kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Размножение и развитие рыб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: показать особенности размножения и развития рыб,раскрыть разнообразные формы   

                      заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

                      раэвивать умение анализировать информацию,

                     расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.

                     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Размножение и развитие рыб»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Павлово-Посадского муниципального района Московской области

















Конспект открытого урока

7 класс

Тема: «Размножение и развитие рыб»













Составила: Купцова Н.Н.



















30.01.2017г

г. Павловский Посад

Тема урока : Размножение и развитие рыб.


Цели урока: показать особенности размножения и развития рыб,раскрыть разнообразные формы

заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

раэвивать умение анализировать информацию,

расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.



Тип урока: урок изучеия нового материала, комбинированный

Метод : проблемный

Оборудование : презентация «Размножение и развитие рыбы»



Ход урока


Ι Орг. момент


Всем, здравствуйте! Тема нашего урока «Размножение и развитие рыб». Ссегодня вы познакомитесь с процессом размножения рыб, с поведением рыб во время нереста, с способами заботы о потомстве у рыб, будем анализировать информацию и делать выводы, и в ходе урока вы расширите свой кругозор, узнаете много интересного о рыбах.


ІІ. Активизация познавательной деятельности.

Слайд УГОРЬ

Среди пресноводных рыб самой удивительной и по внешнему облику, и по другим особенностям оказывается речной угорь- рыба, широко распространенная в реках Западной Европы, реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь похож на змею. У него вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1-1,5 м (самцы мельче), причем вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Грудные плавники у угря небольшие, брюшных нет, а все парные плавники слиты вместе и образуют одну сплошную оторочку, которая начинается на спине, огибает хвост и продолжается на брюшной стороне до анального отверстия. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времен рыбаки, а за ними и ученые обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются из дождевых червей, Мнение о самозарождении угрей из ила еще в ΧΙΧ веке слышал от нарвских рыбаков русский ихтиолог Л.П.Сабанеев. Высказывались предположения по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков загадка была разрешена.

А вы знаете ответ на эту загадку?


ІІІ. Изучение нового темы.


Я думаю, что ответ на эту загадку мы найдем в ходе изучения нашей темы «Размножение и развитие рыб».

Рыбы раздельнополые животные. В теле самок, в яичниках, развиваются яйцеклетки- икринки. В теле самцов, в семенниках, созревают сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение. Рассмотрим размножение у речного окуня.

(презентация фрагмент развитие окуня)

Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки называется наружным. У многих рыб ярко выражен половой диморфиз ( когда самка и самец различаются по форме тела, по окраске, по размерам).

Слайд Горбуша серебрянка и самец перед нерестом

Внешний вид усамцов изменяется до неузнаваемости: на спине образуется горб, на челюстях появляются большие зубы, морда удлиняется, а на конце ее вырастает большой крючок. После нереста взрослые особи погибают, т.к пока плыли к местам нереста они не ели и истощились.

Как вы дуамете с чем это связано? ( поиск партнера для спаривания)


Слайд Судак и судачиха

Это всем нам хорошо известная рыба судак. Мальчики, наверное, не раз ловили судаков. Среди рыбаков ходит легенда о том ,что судаки однолюбы и задолго до нереста образуют пары. От любви окраска самца приобретает голубой оттенок. После нереста самец берет на себя заботу о будущем потомстве: охраняет икру, шевелит над ней плавниками, насыщая воду кислородом и очищая от ила.


Выметывание рыбами половых продуктов с последующим оплодотворением яиц, особое сложное поведение в период размножения называется нерестом .

Поведение рыб в период размножения инстинктивно, т.е. в основе лежат различные безусловные рефлексы. Большинство рыб откладывают икру при строго определенных условиях среды, специфических для каждого вида и гораздо менее изменчивых, чем те, при которых обычно живет рыба вне времени размножения. Для откладки яиц (икры) рыбы собираются в места с определенной температурой и глубиной воды, соленостью, аэрацией, скоростью течения, с механическим составом грунта, растительностью у берега или на дне водоема. Все эти факторы иеют большое значение.

Развивающиеся икринки , личинки, особенно на ранних стадиях развития, обычно гораздо чувствительнее к факторам внешней среды, чем взрослые особи, поэтому выметывание икры при строго определенных значениях этих факторов способствует их лучшему выживанию.

Подходящие места для нереста называют нерестилещем. Загрязнение воды и дна ведет к невозможности нереста или гибели оплодотворенной икры.

Но в природе существуют виды рыб, у которых оплодотворение внутреннее и откладывают не икру, а крупные яйца, содержащие большое количество желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Такое яйцо имеет вид четырехугольной подушки, от углов которой отходят длинные извитые жгуты, ими яйцо закрепляется за водоросли и висит пока не вылупится из него сравнительно крупный детеныш.

Слайд Капсула китовой акулы

Слайд Сельдевая акула

Очень многие акулы рождают вполне развитых детенышей


Итак , ребята, какие главные мысли можно выделить из прослушанной информации?

1. Рыбы – раздельнополые животные.

2. Оплодотворение наружное, происходит в воде.

3. Половой диморфизм связан с условиями существования, заботой о потомстве, поиском

партнера для спаривания.

4 В период размножения у рыб сложное поведение.

Миграции рыб


Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграций.

Бывают кормовые миграции. Так сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них.

Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том , что места с обильным кормом не подходят для размножения, т.к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы преодолевая сотни и тысячи км от мест нагула к местам нереста. Таких рыб называют проходными.

Полупрходные- (вобла) из Волги в рукава на мелководья.

Непроходные- где обитают там и откладывают икру.

А теперь ответьте мне, пожалуйста, почему рыбаки и ученые не встречали в реках , где обитают угри , их икру?

В 1922 году ученым удалось определить места нереста угря. Оказалось , что готовые к размножению угри, прожившие в реках около 10 лет, уходят в Атлант океан и назад не возвращаются. В океане они совершают дальний путь до Саргасова моряи там на больших глубинах мечут икру. Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы.Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.

Почти все наши речные рыбы для метания икры поднимаются вверх по течениюи ищут подходящие места для размножения; такие места- нерестилища- бывают очень разнообразны. Одним нужно отложить икру среди растений (карповые), другие ищут глубокие и быстротечные места в самом русле реки (стерлядь), третьи откладывают икру среди гальки и камней в быстрых и мелких протоках (лососевые).

Забота о потомстве

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу Проанализируйте ее, что это за информация заключена в таблице?


Луна-рыба

До 300 млн икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды

Треска, угорь

Осетровые

Судак, сазан

Окунь

Толстолобик

Сом

Щука

100 млн

до 1,5 млн

до 1 млн

до 900 тыс

500 тыс

450 тыс

200 тыс

Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт

Кета

Горбуша

Колюшка

Сомик ариевый

3-4 тыс

1-2 тыс

около 100 икринок

3-10 икринки

Икра в ямках, засыпанных галькой


?

?

Скаты,акулы

Одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства

Кличество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего это зависит?


Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.

Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для метения икры . Затем отложенная икра оставляется на произвол сыдьбы, и толькл необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления.(рекордистка—Луна-рыба)

Слайд ( луна-рыба)

Есть однако виды ,у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами (красная икра кеты)

В таблице было отмечено, что колюшка откладывает 100 икринок, сомик ариевый -3-10 икринок. А как они заботятся о своем потомстве, может кто знает или ваши предположения?


Слайд Колюшка

Еще любопытнее забота о потомстве прояв-ся у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки – рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками ( видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок. Заботливый отец не только каркулит гнездос икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников ( значение ?) , затем еще несколько дней защищает вылупившихся из икры мальков , пока они не будут в состоянии самостоятельно плавать. Несмотря на то , что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных (почему? –иглы)


Слайд Тиляпия и Сомик ариевый

Тиляпия рыбка вынашивает икринки во рту.

Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане, 30 см, активен по ночам , когда охотится на крабов, креветок, рыб. Размножаются они летом. Когда икра отложена, самец берет ее в рот, где она инкубируется . В этот период он не может есть. Вылупившиеся мальки остаются рядом с отцом, а в случае опасности прячутся во рту у отца.


Слайд Сиамский петушок

Самцов сиамских петушков выращивают в неволе для искусственно организуемых боев. На воле самцы сражаются с соперниками из-за территории . Заботу о потомстве берет на себя самец. он выдувает пузырьки воздуха из которых строит гнездо. Перед оплодотворением самец предстает перед самкой во всей красе: переливающиеся яркими красками распрвленные веером плавниками. Оттопыренные в виде воротника жаберные крышки дополняют образ напыщенного франта. После он приступает к строительству гнезда, выбрав для этого менее освещенный участок поверхности воды. Когда самец закончит строительство, рыбки начинают кружить в брачном танце, что сопровождается выделением икринок самкой и молок самцом. Оплодотворенные икринки падают на дно, а самец торопится собрать их ртом, но не съедает их, а водворяет в пену гнезда. На вторые-третьи сутки из икринок выклевываются и повисают в пене хвостиками вниз личинки. Самец ухаживает за ними пока они не начнут самостоятельную жизнь.


Слайд Морской конек.

Обитает в Черном море. Своим хвостом они цепляются за водоросли и в такой позе высматривают добычу- мелких ракообразных. От хищников их защищает крепкий панцирь, усаженный крючками. Интересен способ их размножения. Самка прикркпляет икру к брюху самца, здесь икра осеменяется, а затем вокруг нее из нависшей складки кожи образуется мешок, в котором икра вынашивается вплоть до вылупления.


И в заключении, давайте мы с вами сделаем вывод.

- размножаются путем живорождения, яйцеживорождения, а в большинстве мечут икру

- у них развит инстнинкт заботы о потомстве.


Закрепление.

1) объясните понятия: нерест, нерестилище, проходные рыбы.

2) Что такое миграция и какова ее роль в жизни рыб?

3) Как происходит развитие рыб?


Схема Размножение и развитие рыб



Решение кроссворда.

Д/з: Подготовить сообщения о рыбах.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Размножение и развитие рыб»

Автор: Купцова Наталья Николаевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока:  Размножение и развитие рыб. "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-biologhii-7-klass-tiema-uroka-razmnozhieniie-i-razvitiie-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "172297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423805828"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока по теме «Размножение, развитие и миграции рыб»."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt_uroka_po_tiemie_razmnozhieniie_razvitiie_i_mighratsii_ryb"
    ["file_id"] => string(6) "366155"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480959337"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "размножение рыб "
    ["seo_title"] => string(18) "razmnozhieniie-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "169774"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423470784"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация по окружающему миру в 3 классе "Размножение и развитие животных". "
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiia-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-razmnozhieniie-i-razvitiie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "237937"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444417922"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "презентация к уроку биологии "Виды размножения",9 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-biologhii-vidy-razmnozhieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225604"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439796687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства