Разработка урока: «Грибы – особое царство живых организмов». 6 класс
Разработка урока: «Грибы – особое царство живых организмов». 6 класс
Цель урока: Систематизация знаний учащихся. Повторение и закрепление ранее изученного материала. Формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности. Развитие коммуникативных умений при работе в группах. Закрепление знаний о понятийном аппарате.
Ход урока:
Объявляется тема, цели и форма урока. Выбирают жюри, напоминают правила игры), команда «Крестики» выбирает по желанию любой из преложенных конкурсов. В каждом конкурсе участвуют все команды. Жюри оценивает выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом «х» или «о» - в зависимости от того какая команда победила. В дальнейшем право выбора конкурса принадлежит победителю). Паузы, возникшие при обдумывании ответа, заполняются игрой со зрителями, предлагая им загадки по теме. За правильные ответы выдаются жетоны, которые могут выступать в роли эквивалента оценки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Грибы – особое царство живых организмов». 6 класс»
Тема урока: «Грибы – особое царство живых организмов».
Цель урока: Систематизация знаний учащихся. Повторение и закрепление ранее изученного материала. Формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности. Развитие коммуникативных умений при работе в группах. Закрепление знаний о понятийном аппарате.
Оборудование: таблица-сетка (3х3) для игры (в каждой ячейке записано название конкурса), конверты с заданиями, карточки с символами (по 9 шт.), калькуляторы.
Ход урока:
Объявляется тема, цели и форма урока. Выбирают жюри, напоминают правила игры), команда «Крестики» выбирает по желанию любой из преложенных конкурсов. В каждом конкурсе участвуют все команды. Жюри оценивает выступления, после чего в соответствующей ячейке прикрепляется карточка с символом «х» или «о» - в зависимости от того какая команда победила. В дальнейшем право выбора конкурса принадлежит победителю). Паузы, возникшие при обдумывании ответа, заполняются игрой со зрителями, предлагая им загадки по теме. За правильные ответы выдаются жетоны, которые могут выступать в роли эквивалента оценки.
Содержание конкурсов.
АБВГДейка
Как хорошо уметь писать! А еще лучше – уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих биологических терминах:
М…Ц…ЛИЙ
Г…И…НИЦА
ГИ…Ы
СП…РА
ПЛ.…Д…ВОЕ Т…ЛО
С…МБ…ОНТЫ
ХИ…Н…КИ
П…Р…ЗИТЫ
ШЛЯ… КА
М…КОР…ЗА
СИ…Б…ОЗ
М…КОЛ…ГИЯ
За этот конкурс команда получает максимум 22 баллов: каждая ошибка – это минус 1 балл.
Время проведения конкурса 1мин. 0,5 балла добавляется команде закончившей раньше.
В гостях у журнала «Квант».
Что общего между биологией и математикой? Биология, как и математика, любит строгий учет и точный счет. Великий русский ученый Д.И. Менделеев писал: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Настоящий биолог должен уметь правильно и быстро считать, логически мыслить.
Сейчас нас приглашает на страницы научно-популярный математический журнал «Квант». Вам предлагается несложная задача, которая проверит ваши умения считать и рассуждать. Приготовьте калькуляторы.
Задача: один гриб-хищник съедает амёб весом 8мг (1мг = 0,001г)
Сколько должно быть грибов хищников, чтобы съесть 500г амёб?
Сколько амёб они должны поймать, если 1 амёба весит 0,002г?
Решение:
500: 0,008 =62500 грибов-хищников
500:0,002=25000 амёб
Доп. вопросы:
1. Какие приспособления имеют грибы-хищники?
2.Какие грибы называют паразитами?
3.Как питаются грибы?
«Заседание ученого совета».
Уважаемые коллеги! Сегодня к защите по теме «Грибы – особое царство живых организмов» представлен ряд работ, с основными тезисами которых мне предстоит вас познакомить. Однако предварительное чтение показало, что некоторые авторы допустили досадные неточности или же высказали ошибочное суждение. Предлагаю обсудить эти тезисы и выявить те, правильность которых вызывает сомнений
Среди грибов имеются паразиты человека, животных и растений
Микориза – это то же, что и мицелий
Дрожжи, как и другие грибы, размножаются спорами
Шампиньоны не образуют микоризу
По способу питания мукор является паразитом
У пеницилла мицелий не разделен перегородками и представляет собой как бы одну разветвленную клетку
Дрожжи – одноклеточные грибы
В пеницилле споры располагаются в округлых спорангиях
Грибы-трутовики по способу питания относятся к сапротрофам.
Картофель и другие пасленовые часто поражаются фитофторой
Ответ: - + - + + + - - + - - + - - +
Работу выполняет каждый ученик индивидуально. Листочки сдаются в жюри, где определяют общую сумму правильных ответов. Каждый участник получает свою оценку за тест).
«Почемучка»
Приготовлены биологические задачи, написанные словом: «Почему?» - отвечает тот, кто первым поднимает руку. Правильный ответ равен баллу, баллы суммируются.
Почему в сосновом бору встречается много маслят, а в березовом – подберезовиков?
Почему о грибе говорят «это ни растение, ни животное, но и то и другое»?
Почему летний теплый дождь называют «грибным»?
Почему гриб-трутовик относят к паразитам?
Почему грибы относят к надцарству эукариоты?
Почему сыроежки относят к отряду пластинчатые?
Почему перед посевом зерно обрабатывают специальным препаратом?
«Во саду ли, в огороде»
Уважаемая редакция! Мои соседи по даче выращивают шампиньоны на навозе, вешенку – на отрезках стволов спиленных лиственных деревьев, на соломе. Я не люблю эти грибы. Пробовала вырастить так же белые и подосиновики, ничего не получилось. Объясните почему?
«Третий лишний»
Каждой команде предлагается одинаковый набор карточек.
Вычеркните лишнее название гриба:
1. рыжик, лисичка, мухомор
2. подберезовик, трутовик, масленок
3.опята, шампиньоны, вешенки
4. бледная поганка, лисичка, мукор
5. фитофтора, дрожжи, пеницилл
«У Лукоморья»
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Знаете сказку «Теремок»? Прослушайте её новую интерпретацию и заполните клетки кроссворда.
В чистом поле теремок,
Он достаточно высок.
В современном создан стиле,
Чтобы жили, не тужили
Чага, мукор, боровик,
трюфель и волнушка,
пеницилл и головня
веселая соседушка
Номер «семь» - квартира чаги!
Дальше сам слова пристрой,
Размещенья делай с толком –
И поймешь, а кто восьмой!
« В гостях у передачи СМАК»
Сегодня тема нашего разговора грибы. Через одну минуту вы назовете как можно больше блюд из грибов.
«В лес по грибы»
Здесь вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны.
«В этот яркий июньский день светило солнце. Погода установилась жаркая и сухая – настоящая грибная пора.
В густой траве мы нашли целую семейку трутовиков. Ребята аккуратно срезали шляпки у этого гриба. В березовом лесу мы нашли подберезовики, а на старых пнях расположились грузди. На деревьях мы нашли несколько грибов-паразитов – пеницилл и спорынью. Они расположились друг над другом.»
«В лес по грибы»
Здесь вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны.
«В этот яркий июньский день светило солнце. Погода установилась жаркая и сухая – настоящая грибная пора.
В густой траве мы нашли целую семейку трутовиков. Ребята аккуратно срезали шляпки у этого гриба. В березовом лесу мы нашли подберезовики, а на старых пнях расположились грузди. На деревьях мы нашли несколько грибов-паразитов – пеницилл и спорынью. Они расположились друг над другом.»
«В лес по грибы»
Здесь вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны.
«В этот яркий июньский день светило солнце. Погода установилась жаркая и сухая – настоящая грибная пора.
В густой траве мы нашли целую семейку трутовиков. Ребята аккуратно срезали шляпки у этого гриба. В березовом лесу мы нашли подберезовики, а на старых пнях расположились грузди. На деревьях мы нашли несколько грибов-паразитов – пеницилл и спорынью. Они расположились друг над другом.»
В чистом поле теремок,
Он достаточно высок.
В современном создан стиле,
Чтобы жили, не тужили
Чага, мукор, боровик,
трюфель и волнушка,
пеницилл и головня
веселая соседушка
Номер «семь» - квартира чаги!
Дальше сам слова пристрой,
Размещенья делай с толком –
И поймешь, а кто восьмой!
В чистом поле теремок,
Он достаточно высок.
В современном создан стиле,
Чтобы жили, не тужили
Чага, мукор, боровик,
трюфель и волнушка,
пеницилл и головня
веселая соседушка
Номер «семь» - квартира чаги!
Дальше сам слова пристрой,
Размещенья делай с толком –
И поймешь, а кто восьмой!
В чистом поле теремок,
Он достаточно высок.
В современном создан стиле,
Чтобы жили, не тужили
Чага, мукор, боровик,
трюфель и волнушка,
пеницилл и головня
веселая соседушка
Номер «семь» - квартира чаги!
Дальше сам слова пристрой,
Размещенья делай с толком –
И поймешь, а кто восьмой!
«В лес по грибы»
Здесь вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны.
«В этот яркий июньский день светило солнце. Погода установилась жаркая и сухая – настоящая грибная пора.
В густой траве мы нашли целую семейку трутовиков. Ребята аккуратно срезали шляпки у этого гриба. В березовом лесу мы нашли подберезовики, а на старых пнях расположились грузди. На деревьях мы нашли несколько грибов-паразитов – пеницилл и спорынью. Они расположились друг над другом.»
«Третий лишний»
Вычеркните лишнее название гриба:
1. рыжик, лисичка, мухомор
2. подберезовик, трутовик, масленок
3.опята, шампиньоны, вешенки
4. бледная поганка, лисичка, мукор
5. фитофтора, дрожжи, пеницилл
«Третий лишний»
Вычеркните лишнее название гриба:
1. рыжик, лисичка, мухомор
2. подберезовик, трутовик, масленок
3.опята, шампиньоны, вешенки
4. бледная поганка, лисичка, мукор
5. фитофтора, дрожжи, пеницилл
«Третий лишний»
Вычеркните лишнее название гриба:
1. рыжик, лисичка, мухомор
2. подберезовик, трутовик, масленок
3.опята, шампиньоны, вешенки
4. бледная поганка, лисичка, мукор
5. фитофтора, дрожжи, пеницилл
Задача: один гриб-хищник съедает амёб весом 8мг (1мг = 0,001г)
1.Сколько должно быть грибов хищников, чтобы съесть 500г амёб?
2.Сколько амёб они должны поймать, если 1 амёба весит 0,002г?
Задача: один гриб-хищник съедает амёб весом 8мг (1мг = 0,001г)
1.Сколько должно быть грибов хищников, чтобы съесть 500г амёб?
2.Сколько амёб они должны поймать, если 1 амёба весит 0,002г?
«Заседание ученого совета».
Ответ: - + - + + + - - + - - + - - +
В гостях у журнала «Квант».
Задача: один гриб-хищник съедает амёб весом 8мг (1мг = 0,001г)
Сколько должно быть грибов хищников, чтобы съесть 500г амёб?
Сколько амёб они должны поймать, если 1 амёба весит 0,002г?
Решение:
500: 0,008 =62500 грибов-хищников
500:0,002=25000 амёб
АБВГДейка
Как хорошо уметь писать! А еще лучше – уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих биологических терминах:
М…Ц…ЛИЙ
Г…И…НИЦА
ГИ…Ы
СП…РА
ПЛ.…Д…ВОЕ Т…ЛО
С…МБ…ОНТЫ
ХИ…Н…КИ
П…Р…ЗИТЫ
ШЛЯ… КА
М…КОР…ЗА
СИ…Б…ОЗ
М…КОЛ…ГИЯ
За этот конкурс команда получает максимум 22 баллов: каждая ошибка – это минус 1 балл.
АБВГДейка
Как хорошо уметь писать! А еще лучше – уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих биологических терминах:
М…Ц…ЛИЙ
Г…И…НИЦА
ГИ…Ы
СП…РА
ПЛ.…Д…ВОЕ Т…ЛО
С…МБ…ОНТЫ
ХИ…Н…КИ
П…Р…ЗИТЫ
ШЛЯ… КА
М…КОР…ЗА
СИ…Б…ОЗ
М…КОЛ…ГИЯ
За этот конкурс команда получает максимум 22 баллов: каждая ошибка – это минус 1 балл.
АБВГДейка
Как хорошо уметь писать! А еще лучше – уметь писать грамотно. Вставьте пропущенные буквы в следующих биологических терминах:
М…Ц…ЛИЙ
Г…И…НИЦА
ГИ…Ы
СП…РА
ПЛ.…Д…ВОЕ Т…ЛО
С…МБ…ОНТЫ
ХИ…Н…КИ
П…Р…ЗИТЫ
ШЛЯ… КА
М…КОР…ЗА
СИ…Б…ОЗ
М…КОЛ…ГИЯ
За этот конкурс команда получает максимум 22 баллов: каждая ошибка – это минус 1 балл.