организма (ВСО).

- ВСО - совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая и цереброспинальная жидкости), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания гомеостаза организма.

Бернар Клод - впервые предложил термин ВСО.

французский физиолог и патолог, один из основоположников современной физиологии и экспериментальной патологии, член АН в Париже (1854г).

Впервые предложил термин «Внутренняя среда организма» (1878г)

- Наша внутренняя среда имеет прямо противоположные характеристики по сравнению с внешней средой. Во-первых, она жидкая и состоит из трех элементов. Первая жидкость это кровь, которая переносит вещества; вторая жидкость это – лимфа, которая образуется из части тканевой жидкости, и третья - тканевая жидкость, осуществляет непосредственный обмен веществ между клетками.

2. Термин Гомеостаз.

- Между этими тремя типами жидкости происходит непрерывный обмен веществ. Однако общий состав и свойства внутренней среды остаются постоянными, что необходимо для нормальной жизнедеятельности клеток в организме в целом. Т.е. главная функция внутренней среды организма – поддержание относительного постоянства ее характеристик – гомеостаза.

3. Зачитывает отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света»:

- «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» - её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли - белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…»


Вопросы: О чём идёт речь в этом отрывке? (о сосудах с кровью). Что эта за вода в реке? (плазма). Что это за корабли? (клетки крови).

4. Термин Кровь.

- И все же самой важной является кровь, поговорим о ней подробнее.


Деление на группы «Шкатулка»

Учащиеся демонстрируют свои знания, отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока.


Записывают Схему ВСО.

ВСО: Кровь Лимфа Тканевая жидкость



























Записывают термин: Гомеостаз – постоянство состава внутренней среды организма (ph, осмотического давления)


































Отвечают на вопросы учителя.









Делятся на 4 группы: «Э», «Л», «Т», «И».



Стратегия решения проблемы (на слайде):


I



D


E



A


L

И



Д


Е



А

Л

Идентифицируйте проблему.

Доберитесь до ее сути.

Есть варианты решения!

А теперь - за работу!

Логические выводы.




























































«Э»

«Л» «Т» «И»



Актуализация

опорных знаний

Организует работу в группах: Эритроциты, Лейкоциты, Тромбоциты, Исследователи.

1-3 группы:

работа по Информационной карточке и с дополнительными источниками информации.

4 группа:

Исследовательская лаборатория

(выполнение л.р. по теме «Микроскопическое строение эритроцитов крови человека и лягушки» по Инструктивной карточке и по

Информационной карточке «Знаете ли Вы, что…»

Знаете ли Вы, у каких животных в крови самые большие по размеру эритроциты, а у каких самые маленькие, и какие лучше?)



























Информационная карточка «Состав крови», Инструктивная карточка (Лабораторная работа), Информационная карточка «Знаете ли Вы, что…»




Изучение нового материала

Оказывает помощь учащимся при выполнении заданий в группах.


Организует работу в группах сменного состава «Зигзаг» (взаимообучение).


Социализация.

Учитель – показывает слайды Электронного учебника.


Заполнение таблицы на доске (или на странице интерактивной доски).



Оформляют опорные конспекты.


Взаимообучение в группах сменного состава.



Вывешивают на доске опорные конспекты.



Заполняют таблицу в тетради.


Демонстрируют свои работы (схемы, рисунки, опорные конспекты (по группам первоначального состава), вывешивая их на доске.


Заполняют таблицу, пользуясь предложенными параметрами.

(Ячейки заполнять горизонтально)










Презентация,

слайды электронного учебника.


Таблица «Состав крови»

рефлексия




Закрепление изученного материала

Задача PISA «Химический элемент».


Решают задачу PISA «Химический элемент», обсуждают решение, находят межпредметные связи.



Проверка решения задачи (формативное оценивание).


Задача PISA «Химический элемент».



Итог урока

Таким образом, сегодня вы сами много узнали о составе крови, о сложных функциях, которые выполняет кровь, за что с древнейших времен кровь воспринималась как нечто неопознанное и таинственное. Лишь с развитием науки человечество приоткрыло завесу этой тайны.

Рефлексия «Смайлики».

Вывешивают соответствующие смайлики на доску.



Суммативное оценивание




Домашнее задание

Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Дифференцированное задание:

Синквеин «Кровь. Клетки крови»,

Кластер «Кровь. Клетки крови».

Записывают задание на дом в дневниках.

дифференцированное задание





Самооценивание урока (используйте это пространство для того, чтобы записывать свои комментарии по ходу урока. Что было положительного/отрицательного?

Какие стратегии применялись для достижения цели? Что можно улучшить?)

Урок по теме «Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь. Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.» в системе уроков по теме «Внутренняя среда организма» первый. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Присутствовало учащихся:___.

Учитель на различных этапах урока выступает как в роли Челленджера - задает проблему (помогает учащимся самим определить направление в изучении темы), усложнят ее, и мотивирует к выполнению задачи, так и в роли Фасилитатора – оказывая помощь учащимся при выполнении заданий в группах. В целях развития естественнонаучной грамотности учитель помогает ученикам стать более самостоятельными, через организацию работы в группах, создание коллаборативной среды, применение инструкций и алгоритмов выполнения заданий.

Большое внимание уделяется наличию дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами.

Чтобы сформировать основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности на уроке использованы технология критического мышления и стратегии активного обучения: Разминка «Ха-ха», Деление на группы «Шкатулка», Фронтальный опрос «Горячий стул» (развитию навыков составления вопросов «тонких» и «толстых» вопросов), Стратегия решения проблемы, Групповая работа и Групповая работа «Зигзаг» (работа в группах сменного состава). Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим (целью приема "Зигзаг" является изучение и систематизация большого по объему материала); синквейн (В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными), Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами, Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы), кластер (выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди), Рефлексия «Смайлики». Применяемые формы и средства развития КМ: разные виды групповой работы, анализ текстов, сбор данных, коллективное обсуждение, представление работ учащихся и т.д. При решении задачи PISA «Химические элементы» на этапе закрепления изученного материала устанавливаются межпредметные связи (химия, биология), учащиеся демонстрируют знания и компетенции (объяснять, оценивать и толковать данные и факты с научной точки зрения), что способствует развитию функциональной естественнонаучной грамотности учащихся.

Запланированные этапы урока направлены на достижение поставленных целей и задач.

Суммативное оценивание показало: «5»- ____, «4»-____, «3»-_____.

Ожидаемые результаты урока достигнуты:

  • учащиеся знают состав внутренней среды организма,

  • осознают важность поддержания относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза,

  • знают состав крови, название клеток крови, их строение и функции,

  • отличают клетки по рисунку,

  • связывают строение с выполняемой функцией,

  • дают определения новым понятиям или объясняют их,

  • показывают слаженные отношения в группе, взаимопомощь, взаимоподдержку,

  • проявляют заинтересованность в общем успехе.

Ожидаемые результаты заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением.

Выбранные стратегии обучения эффективны на данном уроке и направлены на развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся.

Перспективы на будущее:

1. Подбирать задания для развития критического мышления учащихся и их творческих способностей с целью развития функциональной естественнонаучной грамотности.

2. Привлекать учащихся к объективному самооцениванию и взаимооцениванию.



Просмотр содержимого документа
«Ресурсы урок №28»

Информационная карточка «Состав крови»

За кровью во все времена признавалась могучая и исключительная сила: кровью скреплялись священные клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь и душу одним и тем же. А Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в течение урока.

Плазма. Имеет относительно постоянный солевой состав. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её процентов приходится на сухой остаток – соли калия, кальция, фосфорной кислоты, белки, глюкоза, углекислый газ и др.


Клетки крови (форменные элементы)


Эритроциты. Красные безъядерные клетки крови. Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов, а это способствует более быстрому и равномерному проникновению в них кислорода. Красный цвет эритроцита зависит от белка - гемоглобина, который легко вступает в соединение с газами (кислородом и углекислым газом).

В 1 мм3 содержится 4-5 млн. эритроцитов, они образуются в красном костном мозге, живут около 120 дней и разрушаются в селезёнке и печени. Основная функция эритроцитов – перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким. Кроме того, эритроциты содержат белки, участвующие в определении группы крови.


Лейкоциты. Ядерные бесцветные клетки, поэтому их называют белыми. В 1 мм3 содержится -4-9 тыс. Живут в крови – 3-5суток. Они образуются в красном костном мозге, лимфатических узлах и селезёнке. Форма лейкоцитов непостоянна, они способны самостоятельно передвигаться, в движении напоминают амёбу. Проходя сквозь стенки кровеносных сосудов, лейкоциты могут выходить из кровеносного русла, перемещаться в межклеточном пространстве и скапливаться в поражённых участках тела. Здесь они при помощи ложноножек захватывают, поглощают и уничтожают различные микроорганизмы или отмершие клетки организма. И.И. Мечников назвал такие лейкоциты фагоцитами (клетками-пожирателями), а само явление – фагоцитозом. Разрушая чужеродные клетки, лейкоциты гибнут, образуя гной – скопление мёртвых лейкоцитов. Есть и другой способ защиты – иммунитет, а осуществляют его – лимфоциты, разновидность лейкоцитов, находящиеся в крови и лимфе. Одни лимфоциты отыскивают чужеродные соединения – антигены, другие вырабатывают химические противоядия – антитела, которые выводят из строя микробы и вирусы. При этом постоянство внутренней среды восстанавливается.

Тромбоциты. Это самые мелкие клетки крови, их иногда называют кровяными пластинками, они безъядерные. Могут быть круглой или овальной формы, Образуются в красном костном мозге, живут 5-10 суток, разрушаются в селезёнке. В 1 мм3 содержится 250- 400 тыс. Принимают участие в свёртывании крови. Если происходит травма сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают химические реакции, ведущие к свёртыванию крови: под действием ферментов жидкий белок фибриноген превращается в нерастворимый белок фибрин. Нити фибрина образуют сетку, в которой запутываются клетки крови, образуется тромб.


.

Инструктивная карточка


Лабораторная работа



См. Лабораторная работа №10 (стр 116)

























Информационная карточка «Знаете ли Вы, что…»


Знаете ли Вы, у каких животных в крови самые большие по размеру эритроциты, а у каких самые маленькие, и какие лучше?


Молодые эритроциты человека содержат ядро, которое они теряют перед выходом в кровяное русло из органов кроветворения. В результате в них может содержаться больше гемоглобина, и они могут приобрести плоскую или даже двояковогнутую форму.

В процессе эволюции организмов наблюдается тенденция уменьшения размера эритроцитов, но общее количество кислорода, которое содержится в крови при этом увеличивается. Гемоглобин может связываться с кислородом, с углекислым газом и другими газами. В эритроцитах, имеющих шарообразную форму и заполненных гемоглобином, дыхательную функцию (транспорт газов) осуществляет преимущественно только тот гемоглобин, который находится в примембранной области, поскольку газы не успевают проникнуть в толщу эритроцита. Получается, что часть гемоглобина не участвует в транспорте газа и эритроциты носят его впустую. В ходе эволюции гемоглобин, содержащийся в одной крупной клетке, распределяется по нескольким мелким. При уменьшении размеров красных кровяных клеток суммарный объем гемоглобина, транспортирующего газы в крови, увеличивается, поэтому и содержание кислорода в ней может быть больше, чем, если бы этот гемоглобин находился в крупных клетках. На рисунке 1 показано соотношение размеров эритроцитов у разных животных. Видно, что у млекопитающих величина клеток значительно меньше, чем у птиц, пресмыкающихся и амфибий. Самые крупные эритроциты у хвостатых амфибий, к которым относятся, в частности, саламандры и протеи. Размер их красных кровяных клеток около 70 мкм (1мкм = 0,001 мм). Для сравнения эритроциты человека имеют диаметр около 8 мкм и это, как видно из рисунка, еще не самые маленькие.

Рис.1. Видовые различия эритроцитов:

1 - протей, 2 - лягушка, 3 - ящерица, 4 - линь, 5 - голубь, 6 - человек, 7 - лама, 8 - сурок, 9 - коза, 10 - мускусная кабарга.




Химический элемент

Задача

Один французский химик в 19 веке нашёл в своей крови распространённый в природе химический элемент. А в это время он был влюблён в одну хорошенькую девушку. Желая доказать ей силу своей любви, химик задался целью добыть из своей крови столько этого элемента, чтобы сделать из него кольцо и подарить своей любимой. Опыт его закончился плачевно - влюблённый умер от недостатка крови.



