kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока ( Лабораторная работа ) «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа №15 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

Цель: На примере основных гипотез о формировании рас человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез. Доказать существование одного вида Человек разумный, представленного всеми расами.

Ход работы:

Задание №1: Оцените предлагаемые гипотезы формирования человеческих рас. Прочитайте текст о гипотезах формирования рас человека. Заполните таблицу.

1.Понятие о расе

В антропологии разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду достаточно отличные понятия. Приведем несколько определений для примера.

Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.

Раса – это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками – цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека.

2.Расоведение

или этническая антропология знакомит с проблемами происхождения рас, классификации расовых типов, распространением их по территории Земли, основными факторами и этапами расообразования, а также современными взглядами на популяционную структуру человечества и его рас. Исследование найденных останков показало, что кроманьонцы имели ряд черт, характерных для разных современных рас. В течение десятков тысяч лет их потомки занимали самые разнообразные места обитания. Длительное воздействие внешних факторов, характерных для конкретной местности, в условиях изоляции постепенно приводило к закреплению определенного комплекса морфологических признаков, свойственных локальной расе.
Различия между расами человека — результат географической изменчивости, имевшей адаптивное значение в далеком прошлом. Например, пигментация кожи более интенсивна у жителей влажных тропиков. Темная кожа менее повреждается лучами солнца, так как большое количество меланина препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей вглубь кожи и предохраняет ее от ожогов. Курчавые волосы на голове негра создают своеобразную шапку, защищающую голову от палящих лучей солнца. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с высокой теплоотдачей. Узкая глазная щель и эпикантус у монголоидов — адаптация к частым пылевым бурям. Узкий выступающий нос европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха и т.д.

Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны. Народы разных рас стоят на различных уровнях развития культуры в силу ряда общественно-экономических факторов.
3. Социал-дарвинизм. 

Практически сразу после распространения идей дарвинизма стали делаться попытки перенести закономерности, вскрытые Ч. Дарвином в живой природе, на человеческое общество. Некоторые ученые стали допускать, что и в человеческом обществе борьба за существование является движущей силой развития, причем социальные конфликты объясняются действием естественных законов природы. Эти взгляды получили название социал-дарвинизма.
Социал-дарвинисты считают, что идет отбор биологически более ценных людей, а социальное неравенство в обществе — следствие биологического неравенства людей, которое контролируется естественным отбором. Таким образом, социал-дарвинизм применяет термины эволюционной теории для истолкования общественных явлений и по своей сущности является антинаучным учением, так как нельзя переносить закономерности, действующие на одном уровне организации материи, на другие уровни, характеризующиеся иными законами.
4.Расизм.
Прямым порождением самой реакционной разновидности социал-дарвинизма является расизм. Расисты расценивают расовые различия как видовые, не признают единства происхождения рас. Сторонники расовых теорий утверждают, что между расами существует различие по способности овладевать языком и культурой. Делением рас на «высшие» и «низшие» основоположники учения оправдывали социальную несправедливость, например, жестокую колонизацию народов Африка и Азии, уничтожение «высшей» нордийской расой фашистской Германии представителей других рас. Кузен Дарвина Ф. Гальтон основал новую науку – евгенику, как науку о селекции человеческого рода путём искусственного отбора. Чтобы вывести высокоодарённую человеческую расу, нужно создать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно пройдёт процедуру интеллектуального тестирования. Эти идеи нашли применение в фашистской Германии, где «расовая гигиена» нашла воплощение в экспертизе на чистокровность, насильственной стерилизации и уничтожении «неполноценных» в концлагерях и газовых камерах.

Расисты расценивают расовые различия как видовые и даже родовые. Они не признают единства происхождения рас и утверждают, что каждая раса происходит от своего предка и не связана родством с другими: негроиды – от древнейших людей, монголоиды – от неандертальцев, европейцы – от кроманьонцев.
 Расисты считают, что причина экономической и культурной отсталости некоторых народов заключается в их «расовой биологической неполноценности. Теория о делении рас на «высшие» и «низшие» направлена к оправданию империалистических войн, колониальной политики и расовой дискриминации.

 

 

Расоведение

Социал - дарвинизм

Расизм

1. Что есть раса?

 

 

 

2. Объяснение происхождения рас.

 

 

 

3. Влияние расовой принадлежности на физические и интеллектуальные способности.

 

 

 

4. Социология рас.

 

 

 

5. Последствия теории для человеческого общества.

 

 

 

 

Задание №2: Решите задачи:

1. На Земле существуют различные расы людей. Что лежит в основе деления человечества на расы? Почему людей разных рас нельзя отнести к разным видам? Почему всех людей земного шара относят к одному виду – Человек разумный?

2. Внешние различия людей разных рас очень значительны. Существуют ли различия в строении внутренних органов людей разных рас, в умственном развитии, в генотипах? Почему между людьми разных рас нет биологической изоляции?

 

Задание №3: Сделайте вывод.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока ( Лабораторная работа ) «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас». »

Лабораторная работа №15 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».

Цель: На примере основных гипотез о формировании рас человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез. Доказать существование одного вида Человек разумный, представленного всеми расами.

Ход работы:

Задание №1: Оцените предлагаемые гипотезы формирования человеческих рас. Прочитайте текст о гипотезах формирования рас человека. Заполните таблицу.

1.Понятие о расе

В антропологии разные исследователи в разные периоды под «расой» имели в виду достаточно отличные понятия. Приведем несколько определений для примера.

Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.

Раса – это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками – цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют сколько-нибудь существенного значения для жизнедеятельности человека.

2.Расоведение

или этническая антропология знакомит с проблемами происхождения рас, классификации расовых типов, распространением их по территории Земли, основными факторами и этапами расообразования, а также современными взглядами на популяционную структуру человечества и его рас. Исследование найденных останков показало, что кроманьонцы имели ряд черт, характерных для разных современных рас. В течение десятков тысяч лет их потомки занимали самые разнообразные места обитания. Длительное воздействие внешних факторов, характерных для конкретной местности, в условиях изоляции постепенно приводило к закреплению определенного комплекса морфологических признаков, свойственных локальной расе.
Различия между расами человека — результат географической изменчивости, имевшей адаптивное значение в далеком прошлом. Например, пигментация кожи более интенсивна у жителей влажных тропиков. Темная кожа менее повреждается лучами солнца, так как большое количество меланина препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей вглубь кожи и предохраняет ее от ожогов. Курчавые волосы на голове негра создают своеобразную шапку, защищающую голову от палящих лучей солнца. Широкий нос и толстые вздутые губы с большой поверхностью слизистых оболочек способствуют испарению с высокой теплоотдачей. Узкая глазная щель и эпикантус у монголоидов — адаптация к частым пылевым бурям. Узкий выступающий нос европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха и т.д.

Никаких существенных различий в умственных способностях, мышлении, речи между представителями разных рас нет, все расы биологически равноценны. Народы разных рас стоят на различных уровнях развития культуры в силу ряда общественно-экономических факторов.
3. Социал-дарвинизм.

Практически сразу после распространения идей дарвинизма стали делаться попытки перенести закономерности, вскрытые Ч. Дарвином в живой природе, на человеческое общество. Некоторые ученые стали допускать, что и в человеческом обществе борьба за существование является движущей силой развития, причем социальные конфликты объясняются действием естественных законов природы. Эти взгляды получили название социал-дарвинизма.
Социал-дарвинисты считают, что идет отбор биологически более ценных людей, а социальное неравенство в обществе — следствие биологического неравенства людей, которое контролируется естественным отбором. Таким образом, социал-дарвинизм применяет термины эволюционной теории для истолкования общественных явлений и по своей сущности является антинаучным учением, так как нельзя переносить закономерности, действующие на одном уровне организации материи, на другие уровни, характеризующиеся иными законами.
4.Расизм.
Прямым порождением самой реакционной разновидности социал-дарвинизма является расизм. Расисты расценивают расовые различия как видовые, не признают единства происхождения рас. Сторонники расовых теорий утверждают, что между расами существует различие по способности овладевать языком и культурой. Делением рас на «высшие» и «низшие» основоположники учения оправдывали социальную несправедливость, например, жестокую колонизацию народов Африка и Азии, уничтожение «высшей» нордийской расой фашистской Германии представителей других рас. Кузен Дарвина Ф. Гальтон основал новую науку – евгенику, как науку о селекции человеческого рода путём искусственного отбора. Чтобы вывести высокоодарённую человеческую расу, нужно создать материальные стимулы для поощрения вступления в брак и обзаведения детьми тех, кто успешно пройдёт процедуру интеллектуального тестирования. Эти идеи нашли применение в фашистской Германии, где «расовая гигиена» нашла воплощение в экспертизе на чистокровность, насильственной стерилизации и уничтожении «неполноценных» в концлагерях и газовых камерах.

Расисты расценивают расовые различия как видовые и даже родовые. Они не признают единства происхождения рас и утверждают, что каждая раса происходит от своего предка и не связана родством с другими: негроиды – от древнейших людей, монголоиды – от неандертальцев, европейцы – от кроманьонцев.
Расисты считают, что причина экономической и культурной отсталости некоторых народов заключается в их «расовой биологической неполноценности. Теория о делении рас на «высшие» и «низшие» направлена к оправданию империалистических войн, колониальной политики и расовой дискриминации.



Расоведение

Социал - дарвинизм

Расизм

1. Что есть раса?




2. Объяснение происхождения рас.




3. Влияние расовой принадлежности на физические и интеллектуальные способности.




4. Социология рас.




5. Последствия теории для человеческого общества.





Задание №2: Решите задачи:

1. На Земле существуют различные расы людей. Что лежит в основе деления человечества на расы? Почему людей разных рас нельзя отнести к разным видам? Почему всех людей земного шара относят к одному виду – Человек разумный?

2. Внешние различия людей разных рас очень значительны. Существуют ли различия в строении внутренних органов людей разных рас, в умственном развитии, в генотипах? Почему между людьми разных рас нет биологической изоляции?


Задание №3: Сделайте вывод.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Уманец Ольга Алексеевна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174385

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства