kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии по теме: Приматы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прима в переводе на русский язык обозначает Прима-Высший. Поэтому отряд приматы занимает первую ступень в пирамиде млекопитающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме: Приматы»

Урок биологии для 8 класса

Тема урока: Приматы


Цель урока: изучить особенности внешнего строения и образа жизни приматов.

Задачи урока:

Образовательная: рассказать учащимся об особенностях внешнего вида и образа приматов.

Коррекционная: корригировать умение воспроизводить раннее изученный материал и правильно строить высказывание при ответе на вопрос.

Развивающая: развивать навык коммуникативного общения.

Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; воспитывать чувство ответственности при выполнении заданий.


Оборудование:

  • Энциклопедии «Атлас животных».

  • Мультимедийная презентация «Приматы».

  • Схема «Животный мир»

  • Названия приматов: мартышка, макака, орангутанг, шимпанзе, горилла.

  • Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение», 2008г.


Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие. Доклад дежурного.

  2. Эмоциональный настрой учащихся.

  1. Повторение.

- Прежде чем мы начнем изучение новой темы, нужно повторить раннее изученный материал.

- Наша цель на данном этапе урока вспомнить признаки и отряды млекопитающих животных.

1. Фронтальный опрос.

- Какой раздел о животных мы изучаем?

(Млекопитающие животные)

- Назовите основные признаки млекопитающих животных.

(Рождают живых детёнышей. Выкармливают детёнышей молоком.

Сложное поведение. Заботятся о потомстве)

2.Составление пирамиды «Отряды млекопитающих» (слайд 1)

- Мы знаем, что млекопитающие животные делятся на отряды. Сейчас вспомним

названия этих отрядов по порядку. Для этого нужно построить пирамиду «Отряды млекопитающих» от грызунов до приматов.

- Какой отряд млекопитающих мы изучили первым?

(грызуны, зайцеобразные, хищные звери, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные)

- Почему в нашей пирамиде верхняя ступень не заполнена?

(Мы еще не изучили этот отряд животных)

- Для того чтобы узнать какой отряд животных мы поместим на первую ступень, вам необходимо вспомнить басню И.А. Крылова.

- Прослушайте строчки из басни и скажите, какое слово пропущено.

- «… в зеркале увидев образ свой, тихонько медведя толк ногой…»

- Кто увидел образ свой?

(Мартышка)

- Мартышка относится к отряду Приматов.

III. Изучение нового материала.

  1. Объявление темы и цели урока.

- Тема сегодняшнего урока «Приматы»

2. Запись темы в тетради.

- Откроем тетради, запишем число и тему урока.

3. Целеполагание

- Наша цель изучить особенности внешнего вида и образа жизни приматов.

4. Рассказ учителя

- Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Прима – в переводе на русский язык означает - первый, высший. Поэтому первую ступень в пирамиде «Отряды млекопитающих» занимают «Приматы». К приматам относятся различные обезьяны к ним же относится и человек разумный. Поэтому ребята мы должны знать их особенности, так как обезьяны имеют более 200 признаков сходства с человеком и стоят на второй ступени развития после человека.

  1. Словарная работа (проговаривание новых слов учителем, затем учащимися, запись новых слов в тетради).

- К приматам относится различные обезьяны: мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Повторим за мной хором названия обезьян, интонацией голоса выделяя ударную гласную: мартышка, макака, орангутанг, шимпанзе, горилла.

- Запишите названия обезьян в тетрадь.

6. Работа с картой

«Ареал обитания приматов»

- На карте выделены места обитания приматов.

- Назовите и покажите места их обитания приматов.

(Учащиеся называют и показывают: Северная и Южная Америка, Африка, Азия)

- Несмотря на разные места обитания, все приматы имеют общие особенности внешнего вида.

- Сейчас я вам расскажу об этих особенностях.

6.Рассказ учителя, демонстрация особенностей внешнего вида приматов (слайд 6)

  • Тело обезьян покрыто шерстью.

  • Широкое, голое и морщинистое лицо.

  • Глаза у обезьян направлены вперед.

  • Ушные раковины небольших размеров.

  • У обезьян пятипалые конечности.

  • Пальцы имеют плоские ногти.

  • Кисти рук и ног легко сгибаются и разгибаются.

  • Две млечные железы расположены на груди.

- Прочитайте общие особенности внешнего вида приматов.

7. Рассказы учащихся и учителя о приматах

(сопровождение слайдами 7 - 14 презентации)

- К нашему уроку некоторым из вас было дано опережающее задание: подготовить сообщение об отдельных представителях отряда Приматов.

- Ваша цель прослушать сообщения и самостоятельно выделить особенности образа жизни каждой из изучаемых обезьян.

Мартышка

Ученик:

1.Внешний вид мартышек

Длина тела 80 см, длина хвоста 80 см.

Окраска мартышек яркая: черная, рыжая, белая и зеленая.

Имеют пятипалые конечности.

Глаза направлены вперед.

2.Образ жизни.

Мартышки живут стадами и обитают в тропических лесах Африки.

Большую часть времени проводят на деревьях.

Могут совершать прыжки длиной до 15 м.

Они молчаливы и неагрессивны.

Живут до 35 лет.

3.Питание

Питаются различными плодами и семенами растений, насекомыми и другой живностью.

Ответьте на вопрос: какой образ жизни ведут мартышки?

(Большую часть времени проводят на деревьях. Мартышки живут стадами).

Макаки

Учитель:

1.Внешний вид.

Длина тела макак 30 - 70 см.

Длина хвоста может достигать 60 см.

Вес до 13 кг.

Окраска меха желтовато-бурая, оливковая, черная.

Оголенная морда.

2.Образ жизни и среда обитания.

Макаки - обитатели лесов Азии, Японии, Африки.

Ведут древесный и наземный образ жизни.

Длительность жизни 30 лет.

3.Питание

Питаются растениями и различными насекомыми и мелкими позвоночными.


Вопрос: назовите места обитания макак?

(Макаки обитатели лесов Азии, Японии, Африки)

Орангутанг

Ученик:

1.Внешний вид

У орангутангов широкое голое лицо.

Небольшие ушные раковины.

Вытягивающиеся губы.

Шерсть орангутангов очень длинная.

Цвет красновато-рыжеватый.

Орангутанги не имеют хвоста.

Руки длинные.

Ноги короткие.

2.Образ жизни и среда обитания.

Орангутанги живут небольшими группами, населяя болотистые тропические леса.

Это довольно молчаливые животные и издают мало звуков.

3.Питание.

Питаются плодами деревьев.

Внимание вопрос: где обитают орангутанги?

(Орангутанги обитают в болотистых тропических лесах)

Шимпанзе

Ученик:

1.Внешний вид.

Шимпанзе — крупные обезьяны.

Ушные раковины похожи на человеческие.

Кожа лица морщинистая.

Окраска шерсти черная.

Верхние конечности у шимпанзе длиннее нижних.

У шимпанзе хорошо развитый интеллект.

2.Образ жизни и среда обитания.

Живут стадами в тропических и горных лесах Африки.

Шимпанзе умеют кричать, стонать, ворчать.

Хорошо развита мимика.

3.Питание.

Питаются плодами деревьев.

Ответьте на вопрос: где живут шимпанзе?

(Шимпанзе живут стадами в тропических и горных лесах Африки.)

- Следующий представитель отряда Приматов – горилла. Заслушаем сообщение.

Горилла

Учитель:

1.Внешний вид

Гориллы — самые крупные из обезьян.

Длина тела достигает до 2 м.

Масса тела - 250 кг.

Туловище крепкое, мощное, массивное, с большим животом, плечи широкие.

Шерсть короткая, густая, черного цвета.

2.Образ жизни и среда обитания.

Гориллы живут небольшими семьями в Африке.

Днем ищут пищу, на ночь строят гнезда.

3.Питание.

Гориллы питаются плодами деревьев, тростником, крапивой, побегами бамбука.

Внимание вопрос: что особенного в образе жизни горилл?

(Гориллы живут небольшими семьями)

- Вы прослушали сообщения о каждом виде приматов.

Сделайте вывод, ответив на вопрос какой образ жизни, ведут приматы?

(Древесный и наземный образ жизни)

  1. Закрепление изученного материала.

- Ребята мы переходим к следующему этапу урока.

Наша цель закрепить новые знания, полученные на уроке.

1.Фронтальный опрос учащихся.

- Какую тему урока мы изучали?

(Приматы)

- О каких видах приматов вы узнали?

(Мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе, гориллы)

- Назовите приматов, которые изображены на экране (слайд 15).

(Шимпанзе, орангутан, горилла)

- Что мы узнали об образе жизни приматов? (слайд 16)

(Ведут древесный и наземный образ жизни.

Живут небольшими стадами, группами или семьями).

- Чем питаются обезьяны?

( В основном обезьяны питаются плодами растений.)

- Как приматы заботятся о потомстве? (слайд 17)

(Приматы выкармливают детенышей молоком и бережно о них заботятся)

2. Индивидуальная работа учащихся.

Задание: на партах у каждого из вас лежат карточки с индивидуальным заданием. Каждый внимательно прочитайте свое задание. У кого есть вопросы? Приступайте к выполнению.

«Особенности внешнего вида приматов»

  • Тело обезьян покрыто ___________

  • Широкое _____________ и морщинистое лицо.

  • Глаза у обезьян направлены____________.

  • Ушные раковины _____________ размеров.

  • У обезьян _____________ конечности.

  • Пальцы имеют ____________ногти.

  • Кисти рук и ног легко _____________ и_______________.

  • _________ млечные железы расположены на___________.


Проверка работ.

V. Итог урока.

Подведем итог урока.

Оценки за работу на уроке : комментирование отметок.

Домашнее задание:

  1. Записать особенности внешнего вида приматов в тетрадь из текста учебника.

  2. Индивидуальное задание:

  • 2 уровень Прочитать текстучебника с.182 и ответить на воп.1,2

  • 1 уровень Приготовить пересказ о человекообразных обезьянах.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока биологии по теме: Приматы

Автор: Дмитриева Оксана Николаевна

Дата: 25.05.2020

Номер свидетельства: 551324


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства