kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии на тему: «Независимое наследование признаков. Третий закон Г. Менделя».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Рассмотреть третий закон Г. Менделя.  Ознакомить с особенностями полного и неполного доминирования. Закрепить знания о фенотипе и генотипе.

Задачи:

  1. Обучающие.Углубить знания о генотипе и фенотипе. Дать представления о полном и неполном доминировании. Рассмотреть третий закон Г. Менделя.
  2. Развивающие.Продолжить формирование ЗУН практического использования полученных знаний с применением исследовательской деятельности.
  3. Воспитывающие.Формировать познавательный интерес, показать личностную значимость полученных знаний в жизни.

 

Тип: Формирование новых знаний и умений, ключевых предметных компетентностей при решении задач на законы Г. Менделя.

Метод: Словесный (беседа, рассказ)

              Объяснительно - иллюстративный (демонстрация таблиц)

              Проектная работа учащихся (презентации «Моя родословная»)

              Практикум (решение задач)

Оборудование: 1. таблица «Дигибридное скрещивание»

                            2. презентация «Третий закон Менделя»

                            3.схемы - проекты родословных учащихся.

Подготовительная работа:  составление родословной семьи  учащихся до 4 колена.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии на тему: «Независимое наследование признаков. Третий закон Г. Менделя».»

Манаридис И.А.

Учитель химии и биологии.

Разработка урока по биологии

в 9 классе на тему:


«Независимое наследование признаков. Третий закон Г. Менделя».

Цель: Рассмотреть третий закон Г. Менделя. Ознакомить с особенностями полного и неполного доминирования. Закрепить знания о фенотипе и генотипе.


Задачи:


  1. Обучающие.Углубить знания о генотипе и фенотипе. Дать представления о полном и неполном доминировании. Рассмотреть третий закон Г. Менделя.

  2. Развивающие.Продолжить формирование ЗУН практического использования полученных знаний с применением исследовательской деятельности.

  3. Воспитывающие.Формировать познавательный интерес, показать личностную значимость полученных знаний в жизни.


Тип: Формирование новых знаний и умений, ключевых предметных компетентностей при решении задач на законы Г. Менделя.



Метод: Словесный (беседа, рассказ)

Объяснительно - иллюстративный (демонстрация таблиц)

Проектная работа учащихся (презентации «Моя родословная»)

Практикум (решение задач)


Оборудование: 1. таблица «Дигибридное скрещивание»

2. презентация «Третий закон Менделя»

3.схемы - проекты родословных учащихся.

Подготовительная работа: составление родословной семьи учащихся до 4 колена.


Ход урока:


I.Организационный момент.

Настрой на работу. Постановка цели.


II.Актуализация знаний.


    • Биологический диктант.


1 вариант

Определения и характеристики

2 вариант

1.

Наследственность

1.

Совокупность внешних и внутренних признаков организма.

1.

Изменчивость

2.

Гомозигота

2.

При мейозе образуются гаметы одного типа.

2.

Гетерозигота

3.

Фенотип

3.

Участок ДНК, отвечающий за определённый признак или свойство организма.

3.

Генотип

4.

Ген

4.

Способствует многообразию видов растений и животных и их приспособленности к условиям среды обитания.

4.

Генетика

5.

Т.Морган

5.

Преобладание одного признака над другим.

5.

Г. Мендель

6.

Митоз

6.

Совокупность всех генов организма.

6.

Мейоз

7.

1 закон

Г. Менделя

7.

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

7.

2 закон

Г. Менделя

8.

Доминантность

8.

При мейозе образуются гаметы разного типа.

8.

Рецессивность


9.

Изучал закономерности наследования генов, расположенных в одной хромосоме.


10.

Непроявление одного признака в присутствии другого признака.

11.

Свойство организма передавать свои особенности строения и жизнедеятельности из поколения в поколение.

12.

Основоположник генетики.

13.

Формирование соматических клеток.

14.

Закон единообразия гибридов первого поколения.

15.

Закон расщепления признаков.

16.

Формирование половых клеток.

Коды ответов (проецируются на экран).

  1. вариант – 11, 2, 1, 3, 9, 13, 14, 5.

  2. вариант – 4, 7, 8, 6, 7, 12, 16, 15, 10.


  • Решение задач.

У мышей, длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие - как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В F1 получили длинноухое потомство. Определите генотип самца.



III.Изучение новой темы.


Сегодня мы посмотрим, как Мендель изучал наследование двух пар признаков. Опять был взят тот же самый горох, но семена отличались по окраске и форме.


Работа учителя по таблице: «Наследование признаков формы и окраски семян гороха при дигибридном скрещивании».

Закон звучит так:

« При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся двумя парами признаков, каждая пара признаков при расщеплении в потомстве наследуется независимо друг от друга и образует различные сочетания».

Чаще всего соотношения по генотипу и фенотипу 9:3:3:1.

Просмотр презентации «Третий закон Менделя».


IV. Закрепление.

1.Решение задач ( условие с проекцией на экране).

Решает учитель с подробным объяснением.


Задача1. У овец белая окраска доминирует над чёрной, а рогатость доминирует над комолостью (безрогостью). В результате скрещивания черного рогатого барана с белой комолой овцой было получено потомство 50 % рогатых и 50% комолых овец обоих цветов. Определите генотипы и родителей и потомства?

Примерное оформление:

А – окраска, В – роговые выросты.


параметр

самка

самец

Р

Аавв

аа Вв


Белая, комолая

Чёрный, рогатый

G

Ав,ав

аВ,ав

Решение:

F1

аВ


ав

Ав

АаВв

25%белые, рогатые

Аавв

25%белые, комолые

ав

ааВв

25%чёрные, рогатые

аавв

25%чёрные, комолые


Ответ: генотипы родителей Аавв и ааВв;

генотипы потомства 1/4 АаВв,1/4 Аавв, 1/4ааВв,1/4 аавв.


Задача2. У чебурашки большие уши и волосатая грудь – рецессивные признаки. Чебурашка с маленькими ушами и голой грудью, мать которой имела волосатую грудь, а отец – большие уши, выходит замуж за чебурана с маленькими ушами и голой грудью. Какова вероятность проявления в этой семье чебурашек и чебуранов с большими ушами и волосатой грудью.

Примерное оформление:

А – размер ушей, В – волосяной покров.

Решение 1. Решает учитель с подробным объяснением.

Допустим, что чебуран доминантен и гомозиготен по обоим признакам.


параметр

самка

самец

Р

АаВв

ААВВ


маленькие уши,

голая грудь

маленькие уши,

голая грудь

G

АВ, Ав, аВ,ав

АВ

Тогда мы получаем:


F1

АВ

АВ

25%ААВВ

маленькие уши,голая грудь

Ав

25%ААВв

маленькие уши,голая грудь

аВ

25%АаВВ

маленькие уши,голая грудь

ав

25%АаВв

маленькие уши,голая грудь


Ответ:

по генотипу: соотношение 1/4ААВВ : 1/4ААВв : 1/4АаВВ : 1/4 АаВв

по фенотипу: все особи с маленькими ушами и голой грудью.


Решение2. Решает учитель совместно с учащимися, с подробным объяснением.


Допустим, что чебуран гетерозиготен по одному из признаков.


параметр

Самка

самец

Р

АаВв

АаВВ


маленькие уши,

голая грудь

маленькие уши,

голая грудь

G

АВ, Ав, аВ,ав

АВ,аВ

Тогда мы получаем:

F1

АВ

аВ

АВ

ААВВ

маленькие уши,

голая грудь

АаВВ

маленькие уши,

голая грудь

Ав

ААВв

маленькие уши,

голая грудь

АаВв

маленькие уши,

голая грудь

аВ

АаВВ

маленькие уши,

голая грудь

ааВВ

большие уши,

голая грудь

ав

АаВв

маленькие уши,

голая грудь

ааВв

большие уши,

голая грудь


Ответ:

По генотипу: 1/8 ААВВ; 1/8ААВв; 2/8 АаВВ; 2/8 АаВв; 1/8 ааВВ; 1/8 ааВв.

По фенотипу: 6/8 маленькие уши, голая грудь и 2/8 большие уши, голая грудь.




Решение3. Решают учащиеся самостоятельно.

Допустим, что чебуран гетерозиготен по другому признаку.


параметр

Самка

самец

Р

АаВв

ААВв


Маленькие уши,

голая грудь

Маленькие уши,

голая грудь

G

АВ, Ав, аВ,ав

АВ,Ав

Тогда мы получаем: обсуждение результатов самостоятельной работы.










V.Практическая работа №2. « Составление родословной».

Обсуждение выполнения домашнего задания «Моя родословная».

Цель: 1.Продолжить формирование у школьников знаний об основных методах изучения наследственности человека и познакомить их с практическим использованием знаний на примере генеалогического метода.

2. Организовать деятельность учащихся по составлению и анализу родословных.

3.Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Задания:

1.На основе полученной родословной проследить наследование определенного признака или свойства в семье.

2.Определить какое наследование характерно, признак доминантный или рецессивный, доминирование полное или неполное.

3.Сделать вывод по работе и прогноз дальнейшего наследования данного признака или свойства.



VI. Подведение итогов урока и практической работы.


VII.Домашнее задание.

§23. Задания А,Б, задание В по желанию учащихся.


VIII.Рефлексия.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Манаридис Ирина Анатольевна

Дата: 16.02.2016

Номер свидетельства: 294520

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства