"Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл".
"Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл".
Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление учащихся с информацией о размножении млекопитающих.
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
знать – особенности размножения и развития млекопитающих.
уметь – отличать размножения и развития млекопитающих других представителей Типа Хордовых.
Метапредметные:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл". »
Технологическая карта урока биологии Тема урока: Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Класс: 7 Тип урока: комбинированный Цели по содержанию: обучающие: ознакомление учащихся с информацией о размножении млекопитающих. развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности. Планируемые результаты учебного занятия: Предметные: знать – особенности размножения и развития млекопитающих. уметь – отличать размножения и развития млекопитающих других представителей Типа Хордовых. Метапредметные: регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение. Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию. Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве. Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Организационный момент.
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы.
Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.
Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.
Личностные УУД
Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
этап актуализации и пробного учебного действия;
Актуализация опорных знаний и способов действий
Входной контроль
Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Внутреннее строение млекопитающих».
Повторим предыдущий материал.
Задание (приложение №1)
Воспроизводят имеющиеся знания о внутреннем строении млекопитающих. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения.
Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
этап выявления места и причины затруднения;
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Цель: В ходе урока вы должны познакомиться с характерными признаками млекопитающих основных отрядов и их многообразием.
Предлагает спланировать работу на уроке.
Презентация к уроку (кроссворд).
Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке
Регулятивные УУД
Умение ставить цель, планировать деятельность
этап построения проекта выхода из затруднения;
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организует деятельность учащихся:
В учебнике на стр. 254-256 изучите материал размножении и развитии млекопитающих, изучите схемы, иллюстрации в учебнике.
Организует работу учащихся с рабочей тетрадью (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В. Суматохин, В.С. Кучменко; под ред. проф. В.М. Константинова.- 3-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2013.)
задание №1.
Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задани.
Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.
Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:
Ответьте на вопросы в конце параграфа.
Учитель предлагает учащимся изучить материал, для заполнения таблицы в рабочей тетради (Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В. Суматохин, В.С. Кучменко; под ред. проф. В.М. Константинова.- 3-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2013.)
на стр.71 задание №2
Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся.
Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.
Изучают текст учебника, анализируют информацию, делают записи в тетради.
Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Выходной контроль:
Цель: проверить усвоение материала о размножении и развитии млекопитающих.
Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:
Базовый уровень:
Вариант№1
1. Закончите фразы:
1) В яичниках располагаются ....
2) В семенниках развиваются ....
3) Оплодотворенные яйцеклетки поступают в....
4) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует....
5) Зародыш получает питательные вещества из ...матери.
6) У млекопитающих хорошо развит инстинкт... о....
7) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....
8) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются....
9) Оплодотворение у млекопитающих....
Вариант №2
Выполните тест: 4
1. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
а) гамета; б) зигота; в) сперматозоид.
2. Развитие эмбриона происходит в:
а) матке; б) плаценте; в) яйцеводах; г) пуповине.
3. У кого из перечисленных животных рождаются зрячие и способные к передвижению детеныши:
а) белка; б) сайгак; в) мышь; г) крот.
4. Детеныши наследуют все свои признаки от:
а) отца; б) матери; в) отца и матери поровну.
5. Эмбрион получает питание для своего развития через систему:
а) пищеварения; в) дыхания;
б) кровообращения; г) выделения.
6. Детеныши у млекопитающих рождаются:
а) у всех слепыми, голыми, беспомощными;
б) у всех вполне развитыми (зрячими, покрытыми шерстью, способными почти сразу же после рождения следовать за родителями);
в) как слепыми, голыми, беспомощными, так и вполне развитыми;
г) слепыми, голыми, беспомощными, а вполне развитыми только у приматов. ..' ,
7. Живорождение развито у всех:
а) млекопитающих;
б) млекопитающих, за исключением однопроходных;
в) млекопитающих, за исключением сумчатых;
г) млекопитающих, за исключением сумчатых и летучих мышей.
8. Детенышей молоком выкармливают млекопитающие:
а) все в) только ведущие наземный образ жизни;
б) большинство видов
г) все, за исключением яйцекладущих.
Повышенный уровень:
Биологические задачи.
1) Минимальное число сосков у самок млекопитающих — два. Обезьяны, овцы, козы, слоны, лошади имеют по 2 соска. Максимальное число сосков (10—20) у мышей, полевок, крыс и других мелких млекопитающих. Как можно объяснить такие различия?
2) У нутрии соски находятся по бокам тела. С чем это связано?
3. Чем объяснить, что у одних млекопитающих потомство рождается зрячим и самостоятельным, а у других слепым и беспомощным?
Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.
Познавательные УУД.
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение).
этап включения в систему знаний и повторения;
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности.
Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам)
Познавательные УУД.
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью
информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.
В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник:
оценка
Дифференцированное домашнее задание
«5»
Написать мини-сообщения «Подготовка к размножению, забота о потомстве и зимовка у разных представителей класса млекопитающих»
«4»
Прочитать § 53, составить кроссвордю
«3» и «2»
выучить § 53
Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Учитель организует рефлексию:
Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.
Объявляют выставленную ими оценку.
Задают вопросы учителю.
Личностные УУД
Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.
Регулятивные УУД
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
Приложение №1
№ п/п
Характеристика
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
1
Особенности покровов тела
Подшерсток, шерсть
Когти (ногти), копыта, рога
Имеются кожные железы
2
Тип зубов
Резцы
Коренные
Клыки
3
Части скелета
Череп
Грудная клетка, позвоночник
Пояса конечностей, конечности
4
Органы пищеварительной системы
Желудок (отделы желудка)
Пищеварительные железы
Отделы кишечника
5
Органы, участвующие в дыхании
Легкие
Воздухоносные пути
Диафрагма
6
Особенность кровообращения
Имеются круги кровообращения
Разделение сердца на отделы
Теплокровность
7
Структуры, участвующие в нервной деятельности организма
Периферическая нервная система
Органы чувств
Центральная нервная система
8
Особенности размножения и развития
Раздельнополость
Плацента
Внутриутробное развитие
Фронтальный письменный опрос
1. Каково биологическое значение тех особенностей покровов тела, которые указаны в строке 1 вашего варианта?
2. Приведите примеры животных, имеющих наиболее развитые зубы того типа, который указан в строке 2 вашего варианта, и объясните, с чем это связано.
3. Каковы функции частей скелета, указанных в строке 3 вашего варианта?
4. Назовите особенности органов пищеварения, указанных в строке 4 вашего варианта.
5. Сравните ящерицу и млекопитающее по той структуре, участвующей в дыхании, которая указана в строке 5 вашего варианта, и выявите различия.
6. Какой вид у млекопитающих имеет особенность, указанная в строке 6 вашего варианта, и каково ее значение для жизни в наземно-воздушной среде?
7. Каково биологическое значение структур, указанных в строке 7 вашего варианта?
8. Сравните зверей и рептилий по тем особенностям размножения и развития, которые указаны в строке 8 вашего варианта.
Фронтальный устный опрос
1. Расскажите о строении тех особенностей покровов тела млекопитающего, которые указаны в строке 1 вашего варианта.
2. Определите роль зубов того типа, который указаны в строке 2 вашего варианта
3. Какими костями образованы части скелета, указанные которые указаны в строке 3 вашего варианта?
4. Каково значение органов пищеварительной системы, указанных и строке 4 вашего варианта?
5. Какова роль органов, указанных в строке 5 вашего варианта, в дыхании млекопитающих?
6. Сравните ящерицу и млекопитающее по той особенности кровообращения, которая указана в строке 6 вашего варианта, и выявите различия.
7. Какими органами представлены структуры, указанные в строке 7 нашего варианта?
8. Опишите особенности размножения и развития млекопитающих, указанные в строке 8 вашего вариант
Вопросы к презентации.
1.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой (диафрагмой);
2.Расширенная часть женской половой системы, где оболочка зародыша соединяется со стенкой (матка);
3.Сальные, потовые, млечные, пахучие – что это? (железы)
4.Покрывает зуб снаружи (эмаль)
5. Наследственный и неизменный компонент поведения. Есть как у животных, так и у человека для продолжения рода, для самосохранения (инстинкт)
6.Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток – так называемой (корой)
7.Центр координации движения (мозжечок)
8.Млекопитающие второе название (звери)
9. Способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.) (осязание)
10.У млекопитающих со сравнительно простым поведение (кролики, мыши) полушария гладкие, а у хищных млекопитающих и приматов, отличающихся сложным поведение, кора полушарий имее многочисленные (извилины) и борозды.
11.Короткие мягкие волоски (подшерсток)
Вариант№1
1. Закончите фразы:
1) В яичниках располагаются ....
2) В семенниках развиваются ....
3) Оплодотворенные яйцеклетки поступают в....
4) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует....
5) Зародыш получает питательные вещества из ...матери.
6) У млекопитающих хорошо развит инстинкт... о....
7) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....
8) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются....
9) Оплодотворение у млекопитающих....
Вариант №2
1. Оплодотворенная яйцеклетка называется:
а) гамета; б) зигота; в) сперматозоид.
2. Развитие эмбриона происходит в:
а) матке; б) плаценте; в) яйцеводах; г) пуповине.
3. У кого из перечисленных животных рождаются зрячие и способные к передвижению детеныши:
а) белка; б) сайгак; в) мышь; г) крот.
4. Детеныши наследуют все свои признаки от:
а) отца; б) матери; в) отца и матери поровну.
5. Эмбрион получает питание для своего развития через систему:
а) пищеварения; в) дыхания;
б) кровообращения; г) выделения.
6. Детеныши у млекопитающих рождаются:
а) у всех слепыми, голыми, беспомощными;
б) у всех вполне развитыми (зрячими, покрытыми шерстью, способными почти сразу же после рождения следовать за родителями);
в) как слепыми, голыми, беспомощными, так и вполне развитыми;
г) слепыми, голыми, беспомощными, а вполне развитыми только у приматов. ..' ,
7. Живорождение развито у всех:
а) млекопитающих;
б) млекопитающих, за исключением однопроходных;
в) млекопитающих, за исключением сумчатых;
г) млекопитающих, за исключением сумчатых и летучих мышей.
8. Детенышей молоком выкармливают млекопитающие:
а) все в) только ведущие наземный образ жизни;
б) большинство видов
г) все, за исключением яйцекладущих.
Рассказ кота Мурлыки.
Я – обыкновенный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и тёплый. Этого оттого, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А ещё мы с бабушкой любим, слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие, и я не всё слышу. Ну ладно, побегу, тут бабушка зовёт. Посидим, помурлыкаем.
В рассказе были допущены следующие ошибки:
Тип Хордовые, класс Млекопитающие.
Название класса без частицы «ся», так как животные не сами питаются молоком, а выкармливают молоком детёнышей.
Кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу млекопитающих.
В жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в клубочек и прикрывают нос хвостом в холодную и прохладную погоду.