Тема урока: Пищеварение. Обмен веществ
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ».
Задачи урока:
Предметные: закрепить знания учащихся о строении и функционировании органов пищеварения, о нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения; скорректировать выявленные пробелы в знаниях.
Метапредметные: формировать и развивать навыки работы с различными типами заданий, стимулировать развитие логического мышления при составлении схем на основе полученных знаний.
Личностные: создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в паре, группе.
Образовательные задачи:
1. Систематизирование и обобщение знания учащихся о строении и функции органов пищеварительной системы, их нервной и гуморальной регуляции, о пищеварении в различных отделах пищеварительного тракта, об обмене веществ; выявить качество усвоения учебного материала.
3. Продолжение развивать у учащихся приемы логического обоснования правил гигиены, самонаблюдения.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать формированию научного мировоззрения.
3. Формировать культуру учебного труда и этических норм межличностного общения, убежденность в ценности здорового образа жизни.
Развивающие задачи:
Применяя групповые, фронтальные, проблемно-поисковые методы способствовать развитию у обучаемых умения познавать мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизни, потребности в творческой самореализации.
Форма организации учебной деятельности: урок - систематизации и обобщения изученного материала, выявления прочности знаний учащихся по изученной теме.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Оборудование:
презентация к уроку:
карточки – задания для каждой команды;
1 лоток: накрахмаленный бинты, ватные палочки, йод, стакан с водой, чашка Петри, индикатор;
2 лоток: яичный белок, желудочный сок, пробирки, индикатор;
3 лоток: желчь, растительное масло, индикатор, стеклянные палочки, пробирки.
Конверты с заданиями
Структурно- логическая схема урока:
Весь класс делится на три команды:
1-я команда ;
2-я команда ;
3-я команда.
1. Целеполагание
При помощи учеников формулируются цели данного урока. Для удобства предложенные цели записываются на отдельных листках и вывешиваются на доске.
Что мы должны знать поданной теме:
Строение органов пищеварения
Функции органов пищеварения
Как регулируется работа органов
Какие вещества необходимы организму
Основные термины и понятия
Что мы должны уметь по данной теме:
Работать с изображениями органов
Выделять главное и второстепенное
Где вы можете применить данные знания
Для сохранения своего здоровья
Для формирования правильного режима питания
Для составления правильного рациона питания
Ход урока:
1-й конкурс «Кто быстрее и правильнее» (3балла).
2-й конкурс «Загадочные цифры» (3балл).
3-й конкурс «Физкультминутка (5 баллов).
4-й конкурс” «Творческий” (5баллов).
Результаты конкурсов
Домашнее задание
Подведение итогов:
а) подсчет баллов;
б) выставление оценок
1. Вводное слово учителя, объявление темы урока, постановка цели и задач, организационно-психологический момент:
Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
Пищи происходит усвоение,
И тому виной… (пищеварение)
Учитель: Тема нашего урока “Пищеварение. Обмен веществ”.
Верно, пищеварение – один из важнейших процессов, происходящих в организме человека. Правильное пищеварение – это основа здоровья человека!
Давайте подумаем, какие задачи будут стоять перед нами на уроке? Строение пищеварительной системы, процессы и функции органов.
Учитель: Правильно, мы сегодня обобщим и систематизируем знания по теме: «Пищеварение. Обмен веществ»
Работать вы будете по группам. Капитаны команд поднимите руку! Вы мои основные помощники! Та, команда участников, которая соберет больше всего баллов, получит «5» в журнал.
1-й конкурс - эстафета “Кто быстрее и правильнее”
Каждая команда получает схема пищеварительной системы. Каждый участник подписывает 1 орган или железу и передает следующему по кругу, пока полностью будут заполнены пустые поля.
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)
Проверяем правильные ответы. Меняемся плакатами: команда №1 проверяет у команды №2, команда №2 проверяет №3, команда №3 у команды №1.
2-й конкурс «Загадочные цифры»
Что означают эти цифры?
(Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает, за быстрый и правильный ответ команда получает баллы.)
32 (зубы);
3 литра (емкость желудка);
1,5 кг (вес печени);
5-6 м (длина тонкого кишечника);
27 - 30 см (двенадцатиперстная кишка)
около 35 млн. (желез внутри желудка)
3 конкурс «Физкультминутка»
Учитель: Предлагаю вам немного отдохнуть.
1.Если я говорю правильно, вы поднимаете вверх правую руку, если неправильно держите руки опущенными:
Желчный пузырь – это химическая лаборатория нашего организма (НЕТ)
Язык - это орган вкуса и речи (ДА)
Недостаток витамина Д приводит к заболеванию - РАХИТ (ДА)
2.Если я говорю правильно, вы поднимаете вверх левую руку, если неправильно держите руки опущенными:
Гликоген – это животный крахмал (ДА)
Жиры могут превращаться в белки (НЕТ)
При расщеплении 1 грамма белка освобождается 38, 9 к Дж энергии (НЕТ, 17,6)
Если я говорю правильно – вы сидите, если неправильно – встаете
1. Недостаток витамина С приводит к заболеванию – Куриная слепота (НЕТ).
3. Углеводы могут превращаться в жиры (ДА)
4. Дентин – это мякоть зуба (НЕТ)
Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по организму человека, вместе с бутербродом, а поможет нам в этом ученица 8 класса, которая подготовила данную презентацию.
Презентация «Путешествие бутерброда»
Для того, чтобы продолжить наше путешествие, мы проведем следующий конкурс «Творческий», для этого мы разделим наш бутерброд на три составные части
4-й конкурс “Творческий” (5 баллов).
Каждая команда получает пищевой продукт.
1-й команде – кусочек хлеба.
2-й команде – колбасу, только мы заменим вредный продукт на более полезное куриное яйцо
3-й команде – масло, но только - растительное
Каждая команда получает папку в ней:
Карточка – задания, отвечаете на вопросы.
Выполните, практическую часть. Внимание обратите на вывод, необходимо вставить пропущенные слова.
Время на выполнения 5 минут.
Подведение итогов конкурсов
Завершение презентации «Путешествие бутерброда»
5 конкурс «Пятый лишний»
Каждой команде выдается листочки с заданием. Задание состоит в том, чтобы найти в последовательности предложенных понятий - лишний элемент. Количество полученных командой баллов определяется количеством правильно найденных лишних элементов. (3 балла)
Задание:
1. Пищевод, трахея, двенадцатиперстная кишка, тонкий кишечник, толстый кишечник, (лишний – трахея).
2. Крахмал, белки, минеральные соли, жиры, углеводы (лишний – минеральные соли).
3. Аминокислоты, глюкоза, глицерин, жирные кислоты, гликоген (лишний – гликоген)
Домашнее задание
Учитель: Древнекитайский мыслитель Конфуций полагал, что “Если человек беспорядочен в своем отдыхе, нерегулярен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его”. Ученые нашего времени установили, что здоровье человека зависит от 4-х главных факторов: на 50% - от здорового образа жизни, на 20% - от наследственности, на 20% - от экологической обстановки и на 10% - от здравоохранения. Другими словами, в наших с вами руках удержать 50% собственного здоровья!!!
Без знаний своего организма – это трудно сделать!
Ваше домашнее задание: к следующему уроку при помощи этого шаблона разработать меню здорового школьника с учетом энергозатрат и калорийности продуктов. А также большую помощь вам окажет, статья о рациональном питании школьников сайте интернета
Подведение итогов Подсчет жетонов. Победителям команды выставляются оценки в журнал, остальные капитаны команд оценивают работу каждого участника!
ПРИЛОЖЕНИЕ
3-й конкурс “Творческий”
(5 баллов). 1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта?
За правильное определение органического вещества – 1 балл.
2. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека”
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление данного вам органического вещества?
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл.
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ.
За правильно выполненное задание команда получит 2 балла.
в) В какой среде происходит процесс расщепления органических веществ?
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл
3. Подготовьте устный ответ.
Время подготовки 4–5 мин
Лабораторная работа «Действие слюны на углевод крахмал».
Оборудование: Кусочки накрахмаленного бинта, вата, аптечный йод (5%), вода в стакане
Ход работы:
Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. С этой целью налейте несколько капель йода в воду, до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
Сверните накрахмаленный бинт в два раза и хорошо смочите уголочек сгиба слюной.
Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2мин).
Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
Вывод: Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное ______________окрашивание, по которому можно узнать, где он сохранился. Когда мы обрабатываем накрахмаленный бинт слюной, он через время становится _______________ там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны _________________, крахмал расщепляется до _________________.
Другой опыт, можно провести, если, долго жевать кусочек хлеба, то он станет ___________________________ на вкус.
3-й конкурс “Творческий”
(5 баллов). 1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта?
За правильное определение органического вещества – 1 балл.
2. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека”
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление данного вам органического вещества?
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл.
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ.
За правильно выполненное задание команда получит 2 балла.
в) В какой среде происходит процесс расщепления органических веществ?
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл
3. Подготовьте устный ответ.
Время подготовки 4–5 мин
Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белки».
Оборудование: Стакан с желудочным соком, 2 пробирки с хлопьями белка куриного яйца.
Цель работы: Показать, что фермент желудочного сока пепсин
способен расщеплять белки.
Пояснение: Взвесь белка куриного яйца имеет беловатый цвет с
хлопьями. Под действием фермента пепсина нерастворимый белок
расщепляется до растворимых аминокислот.
Ход работы:
1 Добавьте в одну из пробирок с белковой взвесью желудочный сок. 2. Возьмите пробирку в ладонь и подержите некоторое время, согревая взвесь. 3. Через 5 минут сравните содержимое 2-х пробирок.
Вывод: Прозрачность опытной пробирки показывает, что произошло расщепление белка ферментом _______________ в желудке образуются растворимые ________________, т.е. в желудке сложные белки, расщепляются - до простых только при температуре _____________________человека
3-й конкурс “Творческий”
(5 баллов).
1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта?
За правильное определение органического вещества – 1 балл.
2. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека”
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление данного вам органического вещества?
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл.
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ.
За правильно выполненное задание команда получит 2 балла.
в) В какой среде происходит процесс расщепления органических веществ?
За правильно выполненное задание команда получит 1 балл
3. Подготовьте устный ответ.
Время подготовки 4–5 мин
Лабораторная работа «Действие желчи на жиры».
Оборудование: пробирки с растительным маслом, стаканчики с желчью и раствором трипсина
Цель работы: 1 Показать, что в кишечнике под действием ферментов окончательно расщепляются жиры.
Ход работы:
В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь
и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.
Вывод: в двенадцатиперстную кишку открываются проток
______________, выделяющий желчь и проток __________________железы
выделяющий трипсин.
Под действием желчи жиры распадаются на мелкие капельки и
становится более доступной для расщепления ферментами
кишечника до ________________________.
Через ворсинки кишечника происходит
всасывание переваренной пищи в _____________
Ответы к конкурсу Конкурс “Творческий”
(5 баллов) Хлеб
Вопрос | Ответ | Баллы |
1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта? | Углеводы | 1 балл. |
2. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека” |
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление данного вам органического вещества? | 1. ротовая полость; 2. тонкий отдел кишечника (двенадцатиперстная кишка) | 1 балл |
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ. | 1. Амилаза (ротовая полость) 2. Мальтаза, (если, молочный сахар) Амилаза (тонкий кишечник, двенадцатиперстная кишка) | 2 балла. |
в) В какой среде происходит процесс расщепления органических веществ? | В щелочной | 1 балл |
Итого | | |
Лабораторная работа «Действие слюны на углевод крахмал».
Оборудование: Кусочки накрахмаленного бинта, вата, аптечный йод (5%), вода в стакане
Ход работы:
Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. С этой целью налейте несколько капель йода в воду, до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.
Сверните накрахмаленный бинт в два раза и хорошо смочите уголочек сгиба слюной.
Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся(1-2мин).
Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.
Вывод: Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому можно узнать, где он сохранился. Когда мы обрабатываем накрахмаленный бинт слюной, он через время становится темно - синим там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны амилаза, крахмал расщепляется до глюкозы.
Другой опыт, можно провести, если, долго жевать кусочек хлеба, то он станет сладким на вкус.
3-й конкурс “Творческий”
(5 баллов). Колбаса
Вопрос | Ответ | Баллы |
1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта? | Белки | 1 балл. |
2. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека” |
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление данного вам органического вещества? | 1. желудок; 2. тонкий отдел кишечника (двенадцатиперстная кишка) | 1 балл |
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ. | 1. Пепсин (желудок) 2. Трипсин (тонкий кишечник, двенадцатиперстная кишка) | 2 балла. |
в) В какой среде происходит процесс расщепления органических веществ? | В кислой | 1 балл |
Итого | | |
Лабораторная работа « Действие желудочного сока на белки».
Оборудование: Стакан с желудочным соком, 2 пробирки с хлопьями белка куриного яйца.
Цель работы: Показать, что фермент желудочного сока пепсин
способен расщеплять белки.
Пояснение: Взвесь белка куриного яйца имеет беловатый цвет с
хлопьями. Под действием фермента пепсина нерастворимый белок
расщепляется до растворимых аминокислот.
Ход работы:
1 Добавьте в одну из пробирок с белковой взвесью желудочный сок. 2. Возьмите пробирку в ладонь и подержите некоторое время, согревая взвесь.
3. Через 5 минут сравните содержимое 2-х пробирок.
Вывод: Прозрачность опытной пробирки показывает, что произошло расщепление белка ферментом пепсином в желудке образуются растворимые аминокислоты, т.е. в желудке сложные белки, расщепляются - до простых только при температуре тела человека.
3-й конкурс “Творческий”
(5 баллов) Масло
Вопрос | Ответ | Баллы |
1. Какое органическое вещество составляет пищевую ценность данного продукта? | Жиры | 1 балл. |
2. Выполните задания по схеме: “Пищеварительная система человека” |
а) Обозначьте органы пищеварительной системы, где происходит расщепление данного вам органического вещества? | 1. двенадцатиперстная кишка; 2. тонкий отдел кишечника | 1 балл |
б) Запишите названия ферментов, под действием которых происходит расщепление данных органических веществ. | 1. Липаза (двенадцатиперстная кишка) 2. Лецитиназа (тонкий кишечник) | 2 балла. |
в) В какой среде происходит процесс расщепления органических веществ? | В щелочной | 1 балл |
Итого | | |
Лабораторная работа «Действие желчи на жиры».
Оборудование: пробирки с растительным маслом, стаканчики с желчью и раствором трипсина
Цель работы: 1 Показать, что в кишечнике под действием ферментов окончательно расщепляются жиры.
Ход работы:
В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь
и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.
Вывод: В двенадцатиперстную кишку открываются проток желчного пузыря, выделяющий желчь и проток поджелудочной железы
выделяющий липазу.
Под действием желчи жиры распадаются на мелкие капельки и
становится более доступной для расщепления ферментами
кишечника до жирных кислот и глицерина.
Через ворсинки кишечника происходит
всасывание переваренной пищи в лимфу.