Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | |
I Мотивирование к учебной деятельности | Приветствуют учителя, слушают его. Знакомство с материалами урока: «Оценочный лист», «Рабочий лист урока». | - Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! -Здравствуйте скажем мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. . Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте: 1.Я справился с домашним заданием. 2.Домашнее задание было трудным. 3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители. 4.Я в хорошем настроении. 5.Я готов к уроку. 6.Я знаю к какому царству относятся все растения .. 8.Я знаю особенности жизнедеятельности клетки. - В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки) (Раздаются материалы урока, учитель объясняет, как и когда учащиеся будут работать с ними,) | |
Актуализация знаний | Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:-Потому что представители этого царства имеют особые характерные признаки, присущие только для них | -С какими царствами живой природы вы знакомы? - По каким признакам ученые все растения определены в царство растения? | |
Проблематизация (постановка проблемы), выявление места и причины затруднения | Высказывают свои предположения Анализируют информацию , используя субъектный опыт, высказывают свое мнение, формулируют ответ: «Царство Бактерии» Отвечают на вопрос, но допускают ошибки Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему Формулируют проблему: Не смогли верно распознать бактерии
Уточняют формулировку проблемы: Не смогли верно распознать бактерии, т.к. у нас недостаточно знаний для этого | -Сегодня мы начинаем изучение одного из царств живой природы. -Но какого? Об этом удивительном царстве поэт Н. Заболоцкий написал : Сквозь волшебный прибор Левенгука,На поверхности капли воды,Обнаружила наша наука удивительной жизни следы…. -Догадались, о каком царстве мы будем сегодня говорить? Итак, интрига! Какое же это царство? -Если вы будете внимательно слушать мои подсказки, то вы сможете правильно назвать организмы этого царства: Они самые древние…. Они живут повсюду…. Без них невозможно изготовление кисло-молочных продуктов Они могут быть причиной опасных заболеваний… -Кто же они? (бактерии) -Посмотрите на слайд (№1), перед вами различные организмы. Можете ли вы назвать номера, под которыми изображены бактерии? -Итак, вы не смогли верно выполнить задание, почему? -Уточните, какая проблема у вас возникла? -Почему вы столкнулись с проблемой? Визуализирует проблемный вопрос урока ; слайд (№7) «Не распознали бактерии, т.к. не знаем их характерных признаков» | |
Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение: -По учебной проблеме -Цель: Узнать (изучить) признаки бактерий -Цель:Узнать где обитают бактерии, каково их строение и жизнедеятельность Совместно с учителем структурируют поисковую информацию, составляют кластер -Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий» -По критериям Учащиеся воспринимают информацию о критериях и формах оценивания собственной учебной деятельности Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планированиеОсуществляют самооценку по умениям формулировать проблему, цель, планировать учебную деятельность | -Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель -Как мы будем формулировать цель? -Выскажите ваши предложения по формулировке целей -Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о бактериях?
- Составим кластер ( У доски составляет ученик кластер)
- Исходя из цели, сформулируйте тему урока -Как мы сможем оценить себя после достижения цели? -Для оценки нужны критерии. У вас есть «Оценочные листы», которые вы будете заполнять по мере выполнения заданий, а в конце урока вы оцените свою работу. - Часть заданий вы будете выполнять индивидуально, а часть в группе. Оценивание заданий будет происходить в форме само- и взаимоконтроля - | |
Первичное усвоение нового знания | Учащиеся слушают задачу, выявляют противоречие и формулируют гипотезу ПРИЧИНА | СЛЕДСТВИЕ | Организмы устроены сложно | Жизнеспособны, приспособлены, широко распространены | Организмы древние и примитивные | Не жизнеспособны, не приспособлены, встречаются редко | | Формулирует проблемно-познавательную задачу: Бактерии появились на Земле более 3,5 млр. лет назад. И до сих пор эта самая древняя и примитивная группа является процветающей, наряду с гораздо более сложными организмами, почему? Помогает уточнить противоречие и гипотезу Противоречие: Но это не так, несмотря, на простое строение и древний возраст, бактерии вездесущи и удивительно жизнеспособны. Гипотеза: Бактерии отличаются от других организмов по своему строению,и это позволяет им быть жизнеспособной группой. Значит, они имеют некие особенности, позволяющие им быть такими -У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации | |
| Осуществляют самоконтроль Отвечают на вопрос Анализируют информацию и делают вывод, что в почве бактерий больше всего Высказывают предположение о причине огромной численности бактерий , формулируют гипотезу Гипотеза: Бактерии очень многочисленны, потому что они быстро размножаются Слушают текст, рассматривают схему, отвечают на вопрос: Бактерии, в основном, очень быстро размножаются путем деления | Ребята я предлагаю вам сегодня быть не учениками, а учеными-микробиологами. Ваша группа – «лаборатория», где вы будете работать над проблемами бактерий. Предлагаю каждой группе свое исследование Работа в группах Вспомним основные правила работы в группе:(Работай дружно. Не ссорься .Советуйся с другом. Умей договариваться, не перебивай. Помогай другу.) 1 группа 1. Пользуясь описанием строения бактерий ( в приложении №1) предложите модель в виде аппликации строения клетки бактерии. 2. Объясните функции основных органоидов бактериальной клетки: ядерного вещества, клеточной стенки, цитоплазмы, жгутика. 2 группа 1Назовите и .охарактеризуйте различные формы бактериальных клеток.2.Сделайте скульптуры бактерий из пластилина 3 группа 1.Как питаются бактерии? На какие 2 группы по способу питания делятся бактерии? .Оформите схему 2.Размножение бактерий. - Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.3.Приспособление бактерий к неблагоприятным условиям. Сапротрофы- Гетеротрофы- | |
Аналитический этап .Закрепление и применение знаний | . Наша гипотеза оказалась верной | - Мы изучили характерные признаки бактерий . Любая гипотеза должна подтверждаться выводами. - Какой вывод после исследования можно сделать? | |
Рефлексия | Мы не знали строение бактерий Переводят баллы в оценку, осуществляют самооценивание
Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»: -Самым трудным для меня на уроке было….. -Самым интересным для меня на уроке было….. -Я оценил(а) свою работу на уроке на…. | - Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока -Как вам удалось ее решить? -Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему примитивные бактерии столь распространены и приспособлены? -Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены бактерии Тест: -Возьмите «Оценочные листы», просуммируйте их и соотнесите с оценкой ( слайд №30) -Я попрошу вас закончить предложения: | |
Д/З | Записывают д/з | | |