Вопрос 1:Химический элемент

А какой химический элемент в его крови стал причиной его смерти?

А) Золото

В) Серебро

С) Железо

D) Медь


Оценка ответа


Тип вопроса: Комплексный выбор ответа

Компетенция: Объяснение с научной точки зрения

Содержание: Естественнонаучные знания

Область применения: Здоровье.

Контекст: личностный

Трудность: 2 уровень.


Код 1: С) Железо

Код 0: другой ответ

Код 9: нет ответа





Просмотр содержимого презентации
«Ресурсы урок №28»

Разминка «Ха-ха»

Разминка «Ха-ха»

Фронтальный опрос  «Горячий стул» Приемы по развитию навыков составления вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Дайте три объяснения, почему… Что…? Объясните, почему… Когда…? Почему вы думаете…? Может…? Почему вы считаете…? Будет…? В чем различие…? Как звали…? Предположите, что будет, если…? Было ли…? Что, если…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Фронтальный опрос «Горячий стул»

  • Приемы по развитию навыков составления вопросов

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Дайте три объяснения, почему…

Что…?

Объясните, почему…

Когда…?

Почему вы думаете…?

Может…?

Почему вы считаете…?

Будет…?

В чем различие…?

Как звали…?

Предположите, что будет, если…?

Было ли…?

Что, если…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Стратегия решения проблемы I D И Д Идентифицируйте проблему. E A Доберитесь до ее сути. Е  А L Есть варианты решения! Л А теперь - за работу! Логические выводы. отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света»

Стратегия решения проблемы

I

D

И

Д

Идентифицируйте проблему.

E

A

Доберитесь до ее сути.

Е

А

L

Есть варианты решения!

Л

А теперь - за работу!

Логические выводы.

отрывок из книги Г. Юдина

« Главное чудо света»

Отрывок из книги Г. Юдина  « Главное чудо света» «В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» - её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли - белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…»

Отрывок из книги Г. Юдина « Главное чудо света»

«В нашем организме есть самая длинная река в мире. По ней течёт «живая вода» - её примерно 5 - 7л, сделана она из воды, металлов, кислот, витаминов, газов. Она солёная на вкус. По этой воде плывут большие корабли, поменьше кораблики и маленькие юркие лодочки. Больше всего больших кораблей (несколько миллионов), называются они - «торговые», они красные по цвету, везут груз. Поменьше корабли - белые корабли – «военные», одни из них «съедают» врагов, другие – вырабатывают особое вещество, которое убивает захватчиков. И, наконец, самые маленькие – фиолетовые - «ремонтные», которые латают дыры…»

Работа в группах 1 группа Эритроциты 2 группа Лейкоциты 3 группа 4 группа Тромбоциты Информационная карточка Исследователи Инструктивная карточка Информационная карточка «Знаете ли Вы, что…»

Работа в группах

1 группа

Эритроциты

2 группа

Лейкоциты

3 группа

4 группа

Тромбоциты

Информационная карточка

Исследователи

Инструктивная карточка

Информационная карточка «Знаете ли Вы, что…»

Дифференцированное домашнее задание :  Синквеин «Кровь. Клетки крови»  Кластер «Кровь. Клетки крови»  «Кластер» (грозди)  С и н к в е й н - японское пятистишье 1. Тромбоциты. 2. Маленькие, бесцветные. 1.Существительное.   3. Защищают, свёртывают, останавливают. 2. Два прилагательных . 4. Безъядерные форменные элементы крови.  5. Кровяные пластинки 3. Три глагола.  4. Фраза из четырех слов.  5. Слово-синоним.  эритроциты Клетки крови  лейкоциты тромбоциты

Дифференцированное домашнее задание : Синквеин «Кровь. Клетки крови» Кластер «Кровь. Клетки крови»

«Кластер» (грозди)

С и н к в е й н - японское пятистишье

1. Тромбоциты.

2. Маленькие, бесцветные.

1.Существительное.

3. Защищают, свёртывают, останавливают.

2. Два прилагательных .

4. Безъядерные форменные элементы крови.

5. Кровяные пластинки

3. Три глагола.

4. Фраза из четырех слов.

5. Слово-синоним.

эритроциты

Клетки крови

лейкоциты

тромбоциты


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Ермолаева Елена Борисовна

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373744


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства