kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии на тему "Семейство Мотыльковые (Бобовые)". 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект по биологии на тему "Семейство Бобовые" разработан для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в парах и группах на разных этапах урока, выполняя задания разного характера: игра "Угадай название растения по описанию", работа с гербарием и многие другие задания, способствующие развитию логического мышления, творческой и познавательной активности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейство Мотыльковые (Бобовые). 6 класс.»


Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории высшего уровня, ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования акимата города Костаная»

Поурочный план


Дата ______

Класс: 6 –ые

Предмет: биология

Тема урока № 46 Семейство Мотыльковые (Бобовые) (слайд 1).

Тип урока: комбинированный с элементами исследования и проектирования.

Цель урока: познакомить школьников с представителями семейства Бобовые, их особенностями.

Задачи урока.

Образовательные: сформировать представление об отличительных чертах растений семейства Бобовых; научить распознавать их и отличать от представителей других семейств.

Развивающие: продолжить развивать мышление, внимание, речь, умения работать самостоятельно в группах и в парах, сравнивать, делать выводы, работать с учебной литературой и гербарием;

Воспитательные: воспитывать бережное отношению к природе.

Оборудование: презентация, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.


ХОД УРОКА




Этап урока



Содержание учебного материала

МО

ФОПД

модули

I. Организаци

онный.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Посмотрите вверх, посмотрите вниз. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь.

Р

Индивид




Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)


Оценивание для обучения и оценивание обучения


Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников




Управление и лидерство в обучении







Использование ИКТ в преподавании



Преподавание и обучение в соответствии

с возрастными особенностями учеников















Обучение критическому мышлению

II. Актуализация опорных знаний

  1. Игра «Угадай название растения»

(Слайд № 2) В умеренном климате этот представитель семейства розоцветных - самое главное плодовое дерево. В его плодах содержится много полезных веществ, необходимых человеку. Плоды их богаты углеводами, витаминами, кислотами, минеральными солями. Плоды едят свежими, сушёными, мочёными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад. (Ответ: Яблоня).

(Слайд №3) Многолетний кустарник семейства розоцветных, с ароматными плодами красного цвета - многокостянками. Их традиционно применяют при простудных заболеваниях, острых респираторных инфекциях. Плоды едят свежими, сушёными, замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, джем. Как ягодная культура и лекарственное растение известна с давних времен. (Ответ: Малина обыкновенная).

(Слайд № 4) Однолетние или двулетние растения семейства Капустные. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского — корень. В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют толщину до 3 см и покрыты тонкой кожей, окрашенной чаще в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды имеют острый вкус. (Ответ: Редис).

(Слайд № 5.) Однолетние теплолюбивые растения семейства Пасленовые. Съедобны, их выращивают как овощ во многих странах мира. В его плодах содержится много полезных веществ, необходимых человеку. Плоды их содержат много витаминов (А, группы В, С, РР, К). Плоды едят свежими, их маринуют, солят, сушат, готовят из них пасты, кетчупы, салаты, соки и др. (Ответ: Томат).


2) Упражнение «Выбери цифру»

(Слайд № 6) Выпишите признаки, характерные для семейства Капустные,

Розоцветные.

1. Цветок имеет 4 лепестка.

2. Тычинок может быть много.

3. Чашелистиков 5.

4. Пестик один, тычинок 6 (2 короткие и 4 длинные).

5. Околоцветник двойной.

6. Соцветие - кисть.

7. Плод - яблоко, костянка, ягода, многокостянка.

8. Соцветие – щиток, зонтик, кисть.

9. Плод - стручечок, стручок.

10. Чашелистиков 4.

11. Пестик 1 или много.

12. В основном травянистые растания.

13. Жизненные формы: деревья, кустарними, травы.

14. Имеют стержневую корневую систему.

(Ответы:

семейство Капустные : 1, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 14.

семейство Розовые: 2, З, 5, 7, 8, 11,13, 14).


3. Работа с гербарием.

Учащиеся работают в парах.

Рассмотрите предложенные растения, разделите их на семейства Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые.


4. Работа у доски (слайд 7):

.При помощи интерактивной ручки расположите таксономические единицы в порядке возрастания.

5. Определить систематическое положение смородины черной.

Р

ПП

ИП

НО



















Р





















Р





Р

Работа в группах





















Индивид





















Работа в парах




Индивид

III. Мотивация




Известно, что в естественных условиях бобовые растения сами фиксируют азот, который есть в атмосфере. Отдельные виды бобовых способны образовывать от 50 до 300 кг азота с 1 га за сезон, а этого достаточно, чтобы вырастить урожай.

Кроме бобовых, на полях человек выращивает и другие сельскохозяйственные культуры.

(Слайд № 8)

Сообщение темы, цели, задач урока. (Слайд № 9)

ПП

НО





Коллект






IV. Изучение нового материала

Посмотрите, пожалуйста, на слайд 10. Знакомы ли вам эти растения?

Все эти растения относятся к одному семейству – Бобовые (Мотыльковые).

Как вы думаете, почему им дали такое название: Мотыльковые?

(Ответ: за сходство цветка бобовых с мотыльком).

Слайд № 11.

  • Семейство насчитывает около 12 000 видов (650 произрастают в Казахстане).

  • Жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, лианы, однолетние и многолетние травы.

  • Распространены на всех континентах земного шара.

Проблемный вопрос: Какой признак строения растений является важным при объединении растений в одно семейство? (Ответ: строение цветка).

Работа с гербарием (растения семейства Бобовые: клевер, донник, фасоль и другие).

Рассмотрите строение данных растенияйи допишите недостающие слова в тексте.

1. Корневая система - ………

2. Стебель у растения- …………

3. Листья - ………

4. Листорасположение - ………

5. Жилкование - ……..

У бобовых плод - боб; околоцветник двойной; чашечка из 5 сросшихся чашелистиков; венчик из 5 лепестков, 2 и них срастаются. Лепестки имеют особые названия: верхний - парус, боковые - весла, два сросшиеся нижние- лодочка. Внутри лодочки находится пестик, окруженный 10 тычинками. У большинства растений нити 9 тычинок срастаются. У некоторых бобовых срастаются нитями все тычинки или все они свободны.

Цветок Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1 П1

Соцветие Кисть, головка

Плод Боб

Листья Простые, сложные: пальчатые, перисте, тройчатые


Лабораторная работа № 25 (слайд 12):

Строение цветка и плода растений семейства Бобовые.

Цель: познакомить школьников с особенностями сироения цветка и плода растений семейства Бобовые.

Оборудование: гербарий растений Бобовые.

Ход работы:

1. Рассмотрите на слайдах 13 и 14 презентации, на гербарии растений, на стр. 91- 93 учебника под редакцией К. Кайым рисунки цветка, соцветия и плода семейства Бобовые и ответьте на вопросы.

1. Какой околоцветник: простой или двойной?

2. Подсчитайте количество чашелистиков.

3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.

4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?

5. Подсчитайте число пестиков.

6. Какое соцветие у данного семейства?

2. Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.

3. Рассмотрите строение плода.

3. Заполните таблицу (слайд 15):

Признаки

Семейство Бобовые

Цветок:

Ч(5) Л1+2+(2)Т(9)+1 П1

чашелистики

5 сросшихся

лепестки

верхний - парус, боковые - весла, два

сросшиеся нижние- лодочка.

тычинки

10 (9 срастаются и 1 свободная)

пестик

1

Околоцветник

двойной

Опыление

насекомыми (пчелами, бабочками), реже птицами, иногда рукокрылыми (летучими мышами).

Соцветие

кисть (донник, люпин), головка (клевер).

Плоды

боб


4. Вывод: почему горох, клевер, донник относят к семейству Бобовые?


Для всех растений семейства Бобовые характерно наличие на их корнях клубеньки с азотфиксирующими бактериями, которые усваивают свободный азот из воздуха и превращают его в соединения, доступные для растений.

Скажите, как называется такое сожительство организмов? (Ответ: симбиоз).

Все органы бобовых растений богаты веществами, содержащими азот. В семенах содержится большое количество белка. По количеству белка в составе семян бобовые превосходят зерновые культуры более чем вдвое: в зернах пшеницы – до 12%, а у фасоли- до 25% легкоусвояемого, как в говядине, белка.

Соя содержит до 45% белка.

После уборки урожая бобовых в почве остаются корни этих растений, благодаря чему почвы обогащаются азотом.

Слайды 16 - 20. Представители семейства Бобовые.

Слайды 21 - 24. Значение растений семейства Бобовые.

Физкультминутка.

Составьте кластер на тему «Значение растений семейства Бобовые».

Пищевые растения: горох, фасоль, соя, бобы, арахис, нут, чечевица.

Кормовые растения: клевер, донник, эспарцет, чина, люцерна, верблюжья колючка (в пустынях), вика, люпин.

Декоративные растения: душистый горошек, люпин, акация (желтая и белая).

Лекарственные растения: солодка голая, клевер луговой, термопсис ланцетовидный, донник лекарственный.

Растения – медоносы: донник, клевер, чина.

Р

НО

ПП












Р


















ИП

НО




































Р НО














Р


Р

Коллект














Работа в парах

















Работа в группах




































Коллект















Индивид


Индивид

Закрепление

Слайд 25. Игра «Какие растения «лишние».

Слайд 26. Тест “Проверь себя”.

  1. 1. К какому классу растений относится горох посевной?

А). К классу однодольных растений. В). К классу двудольных растений.

2. Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

А). Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени.

В). Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

3. Почему семейство называется Мотыльковые?

А). За расположение листьев В), За строение корня С). За строение венчика цветка.

4. К какой группе растений относится верблюжья колючка?

А). Однолетнее. В). Двулетнее. С). Многолетнее.

5. Соцветие у растений Бобовые называется

А). Головка В). Зонтик С). Корзинка

6. Для чего человек в основном выращивает фасоль?

А). Употребление в пищу. В). Как корм животным. С). Для украшения цветников.

Взаимопроверка


Ответы: 1 – в; 2 – а; 3- с; 4 – с; 5 – а; 6 – а.

Р


Р

Коллект


Индивид


V. Подведе

ние итогов

Упражнение «Время похвалы растениям».

Каждый ученик начинает выступление словами «Я хочу написать оду растению за…».

Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока.

Р

Индивид

VI. Домашнее задание:

(Слайд № 23)

Выучить параграфы 25 учебника стр. 91- 93

Творческое задание на выбор:

Составить рецепт “природная аптека бобовых” или

Объясните, каков биологический смысл в созревании плодов арахиса под землей?

Р

Индивид

VII. Рефлексия

Слайд 24

Р

Индивид






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по биологии на тему "Семейство Мотыльковые (Бобовые)". 6 класс.

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства