Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе; воспитывать чувство ответственности при выполнении заданий.
Оборудование:
Энциклопедии «Атлас животных».
Мультимедийная презентация «Приматы».
Схема «Животный мир»
Названия приматов: мартышка, макака, орангутанг, шимпанзе, горилла.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные», Москва «Просвещение», 2008г.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Доклад дежурного.
Эмоциональный настрой учащихся.
Повторение.
- Прежде чем мы начнем изучение новой темы, нужно повторить раннее изученный материал.
- Наша цель на данном этапе урока вспомнить признаки и отряды млекопитающих животных.
1. Фронтальный опрос.
- Какой раздел о животных мы изучаем?
(Млекопитающие животные)
- Назовите основные признаки млекопитающих животных.
(Рождают живых детёнышей.Выкармливают детёнышей молоком.
- Почему в нашей пирамиде верхняя ступень не заполнена?
(Мы еще не изучили этот отряд животных)
- Для того чтобы узнать какой отряд животных мы поместим на первую ступень, вам необходимо вспомнить басню И.А. Крылова.
- Прослушайте строчки из басни и скажите, какое слово пропущено.
- «… в зеркале увидев образ свой, тихонько медведя толк ногой…»
- Кто увидел образ свой?
(Мартышка)
- Мартышка относится к отряду Приматов.
III. Изучение нового материала.
Объявление темы и цели урока.
- Тема сегодняшнего урока «Приматы»
2. Запись темы в тетради.
- Откроем тетради, запишем число и тему урока.
3. Целеполагание
- Наша цель изучить особенности внешнего вида и образа жизни приматов.
4. Рассказ учителя
- Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Прима – в переводе на русский язык означает - первый, высший. Поэтому первую ступень в пирамиде «Отряды млекопитающих» занимают «Приматы». К приматам относятся различные обезьяны к ним же относится и человек разумный. Поэтому ребята мы должны знать их особенности, так как обезьяны имеют более 200 признаков сходства с человеком и стоят на второй ступени развития после человека.
Словарная работа (проговаривание новых слов учителем, затем учащимися, запись новых слов в тетради).
- К приматам относится различные обезьяны: мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Повторим за мной хором названия обезьян, интонацией голоса выделяя ударную гласную: мартышка, макака, орангутанг, шимпанзе, горилла.
- Запишите названия обезьян в тетрадь.
6. Работа с картой
«Ареал обитания приматов»
- На карте выделены места обитания приматов.
- Назовите и покажите места их обитания приматов.
(Учащиеся называют и показывают: Северная и Южная Америка, Африка, Азия)
- Несмотря на разные места обитания, все приматы имеют общие особенности внешнего вида.
- Сейчас я вам расскажу об этих особенностях.
6.Рассказ учителя, демонстрация особенностей внешнего вида приматов(слайд 6)
Тело обезьян покрыто шерстью.
Широкое, голое и морщинистое лицо.
Глаза у обезьян направлены вперед.
Ушные раковины небольших размеров.
У обезьян пятипалые конечности.
Пальцы имеют плоские ногти.
Кисти рук и ног легко сгибаются и разгибаются.
Две млечные железы расположены на груди.
- Прочитайте общие особенности внешнего вида приматов.
7. Рассказы учащихся и учителя о приматах
(сопровождение слайдами 7 - 14 презентации)
- К нашему уроку некоторым из вас было дано опережающее задание: подготовить сообщение об отдельных представителях отряда Приматов.
- Ваша цель прослушать сообщения и самостоятельно выделить особенности образа жизни каждой из изучаемых обезьян.
Мартышка
Ученик:
1.Внешний вид мартышек
Длина тела 80 см, длина хвоста 80 см.
Окраска мартышек яркая: черная, рыжая, белая и зеленая.
Имеют пятипалые конечности.
Глаза направлены вперед.
2.Образ жизни.
Мартышки живут стадами и обитают в тропических лесах Африки.
Большую часть времени проводят на деревьях.
Могут совершать прыжки длиной до 15 м.
Они молчаливы и неагрессивны.
Живут до 35 лет.
3.Питание
Питаются различными плодами и семенами растений, насекомыми и другой живностью.
Ответьте на вопрос:какой образ жизни ведут мартышки?
(Большую часть времени проводят на деревьях. Мартышки живут стадами).
Макаки
Учитель:
1.Внешний вид.
Длина тела макак 30 - 70 см.
Длина хвоста может достигать 60 см.
Вес до 13 кг.
Окраска меха желтовато-бурая, оливковая, черная.
Оголенная морда.
2.Образ жизни и среда обитания.
Макаки - обитатели лесов Азии, Японии, Африки.
Ведут древесный и наземный образ жизни.
Длительность жизни 30 лет.
3.Питание
Питаются растениями и различными насекомыми и мелкими позвоночными.
Вопрос: назовите места обитания макак?
(Макаки обитатели лесов Азии, Японии, Африки)
Орангутанг
Ученик:
1.Внешний вид
У орангутангов широкое голое лицо.
Небольшие ушные раковины.
Вытягивающиеся губы.
Шерсть орангутангов очень длинная.
Цвет красновато-рыжеватый.
Орангутанги не имеют хвоста.
Руки длинные.
Ноги короткие.
2.Образ жизни и среда обитания.
Орангутанги живут небольшими группами, населяя болотистые тропические леса.
Это довольно молчаливые животные и издают мало звуков.
3.Питание.
Питаются плодами деревьев.
Внимание вопрос: где обитают орангутанги?
(Орангутанги обитают в болотистых тропических лесах)
Шимпанзе
Ученик:
1.Внешний вид.
Шимпанзе — крупные обезьяны.
Ушные раковины похожи на человеческие.
Кожа лица морщинистая.
Окраска шерсти черная.
Верхние конечности у шимпанзе длиннее нижних.
У шимпанзе хорошо развитый интеллект.
2.Образ жизни и среда обитания.
Живут стадами в тропических и горных лесах Африки.
Шимпанзе умеют кричать, стонать, ворчать.
Хорошо развита мимика.
3.Питание.
Питаются плодами деревьев.
Ответьте на вопрос: где живут шимпанзе?
(Шимпанзеживут стадами в тропических и горных лесах Африки.)
- Следующий представитель отряда Приматов – горилла. Заслушаем сообщение.
Горилла
Учитель:
1.Внешний вид
Гориллы — самые крупные из обезьян.
Длина тела достигает до 2 м.
Масса тела - 250 кг.
Туловище крепкое, мощное, массивное, с большим животом, плечи широкие.
Внимание вопрос: что особенного в образе жизни горилл?
(Гориллы живут небольшими семьями)
- Вы прослушали сообщения о каждом виде приматов.
Сделайте вывод, ответив на вопрос какой образ жизни, ведут приматы?
(Древесный и наземный образ жизни)
Закрепление изученного материала.
- Ребята мы переходим к следующему этапу урока.
Наша цель закрепить новые знания, полученные на уроке.
1.Фронтальный опрос учащихся.
- Какую тему урока мы изучали?
(Приматы)
- О каких видах приматов вы узнали?
(Мартышки, макаки, орангутаны, шимпанзе, гориллы)
- Назовите приматов, которые изображены на экране (слайд 15).
(Шимпанзе, орангутан, горилла)
- Что мы узнали об образе жизни приматов? (слайд 16)
(Ведут древесный и наземный образ жизни.
Живут небольшими стадами, группами или семьями).
- Чем питаются обезьяны?
( В основном обезьяны питаются плодами растений.)
- Как приматы заботятся о потомстве? (слайд 17)
(Приматы выкармливают детенышей молоком и бережно о них заботятся)
2. Индивидуальная работа учащихся.
Задание: на партах у каждого из вас лежат карточки с индивидуальным заданием. Каждый внимательно прочитайте свое задание. У кого есть вопросы? Приступайте к выполнению.
«Особенности внешнего вида приматов»
Тело обезьян покрыто ___________
Широкое _____________ и морщинистое лицо.
Глаза у обезьян направлены____________.
Ушные раковины _____________ размеров.
У обезьян _____________ конечности.
Пальцы имеют ____________ногти.
Кисти рук и ног легко _____________ и_______________.
_________ млечные железы расположены на___________.
Проверка работ.
V. Итог урока.
Подведем итог урока.
Оценки за работу на уроке : комментирование отметок.
Домашнее задание:
Записать особенности внешнего вида приматов в тетрадь из текста учебника.
Индивидуальное задание:
2 уровень Прочитать текстучебника с.182 и ответить на воп.1,2
1 уровень Приготовить пересказ о человекообразных обезьянах.