kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока 9 класс по теме:"Виды размножения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит достаточно глубокую информацию о видах и формах размножения организмов, позволяет активизировать работу учащихся с помощью различных интнрактивных  методов обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 9 класс по теме:"Виды размножения."»

Разработка урока в 9 классе по теме:

 Бесполое и половое размножение организмов .Оплодотворение.

Подготовила учитель биологии МОУ « СШ №15г.Макеевки»

Волина Алла Александровна

Цель урока: расширить и углубить знания студентов о формах размножения живых организмов.


Задачи:

Методическая: показать положительное значение самостоятельной деятельности студентов при изучении нового материала на повышение мотивации и качества обучения; а также результативность использования инновационных технологий при обучении

Образовательные: познакомитьс особенностями бесполого и полового размножения и их типами; раскрыть значение размножения как свойства живой материи, дать объяснения биологическому значению каждой из форм размножения, формировать у навыки обобщения и систематизации знаний.

Развивающие: развивать стремление к самообразованию; совершенствовать умение работать в группах, стимулировать моральные переживания взаимного обучения, чувства заинтересованности в успехах товарища; формировать ответственное отношение к собственному образованию, развивать критическое мышление.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к живым организмам и любовь к родному краю.

Базовые понятия: бесполое размножение, вегетативное размножение, половое размножение, половые клетки, прямое деление, непрямое деление, шизогония, спорообразование, почкование, фрагментация, копуляция, конъюгация, раздельнополые организмы, гермафродиты, полиэмбриония, партеногенез.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков (с использованием элементов технологии развития критического мышления).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и методические приемы:

1. Информационно-рецептивные:

а) словесный: рассказ, объяснение, беседа, работа с раздаточным материалом;

б) наглядный: рисунки, слайды.

Приемы: изложение информации, объяснения, активизация внимания и мышление, получение новых знаний.

2. Репродуктивный:

Приемы: изложение готового материала, конкретизация и закрепление приобретенных знаний.

3. Проблемно-поисковый: постановка проблемного вопроса.

Приемы: анализ проблемной ситуации, активизация внимания и мышления.

4. Визуальный:

Приемы: составление схем и таблицы.

5. Интерактивные:

а) интерактивное упражнение: «Ассоциативный куст»;

б) методы: «Микрофон» и «Незаконченное предложение».

Приемы: создание ситуации заинтересованности и познавательной новизны.


Ход урока.

I. Организационный этап

Сообщение темы урока.

Цель урока: ознакомиться с понятием «размножение» его формами и типами.

Задание урока: определить, какое значение имеет размножение для существования жизни на Земле, какие существуют формы и типы размножения? А также можно ли выделить наиболее совершенный способ размножения? Узнать об особенных формах размножения (партеногенез и полиэмбриония). 

2. Мотивация учебной деятельности, актуализация опорных знаний.

Слово преподавателя.

Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству. Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов, но взамен им рождаются новые организмы. И так бесконечно. Это единственный путь к бессмертию.

Что же такое размножение? Учитель предлагает ученикам вспомнить все понятия, связанные со словом размножение и записывает их на доске.


Выполнение упражнения «Ассоциативный куст»

Размножение – свойство живых организмов воспроизводить себе подобных за счет передачи наследственных признаков от предков к потомкам.

Бесполое размножение - образование нового организма из одной или группы клеток материнского организма.

Половое размножение - образование нового организма в результате слияния специализированных половых клеток (гамет), образованных разными организмами.


3. Осмысление. Изучение нового материала.

План изучения нового материала.

Характеристика форм размножения (Лекция с элементами беседы). 

Формы размножения

бесполое

половое

Число родительских особей, дающих начало новому организму
Исходные клетки

Одна особь. Одна или несколько соматических неполовых клеток

Обычно две особи.
Образуются специализированные клетки – гаметы и происходит половой процесс.

Сущность каждой формы

В наследственном материале потомков генетическая информация является точной копией родительской

Объединение в наследственном материале потомков генетической информации обоих родителей, происходит комбинация признаков

Основной клеточный механизм образования клеток

Митоз

Мейоз

Биологическое

значение

Способствует сохранению наибольшей приспособленности в неменяющихся условиях среды, усиливает стабилизирующую роль естественного отбора

Способствует генетическому разнообразию особей вида благодаря кроссинговеру и комбинативной изменчивости; создает предпосылки к освоению разнообразных условий обитания, обеспечивает эволюционные перспективы видов

Бесполое размножение. (Лекция с элементами беседы, совместное заполнение таблицы). 

Бесполое размножение имеет две формы: собственно бесполое и вегетативное размножение.

собственно бесполое

вегетативное размножение

?

?

?

?

Бесполое размножение происходит путем деления (бинарное деление), множественного деления (шизогония), почкование и спорообразование.

К вегетативному размножению относят почкование, фрагментация тела, размножение растений вегетативными органами или их видоизменениями, клонирование.


Деление клетки: прямое (амитоз) и деление надвое

(бинарное деление)

При прямом делении происходит деление клетки на две части. А при бинарном - из одной родительской клетки путем митоза образуются две дочерние, каждая из которых дает начало новым аналогичным клеткам

Прокариоты, простейшие (амеба, инфузория, эвглена), одноклеточные грибы и водоросли, соматические клетки многоклеточных организмов

Множественное деление (шизогония)

Сначала многократно делится клеточное ядро, клетка становится многоядерной. Затем делится цитоплазма, образуется множество одноядерных дочерних клеток

Одноклеточные животные (споровики), многоклеточные (малярийный плазмодий)

Спорообразование

Спора – микроскопическая, одноклеточная структура, состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра, покрытая плотной оболочкой, защищающей от внешних воздействий. Спора (зооспора – спора со жгутиками) дает начало одной особи

 Бактерии, водоросли, споровые растения (мхи, папоротники, хвощи), все виды грибов, некоторые растения

Вегетативное размножение

Образование новой особи из части вегетативного тела материнской особи.

Фрагментация

Разделение особи на две и более частей, каждая из которых растет и образует новую особь

Нитчатые водоросли (спирогира, улотрикс), плесневые грибы, лишайники, кишечнополостные, плоские и кольчатые черви

Почкование

Новый организм образуется в виде выроста (почки) на теле материнской особи, затем почка растет, достигает размера материнской и отделяется от нее. Наблюдается и неполное отделение дочерних организмов

Дрожжевые грибы, некоторые инфузории, кишечнополостные (гидра, коралловые полипы)

Размножение с помощью вегетативных органов или их видоизменений

Осуществляется при помощи корневища, клубня, луковицы, листа, выводковых почек, корневых отпрысков и т.д.

Растения (лук, нарцисс, тюльпан, гладиолус, малина, вишня, крыжовник, виноград, мята, пырей, картофель, земляника, клубника, комнатные растения)

Клонирование

Клон — совершенно одинаковое в генетическом отношении потомство, полученное в результате имплантации ядра соматической клетки донора в яйцеклетку. Таким образом, получают зиготу, минуя «классическое» оплодотворение.

Все организмы, полученные по такой технологии, от первых головастиков до овцы Долли.

.3. Половое размножение. Работа в группах над отдельными вопросами. Проработка текста раздаточного материала, словарная работа.

Использование метода «Ажурная пилка».

Группы работают над темами:

1 группа — половое размножение;

2 группа — половой процесс (конъюгация, копуляция);

3 группа — раздельнополые организмы и гермафродиты;

4 группа — партеногенез, полиэмбриония.

4. Закрепление приобретенных знаний. 

Фронтальная беседа. Метод «Микрофон».

  • Что такое размножение?

  • Назовите основные формы размножения организмов.

  • В чем различия бесполого и полового размножения?

  • Каково биологическое значение бесполого размножения?

  • Каково биологическое значение полового размножения?

  • Можно ли выделить наиболее совершенный способ размножения?


5. Рефлексия. Рассуждение.

Психологическая разгрузка (по методу «незаконченного предложения») 

  • В группе я работал…

  • Я оцениваю работу группы…

  • Мои пожелания группе, учителю

6 . Подведение итогов занятия.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока 9 класс по теме:"Виды размножения."

Автор: Волина Алла Александровна

Дата: 28.02.2021

Номер свидетельства: 574544


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства