kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка бинарного урока биология-физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка бинарного урока биология-физика»





Методическая разработка

«Межпредметная интеграция как средство достижения метапредметных результатов»



Авторы: Ситникова Зоя Викторовна, учитель биологии МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧреждениЯ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1 города Донецка»

Ефименко Дмитрий Евгеньевич, учитель физики МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧреждениЯ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 1 города Донецка»









Донецк – 2018






В рамках реализации программы ГОС учитель должен решить несколько важных задач, и одной из важнейших является развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, недостаточно знаний, полученных в школе. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты следующие навыки:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения информации.

Биология является такой дисциплиной, на базе которой можно достаточно эффективно внедрять метапредметные технологии обучения. Биологические знания тесно связаны с практической деятельностью, являются актуальными для сохранения здоровья человека, пересекаются с другими науками, такими как география, физика, химия, астрономия и др.

Предметом изучения в биологии в обобщенном виде является вся среда обитания человека. А, значит, этот предмет позволяет легко мотивировать учащихся к обучению, используя связь с повседневной жизнью. Предмет биологии уже изначально является метапредметом, так как позволяет использовать и расширять все знания, получаемые учениками при изучении различных дисциплин: о растительном и животном мире, человеке, культуре, здоровье, гигиене, общении, труде, эпохах, среде обитания, пространстве, физических характеристик объектов, химических явлениях в окружающем мире, художественных образах природы, окружающих нас звуках, создаваемых человеком объектах, искусственном интеллекте и др.

Следует отметить, что ученики старших классов, как правило, уже определились с выбором, а ученики среднего звена отдают предпочтение тому или иному предмету. Именно поэтому, чтобы заинтересовать ученика, развить у него личностный интерес и предметные результаты, необходимо включать в рабочие программы интегрированные уроки, где можно показать взаимосвязь с другими предметами. Опираясь на знания этих наук, учитель может в полном объеме представить учащимся объект изучения, доказать проблему с разных учебных дисциплин и достигнуть более глубокого осмысления изучаемого явления.

Интегрированные уроки, которые использовались и используются достаточно активно, на мой взгляд, являются звеном одной цепочки действующей по усложняющейся схеме:

межпредметный урок -интегрированный урок — метапредметный урок.

Учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Вот почему желательно проводить такие уроки, чтобы помочь школьникам создать целостное восприятие изучаемых предметов, явлений, процессов.


















Конспект интегрированного урока по биологии и физике 11 класс

Тема урока: «Эти знакомые незнакомые сказки»

Цели и задачи предлагаемого материала:

Формирование у учащихся представлений о единстве природы и наук о ней, представлений о том, что физические законы лежат в основе биологических методов исследования. Достижение этой цели позволит показать общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.

В соответствии с этой целью создаются условия для решения следующих образовательных задач: углубление и расширение знаний учащихся по механике, термодинамике, электродинамике, оптике, приобретение учащимися информационных и коммуникативных умений.


Ожидаемые результаты:

Этот урок дает возможность углубить знания по биофизике каждого ученика для понимания процессов, происходящих в живом организме.


Формируемые на уроке регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся должны:

- определять цель учебной деятельности, формулировать тему исследования;

- обнаруживать и исправлять ошибки в решении проблемы;

- при помощи учителя совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- давать оценку собственным действиям и достигнутым результатам;

- осознавать и анализировать причины своего успеха или неуспеха и находить способы устранения ошибок

Формируемые на уроке познавательные универсальные учебные действия:

Учащиеся должны:

- сравнивать, анализировать, обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия;

- выстраивать ход рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить оценку, анализ различных источников информации, проверять ее достоверность;

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Формируемые на уроке коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся должны:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и доказательства;

- уметь вести диалог, грамотно выдвигать контраргументы, критично относиться не только к мнению других, но и к собственному,

- уметь признавать ошибки и вносить коррективы в свои выводы.

Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Формы организации учащихся: индивидуальная, групповая.

Методы и технологии: словесный, наглядный, практический.

Оборудование, мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Муха-Цокотуха».



План урока:

1. Актуализация опорных знаний. Вступительное слово. (Учитель физики.)

2. Мотивация познавательной деятельности (Учитель биологии.)
3. Инсценированная сказка – турнир «Муха – Цокотуха»

4. Подведение итогов.
5. Заключение.

  1. Вступительное слово (учитель физики).

Мир сказок – волшебный мир. Вы с ним начинали знакомиться с детства. Первой учебной книгой дня детей является сказка, при помощи которой ребенок познает мир: знакомится с неизвестными животными, их повадками, добром и злом.
Человек, рассказывая сказки, мечтал о многих чудесных вещах, которые облегчили бы его труд, избавили от нужды, дали власть над силами природы. Современного человека сказочными чудесами не удивить.
Ковер-самолет? Пожалуйста, вот он спешит на посадку, билеты в кассе аэропорта. Всего за один час самолет перенесет за тысячу километров.
Сапоги-скороходы? Нет ничего проще: автомобиль, поезд, теплоход поведут вас по суше и воде.
Волшебное зеркальце? Взгляните на волшебное зеркальце — экран телевизора.
В сказке А.С. Пушкина «О золотом петушке» царь Дадон узнавал о приближении врага с помощью золотого петушка — прообраза радиолокатора.

  1. Мотивация учебной деятельности. (учитель биологии)
    Основываясь на знаниях, полученных на уроках физики, которую вы изучаете четвертый год, и биологии, изучаемой шестой год, вы уже можете объяснять явления природы, с которыми вы встречаетесь в повседневных жизни.
    Живой организм — сложная система, в которой клетки, ткани и органы работают по законам физики. Поэтому сегодня мы хотим показать, как стыкуются эти два необыкновенно интересные и важные науки: физика и биология. Чтобы вам легче воспринять эти сложные законы, мы покажем на их взаимодействие на примере сказки.
    Сказки пробуждают мечту, мечта — творческую мысль, а творческая мысль — открытие.
    И прежде, чем вернутся в знакомую вам с детства сказку, прослушайте правила нашего урока. Вы должны внимательно слушать фрагменты сказки. По каждому из пяти фрагментов будут звучать вопросы «биологические» и «физические». Ответившие правильно на вопрос по биологии получают знак - пчелу (потому что она труженица), а на вопрос по физике — получают знак человека разумного. Правильный ответ на один вопрос оценивается «четверкой», а на два и более вопросов — «пятеркой», других оценок на нашем уроке сегодня не будет.
    Итак, Муха-Цокотуха.

  2. Просмотр мультфильма и выполнения задания по нему.



ВОПРОСЫ ПО БИОЛОГИИ
1. Назвать систематическое положение Мухи-Цокотухи.
2. Какие признаки характерны для нее?
3. Почему ее называют Цокотуха?
4. Могут ли тараканы и букашечки пить чай с молоком и крендельком?
5. Нужны ли Мухе сапожки?
6. Что такое мёд?
7. Как используется мёд?
8. Какой ротовой аппарат у бабочки, может ли она кушать варенье?
9. К какому классу животных относится паук?
10. Как питаются паукообразные?
11. Из чего сделаны верёвки, которыми паук ноги и руки Мухе крутит?
12. Есть ли кровь у мухи, и может ли её выпить паук?
13. Есть ли голосовые связки у мухи, как она издает звуки?
14. Может ли комарик срубить голову пауку?
15. Может ли он жениться на мухе?

ВОПРОСЫ ПО ФИЗИКЕ
1. Почему муху прозвали Цокотухой?
2. Благодаря каким силам Муха по полю пошла?
3. Сколько дров необходимо сжечь Мухе, чтобы вскипятить 3-х литровый самовар? Потерями энергии пренебречь.
4. На сколько увеличится внутренняя энергия тараканов, выпивших по 1 стакану чая?
5. Почему жужжание пчелы отличается от жужжания мухи?
6. Какой закон механики заставляет бабочку махать крыльями?
7. Почему Паук тянет Муху, а не Муха тянет Паука? Не противоречит ли это 3 закону Ньютона?
9. Благодаря какому закону распространения света «гостям» Мухи удалось спрятаться от Паука?
10. О каком источнике света идет речь?

Светлячки зажигали огоньки благодаря явлению хемилюминесценции, с которым вы познакомитесь в 11 классе, изучая электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн.
12. При полете комар издает более высокий звук, чем муха. Какое из этих насекомых чаще взмахивает крылышками?
4. Подведение итогов, оценивание учащихся.

5.Заключение.
Итак, бывают ли на свете чудеса? Чудеса бывают в сказках. В чудесах науки нет ничего чудесного, они основаны на законах природы.
Однако познать их непросто, для этого человек должен учиться. В науке еще много не решенных проблем: создание управляемого термоядерного реактора, получение сверхпроводников при комнатной температуре, загадки генной инженерии; борьба с неизлечимыми заболеваниями, раком и СПИДом.
Задумывайтесь, анализируйте, мечтайте, открывайте!











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Закон Донецкой Народной Республике “Об образовании” [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mondnr.ru/?p=24719#more-24719

  2. “ Государственный образовательный стандарт среднего общего образования”. [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2018/Prikazy/325P.pdf

  1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2014.

  2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

  4. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. Дисс. д-ра пед. наук: 13.00.11. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

  5. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

  6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ.

  7. /www. standart. edu. ru/.

  8. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

  9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности

  10. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/

  11. Светлана Руденко «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» http://www.ug.ru/downloard/2009/fp1_23pdf

  12. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.

  13. Александрова В. Г. «Инновации как способ изменения качества педагогической реальности в процессе творческого освоения профессионального опыта»

  14.  http://www.teacher-of-russia.ru

  15. Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2009». — СПб, 2009. — 30 с.

  16. Громыко Н. В., половкова М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка бинарного урока биология-физика

Автор: Ситникова Зоя Викторовна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495245


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства