kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа факультативного курса "Формула правильного питания" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предусмотрена и для учащихся начальных классов.        

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Формула правильного питания" 5 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Панаевская школа-интернат »


РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей естественно-математического цикла

Протокол от «__31_»___августа__2015 г.

№__1__

Руководитель _________

О.Л. Клестова

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «__31_»__августа_2015 г.

№ _1___

Председатель _________И.В. Иванова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы - интерната по МР

______ И.В. Иванова

«__31__»__августа__2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«_31__»_августа_2015 г.

Приказ «_31__»_августа__2015 г.

№ __252__






Рабочая программа

факультативного курса

Правильное

питание

5 а класс




Составитель:

Храброва Наталья Геннадьевна,

учитель биологии, высшая КК





с. Панаевск

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по факультативному курсу «Правильное питание» для 5 класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» составлена на основании:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897)

  • Учебно-методического комплекта «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева, Институт возрастной физиологии Российской Академии образования.

        • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 № 251 -ОД)

Рабочая программа составлена в соответствии с авторским курсом «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой. Программа «Разговор о правильном питании» включает три содержательных части: Часть 1 «Разговор о правильном питании», Часть 2 «Две недели в лагере здоровья», Часть 3 «Формула правильного питания».

Программа разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН. Внедрение и работа программы осуществляется при поддержке Министерства образования и науки РФ, а также региональных управлений и департаментов образования. Правообладателем является ООО «Нестле России»

Изучение курса « Правильное питание» в 5 классе направлено на достижение следующей цели:

  • формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Программа факультативного курса «Правильное питание» предназначена для детей 12–14 лет. Учебно-методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагога и предназначается для реализации следующих воспитательных и образовательных задач:

  • Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

  • Расширения знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила.

  • Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

  • Развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

  • Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа.

  • Пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

  • Развития творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности.

  • Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.

  • Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Изучение элективного курса «Правильное питание» основывается на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах в курсе «Окружающий мир».

Объектом изучения курса является человек и его здоровье, здоровый образ жизни.

В рабочей программе курс для 5-го класса представлен раз­делами:

  1. Здоровье — это здорово.

  2. Продукты разные нужны, продукты разные важны.

  3. Режим питания

  4. Энергия пищи.

  5. Где и как мы едим.

  6. Ты — покупатель.

  7. Ты готовишь себе и друзьям.

  8. Кухни разных народов.

  9. Кулинарная история.

  10. Как питались на Руси и в России.

  11. Необычное кулинарное путешествие

  12. Составляем формулу правильного питания


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интерната» (приказ от 31.08.2015 № 251 -ОД) на изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю).


Требования к результатам освоения курса

Деятельность образовательной организации в обучении курса «Правильное питание» должна быть направлена на достижение обучающимися следующих ценностных, личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучения своего организма; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (организма человека) и процессов обмена веществ и превращении энергии, питания;

  • взаимосвязи человека с окружающей средой; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызванных вредными привычками, неправильным образом жизни;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • овладение методами валеологии: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
    2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере физической деятельности:

  • организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Межпредметные связи: биология, история, география, математика.

Содержание учебно-методического комплекта «Правильное питание» отвечает следующим принципам:

  • возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

  • научная обоснованность — содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;

  • практическая целесообразность — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;

  • динамическое развитие и системность — содержание комплекта, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первого и второго модулей программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

  • модульность структуры — учебно-методический комплект может использоваться на базе образовательных учреждений различного типа (в общеобразовательных школах, в системе дополнительного образования), а также в учреждениях культуры и в системе семейного воспитания. При этом применяются разнообразные формы реализации (факультативная работа, включение в базовый учебный план, внеклассная работа и т. д.);

  • вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся;

  • культурологическая сообразность — в содержании комплекта учитывались исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся отражением культуры народа;

  • социально-экономическая адекватность — предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, а рекомендации, которые даются в программе, доступны для реализации.

Учитывая возрастные особенности школьников-подростков — их стремление к самостоятельности, самореализации, при работе программы могут быть использованы следующие методы:

  • Ролевая игра базируется на изображении ее участниками определенных персонажей, действующих в заданных условиях. В ходе взаимодействия участники игры должны решить поставленную перед ними задачу. Ролевые игры оказываются весьма эффективными при освоении подростками навыков поведения в различных ситуациях.

  • Ситуационная игра предполагает четко заданный сценарий действий и ориентирована на конкретный результат.

  • Образно-ролевые игры позволяют активизировать конкретно чувственный опыт, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному фактору.

  • Проектная деятельность основывается на творчестве, самостоятельной работе подростков для решения поставленной задачи.

  • Дискуссия, обсуждение. Основная задача заключается в формировании у подростка личной позиции в отношении того или иного вопроса.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения ;

  • Технология исследовательской направленности;

  • Здоровьесберегающая технология ;

  • Технология игрового обучения;

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Дистанционные образовательные технологии;

  • Технология проблемного обучения.

Данный факультативный курс не предусматривает, по рекомендациям разработчиков программы, проверки знаний, курс направлен в первую очередь на развитие познавательных способностей обучающихся и привитие им основ здорового образа жизни.



1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Количество часов

9

7

10

9

35

Практические и творческие работы

2

2

3

2

9


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Здоровье — это здорово. Значение здорового образа жизни. Культура питания как составляющая культуры здоровья

Тема 2. Продукты разные нужны, продукты разные важны. Разнообразие рациона как одно из условий рационального питания.

Тема 3. Режим питания Регулярность питания как одно из условий рационального питания

Тема 4. Энергия пищи. Пища как источник энергии для организма. Адекватность рациона питания образу жизни человека

Тема 5. Где и как мы едим. Гигиена питания.

Тема 6. Ты — покупатель. Потребительская культура.

Тема 7. Ты готовишь себе и друзьям. Кулинария, сервировка, этикет, техника безопасности при работе на кухне

Тема 8. Кухни разных народов. Традиции и обычаи питания в разных странах

Тема 9. Кулинарная история. История и культура питания

Тема 10. Как питались на Руси и в России.

Тема 11. Необычное кулинарное путешествие

Тема 12. Составляем формулу правильного питания


тематическОЕ планИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

кол-во

часов

Здоровье — это здорово

3

Продукты разные нужны, продукты разные важны

5

Режим питания

2

Энергия пищи

3

Где и как мы едим

3

Ты — покупатель

2

Ты готовишь себе и друзьям

3

Кухни разных народов

4

Кулинарная история

2

Как питались на Руси и в России

3

Необычное кулинарное путешествие

3

Составляем формулу правильного питания

2


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства: мультимедийный проектор и экран; принтер монохромный; оборудование компьютерной сети; видеодвойка.

Литература

Для учителя:

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания / Методическое пособие.: М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.: ил.

  • Формула правильного питания: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.: ил.

  • http://prav-pit.ru/

  • http://pravpit-children.ru/city.html

Обучающихся:

  • Формула правильного питания: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.: ил.

  • http://pravpit-children.ru/city.html

Оборудование:

  • плакаты:

  1. Схема строения органов пищеварения, зубы

  2. Суточные нормы витаминов

  3. Калорийность и состав пищевых продуктов


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по курсу «Правильное питание» понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

Обучающийся научится:

  • Самостоятельно оценивать свой образ жизни;

  • оценивать свой рацион питания с учетом собственной физической активности;

  • Высказывать свое предположение (версию) на основе работ с проектом и с иллюстрацией учебника;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • Выявлять в продуктах основные источники белков,

  • работать в группах;

  • формировать умения оценивать свой рацион питания


Обучающийся получит возможность научиться:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;

  • перерабатывать полученную информацию;

  • делать выводы, делать предварительный отбор источников информации;

  • поиску информации с помощью компьютера;

  • приобретение навыка формулирования запросов и опыта использования ПК;

  • Освоению базовых понятий об основных правилах режима дня, важности его

соблюдения.

Содержание обучения биологии отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, информационная, автономизационная, социальная, нравственная компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Информационная – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации

Автономизационная – умение саморазвития и самопрезентации - способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

Социальная – умение жить и работать вместе с другими людьми, с близкими, в трудовом коллективе, команде;

Нравственная – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам

Результаты обучения задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Использование УМК «Правильное питание» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

  • подростки смогут оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

  • подростки научатся самостоятельно оценивать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;

  • подростки получат дополнительные знания в области истории, литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора;

  • подростки получат дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.



7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа факультативного курса "Формула правильного питания" 5 класс

Автор: Храброва Наталья Геннадьевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323065


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства