Разработка урока по биологии 7 класс по теме: "Класс насекомые.Отряд Перепончатокрылые"
Разработка урока по биологии 7 класс по теме: "Класс насекомые.Отряд Перепончатокрылые"
Данный план урока дает много информации при изучении темы "Отряд Перепончатокрылые". Основными представителями данного отряда являются наездники, пилильщики, пчелы, муравьи, осы, шмели, шершни и т.д. Урок состоит из 6 этапов. Орг.момент -учитель психологически настраивает класс к хорошей работе. Проверка домашнего задания -всего 5 заданий, которые учащиеся отвечают устно. Следующий этап изучение новой темы, учащиеся рассказывают о всез предсавителях, учитель дополняет рассказ учеников интересными данными, затем физминутка, самостоятельная работа в группах, закрепление знаний в виде фронтального опроса и подведение итогов урока (домашнее задание)-подготовить сообщение о роли насекомых в природе и жизни человека, заполнить таблицу сравнительную по отрядам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии 7 класс по теме: "Класс насекомые.Отряд Перепончатокрылые" »
Тема урока: Класс насекомые. Отряд Перепончатокрылые
Класс:7
Цели урока:
Образовательные – выяснить характерные особенности отряда Перепончатокрылые, изучить их многообразие, значение в природе и жизни человека; познакомиться с понятием общественные насекомые, их инстинктивным поведением.
Воспитательные – продолжить формирование представления о природе как едином целом на примере объяснения выражения «насекомые – вредители», обоснования преимущества биологических методов борьбы с насекомыми – вредителями лесного и сельского хозяйства, а также необходимости охраны перепончатокрылых.
Развивающие – продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: таблица, презентация, учебник, мед, соты с медом
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх.
Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко.
Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения и положительного настроя на уроке.
А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг другу
Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке
Психологический настрой на урок. Учитель начинает урок с притчи: “Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: “Учитель! Ты, обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему? Начертив на песке посохом два круга – большой и малый, Зенон ответил: “Площадь малого круга – это познанное вами, площадь большого – познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что за пределами этих кругов,- не познанное, ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений”.
Учитель: “Я думаю, что к концу урока площадь вашего круга приблизится к площади моего”.
II. Актуализация. Проверка знаний.
Задание 1 (для всех)
Определите, к какому отряду относится данная характеристика
А) Их насчитывают более 3 тысяч видов. Имеют вытянутое тело, часто яркоокрашенное, крупную голову с большими сложными глазами. Имеют две пары прозрачных и вытянутых крыльев, густо пронизанных жилками. Развитие без превращения. Для захвата добычи имеют особый орган – маску. (Стрекозы)
Б) Самый большой отряд насекомых, объединяющий 350 тысяч видов. Первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрылья. Вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета. На голове располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые органы с парой сильных челюстей. (Жесткокрылые)
2 задание
Распределить по отрядам (работа для одного учащегося у доски)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я летний опустилась И вот дышу. (у бабочки 4 крыла)
4 задание
На доске написаны названия отрядов, необходимо объяснить их названия
Жесткокрылые (первая пара крыльев превратилась в жесткие надкрыльники)
Полужесткокрылые(передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев - перепончатая)
Двукрылые(Хорошо развиты два передние крыла. Задние называются жужжальцами)
Чешуекрылые (Крылья покрыты чешуйками)
5 задание
В предложенном перечне найдите лишнее
Скарабей, божья коровка, жук майский,пчела(отряд Жуки или жесткокрылые)
Красноклоп, щитник, водомерка, водомерка,шмель(Отряд Клопы или полужесткокрылые)
Кузнечики, кобылки, сверчки,оса(Прямокрылые)
- Можем ли мы их отнести к отрядам, которые изучили ранее?
III. Изучение нового материала
Эпиграф урока: «Природа наиболее удивительна в малом».
К.Линней
- Сегодня мы с вами переходим к изучению отряда Перепончатокрылых
Характерные особенности отряда Перепончатокрылых:
2 пары прозрачных, лишенных чешуек, перепончатых крыльев. Число и расположение жилок на них играют важную роль для определения систематического положения насекомого.
- есть и бескрылые виды, например рабочие муравьи.
Передняя пара крыльев развита лучше, чем задняя пара.
Передние крылья в полете сцепляются с задними, что увеличивает скорость полета
Хорошо развита мускулатура
У перепончатокрылых существует два типа соединения брюшка и груди:
-стебельчатобрюхие
ПЕРВЫЙ СЕГМЕНТ БРЮШКА СУЖЕН В ВИДЕ СТЕБЕЛЬКА И ПРИЧЛЕНЕН К ГРУДИ ПОДВИЖНО)
( наездники, осы, пчелы, муравьи)
Седячебрюхие
ПЕРВЫЙ СЕГМЕНТ БРЮШКА ШИРОКИЙ И ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ГРУДИ ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ НЕПОДВИЖНО)(пилильщики, рогохвосты)
Ротовой аппарат у наиболее примитивных перепончатокрылых – грызущий.
У наиболее совершенных видов вторые челюсти максилы срастаются с нижней губой, образуя хоботок для всасывания нектара, свободные передние челюсти – мандибулы остаются свободными и могут служить для охоты или строительства гнезда.
ТАКОЙ РОТОВОЙ АППАРАТ НАЗЫВАЮТ ГРЫЗУЩЕ - ЛИЖУЩИМ.
ЖАЛО перепончатокрылых - это видоизмененный яйцеклад, утративший свою первоначальную функцию и используются для нападения (у ос) или для защиты (у пчел). В спокойном состоянии жало находится в 7 сегменте брюшка.
В отряде П. встречаются хищные и паразитические перепончатокрылые, которые являются прекрасными регуляторами численности многих растительноядных насекомых. Человек использует их в биологической борьбе с насекомыми, вредящими сельскому и лесному хозяйствам. Среди всех представителей этого отряда для вас незнакомы наверно наездники и пилильщики. С наездником вас познакомит Хуснутдинов Рамиль, он подготовил для вас краткое сообщение по данному представителю.
- самки откладывают яйца в ткани личинок или куколок (или яиц) бабочек, мух, жуков, пауков;
- яйца откладываются самкой с помощью длинного, тонкого яйцеклада, причем часто они сидят на личинки верхом (отсюда и название).
- личинка наездника развиваясь пожирает своего хозяина изнутри, что приводит к его гибели. Этим пользуется человек в борьбе с вредителями растений.
Пилильщики 5 тыс. видов презентация
-обитатели леса;
-Седячебрюхие перепончатокрылые (брюшко неподвижно соединено с грудью без помощи стебелька)
-у самок яйцеклад имеет вид пилочки (отсюда и название группы) С ее помощи самка делает в тканях разрез, в который откладывает яйца.
-личинки внешне похожи на гусениц живут на растениях либо в тканях растений
Рогохвосты
IV. ФИЗМИНУТКА
Давайте начнем наши минутки здоровья с такого упражнения как потягивания, можно прогибаться, делать наклоны. Эти упражнения помогают снять межпозвоночные блоки, восстановить энергетику позвоночника. Потягивание можно проводить стоя на всей ступне (идет хорошее растягивание позвоночника) или, поднимаясь на носки (в работу включается большее количество групп мышц)
для восстановления функции зрения, снятие спазма и усталости со зрительных мышц необходимо проводить массаж орбит, выполнять вращение глазами, стараясь увидеть самые дальние точки. Можно рассмотрите отдельные точки (лучше за окном вдали), затем близкие (кончик пальца перед лицом, кончик носа). Упражнения для глаз лучше выполнять после спокойного выдоха на задержке дыхания. После упражнения сделать резервный выдох, затем спокойный вдох.
Для выравнивания энергетики и окончательного сброса усталости выполняются упражнения для ног. они могут быть менее активными
Сделайте перекаты на всей ступне, вначале с левой, а затем с правой ноги, активное выгибание и вращение ступней ног, поднимание на носки). Эти упражнения улучшают кровообращение и работу нервной системы. Более активные движения (приседания, прыжки, махи ногами), улучшают работу мышечной системы, встряхивают организм.
Следующий представитель пчела медоносная, она обитает всюду, где встречаются цветковые растения. И так о нем нам расскажет Галяутдинов Инсаф
Жизнь и структура пчелиной семьи
Не удивительно, что с древних времен человек сложил огромное количество примет, сказок и преданий связанных с пчелами. И все потому, что получал от пчел самую сладкую пищу-мед. Наши предки верили, что мед - это дар богов. Поэтому и пчелу они считали полномочной представительницей высших сил. Только этим, можно объяснить веру древних египтян, что душа человека покидает тело умершего в виде пчелы. Древние греки были уверены, что боги на Олимпе вкушают «сладкий нектар», что их владыку Зевса в младенчестве вскармливала медом Мелисса, дочь Критского царя Мелиссея, а богиню Артемиду, покровительницу животных и охоты, часто изображали пчелкой.
Пчела – наша давняя приятельница, и, наверное, поэтому человек вообразил, что хорошо ее знает. А это совсем не так! Наряду с общественными пчелами существует еще почти 20 тыс. видов пчел – одиночек.
Отметим главное отличие одиночных насекомых от общественных. У первых, оплодотворенная матка, отложив яйца, закрывает вход в гнездо и забывает о потомстве навсегда. Вторые, общественные пчелы, заботятся о молодняке день и ночь.
Общественные пчелы принадлежат к одному из семи семейств пчеловидных насекомых - пчелиным и представлены четырьмя родами: настоящие пчелы (четыре вида), мелипоны, тригоны и шмели.
Мелипоны и тригоны живут в тропиках. У этих пчел нет жала. Правда, мощными челюстями – жвалами они могут искусать любого, кто посмеет нарушить их спокойствие и распорядок дня.
И так, к настоящим пчелам относятся знакомая всем нам медоносная пчела и три вида индийских: большая, средняя и малая. Их родина – Евразия.
В ульях разводят чаще всего медоносную пчелу. Именно она, конечно, с помощью человека, покорила все континенты, кроме Антарктиды, и именно ее без особых уточнений называть просто пчелой. Справедливости ради, отметим, что в Японии, Китае, Индии и Афганистане, разводят также среднюю индийскую пчелу.
Пчелы живут семьями. Пчелиная семья может включать до 80 тыс пчел.
Состав пчелиной семьи
Подавляющее большинство членов этой семьи – рабочие пчёлы (бесплодные самки). В семье пчёл обязательно есть одна самка, способная откладывать яйца, - матка. Её основная функция – ежедневно в теплое время года откладывать до 2-3 тыс.яиц. летом в семье появляются несколько сотен самцов – трутней. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Матка развивается за 16 суток, рабочая пчела – за 20, а трутни – за 24 дня после яйцекладки. Зимуют пчелы в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживая температуру до +15 0С..Для каждого члена пчелиной семьи размеры сотовых ячеек свои. Пчеловоды легко узнают по ячейкам, кто в них развивается, и могут уничтожить лишних трудней или маток еще в личиночном состоянии. Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, вырабатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.
Значение медоносной пчелы в жизни человека
Пчелы являются лучшим видом транспорта для переноски пыльцы, летающая в поисках нектара. Разводят пчел, чтобы получить от них мед, пчелиный клей – прополис и маточное молочко – апилак. Прополоис и апилак – ценные лечебные средства.
Пчеловодство стало крупной экономически выгодной отраслью народного хозяйства. Возможно, кого-нибудь из вас заинтересует профессия пчеловода, требующего от человека знания биологии, любви к природе. Наблюдательности и смекалки.
МЕД: Содержит около 60 различных веществ, главным образом глюкозу и фруктозу и:
Ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме;
Минеральные вещества: Ca, Na, Mg, P, Fe, S, I, Cl, Rd;
Содержит минеральные соли, гормоны половые, микроэлементы, витамины и т.д.
Лечебное действие:
Повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови;
Повышает аппетит и повышает вес;
Стимулирует рост волос;
Улучшает память и зрение;
Повышает иммунитет.
Воск пчелиный.
Богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием.
Пчелиный яд.
Лечебное действие:
Обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием;
Повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет;
Противомикробное;
Расширяет сосуды;
Снижает кровяное давление;
Уменьшает вязкость и свертываемость крови;
Снижает холестерин в крови.
Пчелы способны передавать друг другу информацию посредством особого танца. Обнаружив богатое взятком место, пчела возвращается в улей и начинает двигаться определенным образом, выписывая восьмиобразные фигуры и виляя брюшком..
Запах, который, распространяет танцовщица, подсказывает, какие цветки найдены, а характер танца направление и расстояние до них
Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи
Мед
Прополис
Маточное молочко
Воск пчелиный
Пчелиный яд
Учитель добавляет к рассказу учащегося интересные данные по презентации
- Пчелы выкармливают своих личинок смесью из меда и пыльцы – пергой - мед пчелы получают, перерабатывают нектар. - признак медоносной пчелы – покрытая бахромой волосков верхняя часть задних ног – корзиночка для переноса пыльцы. - нектар собирают с помощью хоботка и в зобной железе перерабатывают нектар в мед.
«Сверхорганизм»Члены семьи общественных насекомых, как клетки организма, выполняют определенные функции и не могут существовать поодиночке, их объединяет обмен пищей и информацией, а часто общее происхождение.
Пчелиные соты, в которых хранится мед и выводятся личинки, делаются из воска, выделяемого специальными восковыми железами; - благодаря шестигранной форме, удивительно экономичны, прочны, вместительны. Соты построенные всего из 40г воска вмещают 2 кг. Меда.
Одиночные пчелы и осы.
Каждая самка сама строит гнездо и снабжает провизией развивающихся там личинок
Гнездятся на деревьях, песчаных откосах
Лепят свои гнезда из глины
Бумажные осы Общественные или бумажные осы – частые летние гости на кухнях, где варят варенье или у фруктовых палаток. - несмотря на любовь к сладкому осы – хищники. Для охоты и защиты использующие ядовитое жало.; - весной матка в одиночку начинает строить гнездо и выкармливает первых рабочих, которые затем помогают строить гнездо и ухаживают за потомством; гнездо имеет форму шара размером до 50см и состоит примерно из 5 тыс. ячеек.
Шершни.
V.Самостоятельная работа. Работа в парах.
Ребята работают в парах с учебником. Выясняется сложное поведение пчёл. Рассказывают
1 ряд. Что такое роение?
2 ряд. Что такое воск, соты, мед?
3 ряд. Какие “профессии” пчёл вы знаете? (5-7 минут).
1 группа. Учащиеся рассказывают о роении и смотрят на слайды, где показано куда может сесть рой, как его убрать.
2 группа. Соты - удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек. Пчёлы строят их из воска, вырабатываемого из мёда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда.
3 группа. С возрастом рабочая пчела неоднократно меняет свою “профессию”: она поочерёдно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших личинок, приёмщицы корма, чистильщицы, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. Это общественные насекомые.
Учащиеся убедились, что поведение пчёл очень сложное. Кто же учит молодых пчёл выполнять все эти сложные работы? Ребята приходят к выводу, что деятельность пчёл врождённой или инстинктивной.
Инстинкт-это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.
Над изучением этой проблемы работал Фабр. Он исследовал поведение хищных ос. Он провел следующий опыт: вмешался в жизнь одной из хищных ос, которая притаскивала добытого кузнечика к своей норке, затем затаскивала его за антенны внутрь. Фабр срезал антенны до основания. Оса ухватилась за один из ротовых щупиков, продолжая тащить. Фабр срезал, и щупики и отодвинул добычу от гнезда. Оса отступила от жертвы, хотя кузнечика можно было затащить и за ноги, за яйцеклад. На данном примере мы видим пример разумного поведения – оса схватила за щупики, когда не было антенн и пример инстинктивного поведения – она не нашла другой выход, когда были отрезаны щупики.
Фабр пошел дальше. Он подсунул ногу кузнечика поближе к осе. Она не схватила ее. Фабр сделал вывод: ей нужны усики или щупики. Исчезни они - ее племя погибнет не в силах решить простую задачу – схватить за ногу.
Есть и другой пример. Пчела, закладывающая нектар в соты не заметит повреждений, если она к этому времени занимается сбором нектара, и не заделает их.
Итак, как вы думаете, что управляет поведением пчел: разум или инстинкт.
О: Инстинкт.
У: Почему?
О: Пчелы, осы не могут ставить перед собой цель, находить другие способы решения одной и той же задачи
Также как и пчелы муравьи являются общественными насекомыми отряда Перепончатокрылые. На вопрос кто такие муравьи и какую они приносят пользу нам ответит Леонтьев Данил.
Когда говорят о муравьях, то в первую очередь имеют в виду рыжих лесных муравьев, сооружающих в лесах из веточек и хвои большие надземные купола муравейников. Муравьи живут семьями, где есть самки, самцы и рабочие муравьи. Крылья имеются у самцов и самок только в период вылета из гнезда во время размножения. У рабочих муравьев крыльев не бывает, они не способны к размножению и заняты строительством, заготовкой пищи, выкармливанием личинок и другими работами. Наиболее крупные особи защищают муравейник, их называют солдатами. Средств защиты у муравьев несколько: острые жвалы, ядовитая жидкость, состоящая в основном из муравьиной кислоты, которую они выбрызгивают, направляя на врагов конец брюшка. При благоприятных условиях семья может существовать 100 лет. За это время в семье сменяется много поколений: самки живут максимум 15-20 лет, а рабочие муравьи - 3 года. Муравьи питаюся в основном белковой пищей, то есть другими насекомыми, которых убивают и приносят в муравейники, и углеводной - сахаристыми выделениями растений, древесным соком, а также особенно богатыми сахаром выделениями тлей. Большую часть белковой пищи муравьи скармливают личинкам, а углеводной питаются взрослые особи. Для муравьев характерен обмен пищей - трофаллаксис. Голодный муравей ударами усиков побуждает своего собрата отрыгнуть капельку пищи, которую слизывает.
Рабочие муравьи - фуражиры - за лето приносят в гнездо 3-8 млн различных насекомых, около 20 ведер сладких соков, в основном выделений тлей, и 40-60 тыс. семян различных растений.
У муравьев превосходно развито чувство гравитации. Они угадывают наклон поверхности уже при 2 градусах.
Муравьи не имеют жала, но ядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту, сохранились. Муравей может «выстрелить» струйкой яда на расстояние в 500 раз большее своего размера. Семья рыжих муравьев за лето уничтожает от 4 до 10 млн вредителей леса.
Шмели.
- Семьи образуют только на лето, осенью оплодотворенные молодые матки прячутся в укрытия на зимовку, а все рабочие самцы погибают; весной матка в одиночку закладывает в облюбованном месте (мышиной норе, дупле, или кочке.) Где и выкармливает первых рабочих, которые затем участвуют в строительстве гнезда и выращивании потомства. - шмели являются основными опылителями бобовых
V. Закрепление полученных знаний
1. Назовите представителей перепончатокрылых. Где обитают Перепончатокрылые? 2. Сколько пар ног у перепончатокрылых? 3. сколько пар крыльев у этих насекомых? 4. какой ротовой аппарат у медоносной пчелы? Какое он имеет значение? 5. какие органы чувств имеются на голове? 6.Какие этапы в своем развитии проходят пчелы и муравьи? Как называется такое развитие? 7. Какие насекомых называют жалоносными? Назовите примеры. 8. Могут ли жалить муравьи? Почему? 9. В чем биологическое значение представителей отряда Перепончатокрылые
VI. Итог урока. Домашнее задание: §19, подготовить сообщения о роли насекомых в природе и жизни человека и заполнить таблицу.