kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез Цель урока: показать сущность закона диалектики «Переход количественных изменений в качественные» Задачи: образовательные: ? углубить и конкретизировать знания о мутационном процессе; ? сформировать представление о мутагенных факторах среды обитания, свойствах мутагенов и механизмах защиты от мутаций, значении мутаций в природе и жизни человека; ? познакомить учащихся с практическим использованием мутагенов для экспериментального получения мутаций. воспитательные: ? воспитание общей культуры учебной деятельности (умения слушать, работать в парах, воспитание культуры речи); развивающие: ? формирование навыков логического мышления; ? умения использовать Интернет-ресурсы и литературные источники для поиска новой информации, заполнять «немые» схемы, таблицы по различным источникам информации Средства обучения: ? презентация по теме урока; ? рабочие карты урока; ? таблица «Типы мутаций»; Базовые понятия и термины: мутагены, мутагенез, комутагены, антимутагены
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез"»

Урок биологии в 10 классе


Тема урока: Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез

Цель урока:

показать сущность закона диалектики «Переход количественных изменений в качественные»

Задачи:

образовательные:

  • углубить и конкретизировать знания о мутационном процессе;

  • сформировать представление о мутагенных факторах среды обитания, свойствах мутагенов и механизмах защиты от мутаций, значении мутаций в природе и жизни человека;

  • познакомить учащихся с практическим использованием мутагенов для экспериментального получения мутаций.

воспитательные:

  • воспитание общей культуры учебной деятельности (умения слушать, работать в парах, воспитание культуры речи);

развивающие:

  • формирование навыков логического мышления;

  • умения использовать Интернет-ресурсы и литературные источники для поиска новой информации, заполнять «немые» схемы, таблицы по различным источникам информации

Средства обучения:

  • презентация по теме урока;

  • рабочие карты урока;

  • таблица «Типы мутаций»;

Базовые понятия и термины:

мутагены, мутагенез, комутагены, антимутагены

Тип урока

урок изучения и усвоения нового материала


Ход урока
  1. Организационный момент

Приветствие, регистрация отсутствующих, создание оптимальной рабочей обстановки урока.


  1. Повторение и актуализация знаний

Фронтально (на магнитной доске вывешиваются термины для повторения).

  • Какую тему мы изучаем?

  • Что такое наследственность?

  • Что такое изменчивость?

  • Что такое ген?

  • Что такое генотип?

  • Что такое фенотип?

  • Что такое мутации?

  • Кто является создателем мутационной теории?

  • Сформулируйте мутационную теорию.

  • Какие мутации называются генными?

  • Какие мутации называются хромосомными?

  • Какие мутации называются геномными?

Деятельность учащихся – дают определения терминов.

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем разговор о мутациях. Послушайте стихотворные строки(слайд 1)

И что же видит?... За столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остров чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

А.С.Пушкин

  • Из какого литературного произведения взят этот отрывок? Кто его автор? (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Деятельность учащихся – вспоминают, отвечают на вопрос.

  • Как можно назвать героев этих строк? (учащиеся отвечают: - Мутанты)

  • Возможно ли в природе возникновение таких мутантов, и будут ли они сохранены естественным отбором?

(учащиеся: - Организмы с такими изменениями могут появиться в природе, но выбраковываются естественным отбором, т.к. являются нежизнеспособными в современной среде обитания)

  • Какие причины приводят к появлению мутаций? (учащиеся пытаются ответить на вопрос)

На этот вопрос мы должны ответить сегодня на уроке.

Тема урока (слайд 2). Запишите в рабочую карту дату, фамилию, тему урока.

Цель урока (слайд 3): в конце урока вы должны

ЗНАТЬ – понятия мутагены и мутагенез, группы мутагенов, свойства мутагенов, факторы защиты клеток от мутаций, значение искусственного мутагенеза в селекционной работе, значение мутаций в природе и жизни человека;

УМЕТЬ – пользоваться биологической терминологией, называть группы мутагенов и характеризовать их свойства, пояснять эволюционное значение мутаций.


Причинами мутаций являются действия факторов, называемых мутагенными (слайд 4)

Мутагены – факторы, вызывающие мутации.

Мутагенез - процесс появления мутаций.

Деятельность учащихся – заполняют рабочую карту.

Выделяют 3 группы мутагенов. Краткую характеристику вы заносите в таблицу «Группы мутагенов» (слайд 4).

Характеристику мутагенов дают экспертные группы учащихся (каждая группа – пара учащихся).


Примерные сокращённые выступление учащихся.

1 мини-группа: В настоящее время хорошо изучены факторы среды, оказывающие наиболее мощное мутагенное действие. Выделяют три основные группы мутагенов: физические, химические и биологические. Мы охарактеризуем физические мутагенные факторы.

Самыми эффективными физическими мутагенными факторами являются различные виды ионизирующих излучений: рентгеновское, гамма-излучение, ядерные частицы. Проходя сквозь клетки, они ионизируют атомы и молекулы, что заставляет тех активно вступать в «незапланированные» химические реакции. Это может привести к повреждению ДНК. Излучения высоких энергий увеличивает частоту хромосомных мутаций, «мягкое» (невысокой мощности) гамма-излучение, не повреждая структуру хромосом, вызывает генные мутации.

Ультрафиолетовое излучение проникает через покровные ткани на несколько микрометров и вызывает соматические мутации. Наблюдается старение кожи, развитие злокачественных опухолей. Температурный фактор вызывает мутации при сильных своих воздействиях: сильное охлаждение может вызвать мутации в лёгких.

2 мини-группа: химические мутагены очень разнообразны по составу и механизму действий. К ним относятся ядохимикаты и химическое оружие, средства бытовой химии и некоторые лекарственные препараты, пищевые добавки и красители. Список можно продолжить. Они разным образом взаимодействуют с ДНК, вызывая её повреждения. Некоторые повреждают клеточные органеллы, например, клеточный центр, нарушая ход деления клетки (внутриклеточный яд колхицинтранспозонами.). Вызывают генные и геномные мутации.

3 мини- группа: третья группа мутагенных факторов представлена биологическими мутагенами: вирусами (краснухи, гриппа), токсинами, некоторыми вакцинами, транспозонами. Вызывают генные и хромосомные мутации. Транспозоны - это участки ДНК организмов, способные к передвижению (транспозиции) и размножению в пределах генома (или «прыгающие гены»).

Деятельность учащихся: слушают выступления экспертных групп, изучают информацию на слайдах, записывают информацию в таблицу.

Если вы внимательно слушали, то обратили внимание, что есть факторы, вызывающие мутации, усиливающие мутации и ослабляющие действие мутагенов. Под таблицей в контрольно-обучающей карте записаны термины - комутагены и антимутагены. Попытайтесь по смыслу дать им определения.

Деятельность учащихся: во время беседы формулируются определения терминов, записываются в карту.

Комутагены – усиливают действие мутагенов (СО, никотин, некоторые смолы сигаретного дыма, нефтепродукты, вещества в карамели, некоторые пищевые добавки).

Антимутагены – нейтрализуют действие мутагенов (витамины, I2-содержащие препараты, пектиновые вещества, антиоксиданты).

Следующий вопрос – Какими свойствами обладают мутагены?

4 мини-группа (слайд 5): Все мутагены, независимо от их природы, обладают следующими свойствами:

  1. Универсальность – одни и те же мутагены вызывают мутации у всех живых организмов.

  2. Ненаправленность – один и тот же мутаген, воздействующий на родственные организмы, вызывает у них разные мутации.

  3. Отсутствие нижнего порога – слабый мутаген может вызвать более сильные мутации, чем сильный и наоборот.

Несмотря на огромное количество мутагенов, мутации случаются не часто: 10-6 – 10-7 – частота мутации одной аллели генов в экологически чистой среде. При повышенном фоне мутагенов частота мутаций увеличивается до 10-4 – 10-5.

Кажется, что вероятность их ничтожно мала, но из-за огромного количества генов в организме  10% генов взрослого организма мутантны. С возрастом мутации накапливаются.

В процессе эволюции клетки живых организмов выработали механизмы защиты от мутаций.

5 мини-группа: Эти механизмы являются свойствами генетического кода (слайд 6).

  1. При репликации ДНК образуются её точные копии.

  2. В случае ошибок «ремонтные» ферменты-операторы вырезают ошибочные кодоны и вставляют нужные. Этот процесс называется репарация. Осуществляется од и после репликации.

  3. Вырожденность кода? (Одна аминокислота кодируется несколькими триплетами нуклеотидов)

  4. Экстракопирование важных генов – наиболее важные гены по несколько раз записаны в ДНК.

  5. Парность хромосом – при повреждении одной хромосомы гены, аллельные поврежденным, продолжают работать.

Деятельность учащихся: заполнение контрольно-обучающей карты.

Из всего выше сказанного создаётся впечатление, что мутации – крайне нежелательные явления для организмов. Однако, искусственный мутагенез широко используется в селекционной работе. Зачем? Слово следующей экспертной группе.

6 мини- группа: открытие мутагенных факторов позволило использовать их в практике селекционной работы. Благодаря искусственному мутагенезу были созданы многие новые сорта растений, штаммы микроорганизмов (слайд 7).

Искусственный мутагенез — контролируемый человеком процесс возникновения мутаций путём воздействия радиационного излучения и химических веществ, успешно применяемый в селекции растений и микроорганизмов.

Благодаря этому методу созданы новые сорта картофеля, томатов, кукурузы, хлопчатника, пшеницы, устойчивых к неблагоприятным погодным условиям и с высокой урожайностью. Большинство современных сельскохозяйственных сортов растений полиплоидны благодаря использованию колхицина.

Успешно этот метод применяется в селекции микроорганизмов. Современные штаммы гриба пеницилла в 1000 раз продуктивнее своих природных предков.

Деятельность учащихся: заполнение контрольно-обучающей карты.

Каково значение мутации? (слайд 8)

В природе – мутации, находящиеся в гетерозиготном состоянии являются резервом наследственной изменчивости, материалом для естественного отбора.

Для человека – материал для искусственного отбора, могут вызвать тяжёлые заболевания, иногда – с летальным исходом.


  1. Подведение итогов

  • Какую тему изучали?

  • Что нового узнали?

  • Каково практическое значение полученных знаний?

  • Что оказалось непонятно, мы сейчас узнаем. Далее работаем с контрольно-обобщающими картами: выполните задания тестов (отмечайте правильные ответы кружочками).

По окончанию работы:

  • Консультанты – проверьте результаты, запишите ошибки.

  • Работа над ошибками.

Вывод.


  1. Закрепление изученного материала

Работа с тестами в контрольно-обучающей карте.



  1. Задание на дом: (слайд 9)

  1. Изучить §40, повт. §37; 38. Учебник Биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Организаций: углубл. Уровень: в 2 ч., ч. 1 /[П.М.Бородин, Л.В.Высоцкая, Г.М.Дымшиц и др.]; под ред. В.К. Шумного и Г.М.Дымшица. – М.: Просвещение 2014.

  2. По желанию – реферат или сообщение « Мутагенное загрязнение окружающей среды в (Крыму, Симферополе и др.)».

Приложение 1


Контрольно-обучающая карта ученика(цы) __________________________________________

Тема: Причины мутаций. Искусственный мутагенез

  1. Мутагены -_______________________________________________________________

Мутагенез -_____________________________________________________________________


  1. Работа исследовательских «мини- групп»: заполнение таблицы

Группы мутагенов

Общий механизм действия

Примеры

1Физические






2. Химические







3. Биологические






Комутагены -_______________________________________________________________

Примеры: ___________________________________________________________________________

Антимутагены - _____________________________________________________________

Примеры: ___________________________________________________________________________


  1. Свойства мутагенов

свойства мутагенов





1) ____________________ 2) ____________________ 3) ___________________

_________________________ ________________________ _______________________

_________________________ ________________________ _______________________


  1. Механизмы защиты клетки от мутаций:

а)_____________________________________________________________________________________

б)_____________________________________________________________________________________

в)_____________________________________________________________________________________

г)_____________________________________________________________________________________

д)_____________________________________________________________________________________

  1. Искусственный мутагенез – ___________________________________________________

Мутагены - ___________________________________________________________________

Использование микроорганизмов:

а)_____________________________________________________________________________________

б)_____________________________________________________________________________________

в)_____________________________________________________________________________________

г)_____________________________________________________________________________________


  1. Значение мутаций:

в природе для человека


_______________________ _____________________________________

____________________ _________________________________

____________________ _________________________________

Вывод: ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Тестовые задания:

1.Что такое мутационная изменчивость?

а) изменение генотипа; б) изменение фенотипа; в) изменение генотипа и фенотипа.

2. Что характерно для мутаций?

а) возникает внезапно; б/ возникает при кроссинговере; в/ изменяются гены и хромосомы; г) изменяется фенотип.

3. Что такое мутон?

а) участок гена с мутацией; б) участок хромосомы после мутации;
в)наименьший участок ДНК, способный к мутации.

4. Какие мутации называются индуцированными?

а) случайно возникшие под влиянием неизвестных факторов;
б) возникщие под влиянием целенаправленной деятельности человека.

5. Что такое мутагены?

а) гены, появившиеся в результате мутаций; б) вещества, вызывающие мутации;
в) организмы, появившиеся в результате мутаций.

6. Установите соответствие между мутагенами и их группами:

1) Физические мутагены а) колхицин; е) флюорогарафия;

2) Химические мутагены б) ультрафиолетовое излучение; ж) низкие t;

3) Биологические мутагены в) синтетические моющие средства; з) иприт;

г) вирус гриппа; и) вирус краснухи.

д) рентгеновское излучение

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1. Комутагены

а) факторы, вызывающие мутации

2. Искусственный мутагенез

б) вещества, нейтрализующие действие мутагенов

3. Транспозоны

в) вещества, усиливающие действие мутагенов

4. Мутагены

г) контролируемый человеком процесс возникновения мутаций

5. Антимутагены

д) это участки ДНК организмов, способные к передвижению (транспозиции) и размножению в пределах генома (или «прыгающие гены»).

Приложение 2

Слайды презентации урока


Слайд 1 Слайд 2


Слайд 3 Слайд 4


Слайд 5 Слайд 6


Слайд 7 Слайд 8


Слайд 9


4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока на тему "Причины возникновения мутаций. Искусственный мутагенез"

Автор: Нетронина Ольга Викторовна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства