kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие в страну Птиц" (урок обобщающего повторения по биологии в 7 классе )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщающего повторения по теме "Птицы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие в страну Птиц" (урок обобщающего повторения по биологии в 7 классе )»

25

Манихина Наталия Александровна, учитель географии , биологии высшей категории МОАУ СОШ №56 имени Хана В.Д., г.Оренбург, ул. Бебеля, 118



Открытый урок по биологии по теме «Путешествие по стране Птиц» в 7 классе

Цель урока:  Обобщить знания по теме, показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны.

Задачи урока:

  • Образовательные: расширить, закрепить, проверить знания об особенностях строения, жизнедеятельности, многообразии птиц, их роли в природе.

  • Развивающие: продолжить формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, умений анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить; продолжить формирование ИКТ компетенции.

  • Воспитательные: развивать любовь и интерес к изучению природы, экологическое воспитание; развивать коммуникативные качества, формирование положительных эмоций

Тип урока: урок-путешествие





Психологическая задача урока:

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный (воспроизводящие действия),

  • продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),

  • продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки),опорными к Гигиенические требования к уроку:

  • предупреждение утомления и переутомления,

  • чередование видов деятельности,

  • соблюдение правильной рабочей позы учащимися.

  • Коммуникативные УУД:
    Критический уровень:
    Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму.
    Достаточный уровень:
    Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
    Творческий уровень:
    Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.

  • Регулятивные УУД:

  • Критический уровень: Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.

  • Достаточный уровень: Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.
    Творческий уровень:
    Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.

  • Познавательные УУД:

  • Критический уровень: Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию.
    Достаточный уровень:
    Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения.
    Творческий уровень:
    Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.

  • Методы обучения: , проблемный эвристический, частично-поисковый.

  • Оборудование:, мультимедийный проектор, ,презентация MicrosoftPowerPoint , карточки для работы в группах, листы самооценки и рефлексии.

  • Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная

  • Структура урока:

  • 1.Организационный момент.

  • 2.Мотивация учебной деятельности

  • 3. Актуализация знаний.

  • 4.Изучение нового материала.

  • 5.Первичное закрепление знаний.

  • 6.Контроль и коррекция знаний учащихся.

  • 7.Инструктаж по домашнему заданию.

  • 8. Подведение итогов.

  • 9.рефлексия



Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталия Александровна!

Приветствие к уроку

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок

Из ваших знаний и умений

Мы вместе проведем урок.

Ребята, а с каким настроение вы пришли на урок , на ваших столах лежат смайлики настроения пожалуйста определите ваше настроение до начала урока. Спасибо! (показывают смайлики)

С какой целью вы пришли на урок? Что вам поможет получить новые знания? Спасибо. Я уверена в том , что вы сможете добыть новые знания. Я вам в этом буду помогать. Вы готовы? Тогда начнем урок.

2.Мотивация учебной деятельности.

Нравится вам наука биология? А как вы думаете ребята биология с другими предметами связана? С какими? (история, химия, физика, математика…). Сегодня на уроке мы проследим межпредметную связь биологии и математики, а как вы думаете какая связь. В начальных классах вы учились «веселому счету», не забыли. На доске вы видите числа , под ними буквы, если вы расставите числа в порядке возрастания, то мы сможем узнать тему нашего урока.Слайд №1

11 15 19 22 31 57 64 76 82 91

к л а с с п т и ц ы



 Мы с вами определили тему урока запишем в тетрадь.

Ребята, давайте вспомним наша тема урока как связана с предыдущим материалом.

Конечно класс Пресмыкающие, а почему именно этот класс?

   Мир природы многолик и  разнообразен. Но изымите из этого мира цветы и птиц, то краски Природы поблекнут. Цветы и птицы – это симбиоз красоты флоры и фауны, источник всего прекрасного на нашей маленькой планете. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Птицы всегда сопутствуют человеку – начиная от канарейки и попугая и до ласточек, голубей. С ними каждый знаком с детства. С одними наяву, с другими по сказкам и былинам: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Соловей –разбойник» и др. Но птицы не только украшают природу, а большинство приносят пользу человеку. 

3.Актуализация знаний

Станция№1 «Эрудиты»



Сравнительная характеристика рыб, пресмыкающихся, птиц



Система органов

рыбы

птицы



  1. Пищеварительная.

  2. Выделительная.

  3. Дыхательная.

  4. Кровеносная.

  5. Нервная.


 

 



Система органов

земноводные

птицы



  1. Пищеварительная.

  2. Выделительная.

  3. Дыхательная.

  4. Кровеносная.

  5. Нервная.


 

 



Система органов

пресмыкающие

птицы



  1. Пищеварительная.

  2. Выделительная.

  3. Дыхательная.

  4. Кровеносная.

  5. Нервная.


 

 




Станция№2. Терминологическая



РЕФЛЕКСИЯ(для глаз)

Проведем , друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз,

Ты хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали

Смотрим мы по диагонали.

Мы не будем циркуль брать

Будем взглядом круг писать.

Спасибо.

Станция№3 «Третий лишний»

Станция№4 Знатоки

Станция№5 Сохрани

1. «Третий лишний». Учащимся раздаются карточки (каждому индивидуальная). Определить‚ какая из трёх птиц в каждом ряду не относится к тому отряду‚ к которому принадлежат две другие. Ответ разъяснить.

а) воробей‚ дятел‚ скворец;

б) тетерев‚ лебедь‚ глухарь;

в) орёл‚ лебедь‚ коршун;

г) дрофа‚ тетерев‚ куропатка;

д) гусь‚ журавль‚ утка;

е) ворона‚ сорока‚ ястреб;

ж) сова‚ аист‚ филин;

з) сокол, рябчик, орёл;

  Какова полезная деятельность птиц?

Сообщения учителя.  Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей. Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.

Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Многолетние наблюдения сделали вывод, что, если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое. Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.

      Значение птиц в природе тайги не менее важно. Незаменимые защитники в этом — дятлы, поползни и пищухи. Черный дятел, например, за день истребляет от 300 до 650 личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста.

Кукушки — также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых. В желудке одной кукушки были найдены 173 гусеницы шелкопряда, у другой — 137 гусениц, 12 майских жуков и несколько больших зеленых кузнечиков.

Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек. К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения.

Хищные птицы — мощное средство борьбы с грызунами, вредителями сельского хозяйства. Две пустельги при выкармливании своих шести птенцов за день вылавливают до 9 сусликов, 5 полевок и много других зверьков. По самым скромным подсчетам, семья пустельги за месяц уничтожает не меньше 180 сусликов и 90 различных других грызунов.

Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, кедровки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса.

3) Вопрос: Каково же значение птиц в природе и для человека.

Значение птиц в природе:

- Ограничивают рост растений.  - Птицы - одно из важных компонентов живой природы.  - Их роль в круговороте веществ велика.  - Содействует опылению цветковых растений.  - Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, а расселению растений.  - Являются санитарами планеты - истребляют больных и ослабленных животных. - Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и др.)  - Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающихся). 

4) Решение экологической задачи. Решение задачи у доски (одарённые -.

  • Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая птенцам более 300 грамм вредных насекомых. Рассчитайте сколько насекомых уничтожает колонна скворцов из 25 пар в период вскармливания птенцов.

Какие вывод можно сделать из этой задачи?

5) Охрана и привлечение птиц.

Охрана птиц. Люди, разоряющие птичьи гнёзда, рогаточники, незадачливые охотники, стреляющие в любую птицу, наносят большой ущерб государству. Маленькая полёвка уничтожает за лето килограмм зерна. Сова съедает за лето 1000 полёвок. Она сберегает государству тонну зерна. Убитая сова — это потерянная тонна хлеба. Вот во что обходится стране выстрел охотника, стреляющего в кого придётся. Разорённое гнездо небольшой птички означает, что десятки тысяч насекомых, которые пошли бы на корм её птенцам, останутся целы. Будет сохранена жизнь тысячам и тысячам вредителей, а они нанесут свою долю ущерба народному хозяйству. Закон охраняет почти всех птиц, и всюду во время гнездовой поры (с ранней весны до 1 августа) охота на них запрещена. В заповедниках птицы всегда под охраной. Размножаясь здесь, они заселяют соседние места. Декрет об организации первого советского заповедника (Астраханского) В. И. Ленин подписал ещё в 1919 г. Чем бережнее относится человек к птицам, тем больше их становится в этой местности и тем больше пользы они приносят народному хозяйству. Охрана птиц — это прежде всего охрана гнёзд. Перелётные птицы часто возвращаются к местам своих прошлогодних гнездовий. Чем больше гнёзд уцелеет в лесу, чем больше в нём выведется птенцов, тем больше птиц прилетит в него будущей весной. У мелких птиц много природных врагов. Особенно вредны кошки. Они разоряют гнёзда, ловят вылетевших из них молодых- птенцов. Бродячая кошка в лесу — вреднейший хищник.

Зимняя подкормка птиц. Синицы, дятлы и некоторые другие птицы не улетают на зиму. Прокормиться им в эту пору трудно, особенно в гололедицу и снегопады. Зимний день короток, и птица не успевает наесться досыта, а еды ей на морозе нужно больше, чем летом. От голода зимой погибает много птиц. Больше других страдают от зимней бескормицы синицы. Зимняя подкормка не только сбережёт много птиц, но и привлечёт их в сады и парки, задержит здесь. Синицы, которых подкармливали всю зиму, нередко остаются гнездовать в том же саду, если в нём с осени были развешаны синичники. Летом эти птицы будут очищать деревья от вредителей. Для подкормки устраивают кормовые столики (рис. 146); на них насыпают различные семена, крошки хлеба, ягоды бузины и рябины. Синицы охотно клюют несолёное сало и сырое мясо. Любят сало и дятлы. Кусочки его подвешивают на нитке к тонким ветвям: со столика его могут утащить вороны.

 Привлечение птиц. Птиц можно и нужно привлекать в сады, парки, в поле-защитные и другие древесные насаждения. Наиболее просто привлечение дуплогнёздников—птиц, гнездящихся в дуплах. Почти все они — истребители насекомых, защитники урожая и леса. Привлечь их нетрудно: нужно лишь приготовить им искусственные гнездовья. Примером может служить всем известный скворечник. Для синиц и других дуплогнёздников развешивают синичники и дуплянки. Птицы охотно заселяют такие гнездовья, если они правильно сделаны

и правильно повешены.

 6.Закрепление (стихотворения про птиц, см. Приложение)

7.Рефлексия





Рабочий лист Фамилия __________ _ _ Имя__________класс______

Проставьте баллы

Станция №1

Станция №2

Станция №3

Станция №4

Станция №5

итого













Посчитайте сколько у вас получилось баллов и поставьте себе оценки на рабочих листах.

«15» (оценка 5)

«10-14» II место (оценка 4)

«5-10» III место (оценка 3)

Вы довольны собой на уроке.

Покажите смайлики как прошел для вас урок. Изменилось ли ваше настроение?



На доске рисунок неба, учащиеся должны прикрепить птиц разных цветов и тем самым оценить свою работу на уроке.

Синяя- отлично;

Желтая- хорошо;

белая- удовлетворительно



  1. Подведение итогов. Оценивание.

  2. Итог урока

Берегите землю, берегите

Жаворонка в голубом зените

Бабочки на листьях повилики.

Берегите землю, берегите

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем.

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю! Берегите!







  1. Задание на дом:

Написать сочинение по темам (на выбор школьников):


Птицы в моей жизни”
- “Я в жизни птиц”
- “Значение птиц в природе”
- “Значение птиц в жизни человека”

Кроссворд «Птицы»(творческое задание по выбору)





ПРИЛОЖЕНИЕ

Тесты

1 вариант.

Задание 3: выберите правильный ответ, запишите цифрами.

1. Кожа птиц:

А - тонкая, влажная

Б - тонкая, много желез

В - тонкая, сухая, есть только копчиковая железа



2. Цевка - это часть конечности, образованная:

А - сросшейся частью голени и стопы

Б - сросшиеся кости стопы и пальцев

В - сросшиеся кости предплюсны и плюсны



3. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен

А - передние воздушные мешки

Б - легкие

В - задние воздушные мешки



4. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц

А - зрения

Б - обоняния

В - слуха

Г – осязания



5. Сердце у птиц:

А - трехкамерное

Б - у некоторых четырехкамерное

В - у всех четырехкамерное







2 вариант.

Задание: выберите правильный ответ, запишите цифрами:



1. Кровеносная системе птиц:

А - замкнутого типа

Б - незамкнутого типа



2. Какая кровь находится в правой части сердца птицы

А - венозная

Б - артериальная

В – смешенная



3. Какое количество позвонков в шейном отделе птиц:

А - от10 до 15 позвонков

Б - от 9 до 25 позвонков

В - число позвонков у всех птиц постоянное



4. Отсутствие мочевого пузыря в мочевыделительной системе связано:

А - с облегчением веса

Б - с интенсивным обменом веществ

В - с особенностями продуктов выделения



5. Глаза птиц имеют:

А - два века, верхнее и нижнее

Б - два века и мигательную перепонку

В - верхнее веко и мигательную перепонку



Ответы

1 вариант:

1-В, 2-б,3-в,4-а,5-в



2 вариант:

1-б, 2-а,3-б,4-а,5-б



Историческая справка.

21 мая 1822 года в Мекленбурге, в Германии поймали аиста, шея которого была пронзена длиной стрелой. Стрел таких давно уже никто в Европе не видел. Стрела была экзотическая, знатоки установили – африканская стрела. Это была знаменательная находка. Первое вещественное доказательство того факта, что птицы из Европы улетают в Африку.

В ходу были самые невероятные «гипотезы». Думали (так писал великий Аристотель), что ласточки и другие мелкие птахи перезимовывают на дне прудов, закопавшись в ил, либо под корой деревьев и в старых дуплах, либо превращаются в других птиц: грачи – в ворон, а кукушка – в ястреба.

А в 1703 году епископ Герефорд всерьёз утверждал, что птицы улетают зимовать на Луну. Но мало-помалу истина прояснялась. Птицы не уберегли секрет своего таинственного исчезновения от любознательного ума человеческого.

Германский император Фридрих II (1194-1250 гг.) отправляясь с крестовым походом на Восток, видел, когда переплывал Средиземное море, вереницу птиц летящих на юг.

Серьёзные исследования перелётов птиц начато было лишь в конце XVIII в. по инициативе шведского натуралиста К. Линнея. Он предложил вести наблюдение в разных местах Европы за появлением перелётных птиц. Было добыто много фактов.

Но не ведали бы мы о перелётах птиц и десятой доли того, что знаем сейчас, если бы школьный учитель – датчанин Мартенсон не придумал кольцевание птиц.

Приблизительно в это же время (XVIII век) на Украине в Аскании-Нова Фридрих Фальц Фейк окольцевал журавля. Кольцо надели не на ногу, а на шею. Позднее он был пойман в Судане – первая находка окольцованной птицы в Африке.

Уже эти несмелые опыты доказали, что птицы улетают зимовать в Южные страны.



1. Миграция птиц (работа по географической карте).

Миграция – перемещение животных на дальние расстояния. Миграции бывают: периодические, регулярные, непериодические.

Регулярные путешествия совершают птицы связанные с сезонными изменениями в природе. Скорость передвижения птиц во время миграции поразительна. Колибри весом 3,5 г. пролетает за 25 часов 900 км. над Мексиканским заливом, делая 50 взмахов в секунду. Некоторые птицы проделывают свои беспосадочные перелёты в продолжении 105-115 часов. Одни путешествуют днём, другие ночью.

2. Весенние перелёты птиц (учащиеся вспоминают народные приметы).

Народные приметы:

А) Грач на горе – весна на дворе.

Б) Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

В) Ранний прилёт грачей и жаворонка – к тёплой весне.

Г) Грачи сели в гнёзда – через три недели выходи на посев.

Время прилёта птиц совпадает с определёнными фенологическими изменениями, например: «Грач на проталину, скворец на прогалину». Появление проталин – прилёт грачей, скворцов, жаворонков. Вскрытие озёр и рек – появление уток, гусей. Появление насекомых – прилёт ласточек и стрижей.

3. Предгнездовая жизнь. Поведение птиц, занятие гнездовых участков, образование пар, значение гнёзд в жизни птиц (рассказ ученика).

После зимних месяцев ранней весной в птичьем мире наступает оживление. Помимо осёдлых птиц и кочующих появляются первые вестники весны – это грачи, жаворонки, скворцы.

Да, люди радуются увидев прилетевшую птицу. «Грачи весну «расклевали»» - так говорят в народе.

4. Разнообразие птиц (рассказы учащихся об особенностях некоторых птиц с использованием картинок и фотографий).

А) Скворец.

О добрых соседях, скворцах обыкновенных, написал стихотворение

Н. Заболотский (читает ученица).

Да, они обыкновенные, точнее обычные, их знают и любят многие люди. Очень полезная птица. Вместе с грачами, они ходят по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, поедают гусениц, жуков-листоедов. Для вскармливания своих птенцов скворцы прилетают к гнезду раз 200-300 в день, приносят 1000 насекомых. Неважно, что у них нет своих песен – скворцы прекрасные звукоподражатели, часто распевают весной песни зябликов, дроздов, иногда приносят на родину и «африканские мелодии» – заимствованные на зимовках (зимуют в Африке). Иногда может и заквакать или залаять, а потом снова запоёт попурри из чужих песен. Очень хорошо у него это получается!

Зима – время для птиц трудное. Вся их энергия, все усилия направлены на добычу пропитания, на то, чтобы выжить. Но не потому, что им нужно разыскивать еду, они питаются семенами хвойных деревьев, а их зимой много. Трудно клёстам потому, что именно в это время года у них появляются птенцы. Удивительное дело! В декабре – январе морозы, а в гнезде клестов – жизнь. Пищат, растут малыши и не боятся замёрзнуть. Это причина зачисления клестов в ранг «святых» птиц. Птенцы бывают и осенью, и весной, но часто и зимой. Почему? Появляется потомство тогда, когда есть достаточное количество пищи, когда её легко найти поблизости от гнезда и родители могут не оставлять птенцов или яйца надолго. Выкармливают птенцов семенами хвойных растений, размягчая их в зобу. Семена созревают осенью. В марте же чешуйки на шишках начинают отгибаться и подросшие птенцы могут самостоятельно доставать семена. Почему не замерзают? А не замерзают потому, что гнездо сделано очень тщательно, в нём тепло даже в самые трескучие морозы.

5. Методы изучения перелётов (ознакомление с методами изучения перелётов птиц).

  • визуальные наблюдения

  • кольцевание

  • радиолокационные наблюдения

В какое время суток осуществляют перелет птицы?

А) Перепела летят всегда ночью. Славки, кукушки, дрозды, иволги, овсянки тоже путешествуют по ночам.

Б) Напротив, только днём летят пеликаны, аисты, грифы, журавли, чайки, стрижи, ласточки, скворцы, клёсты, гагары.

В) Безразлично и днём и ночью при хорошей погоде стартуют цапли, утки и гуси.

Г) Мелкие птахи предохраняясь отправляются в путь под покровом темноты, а птицы крупные и те, которые добывают пищу в воздухе, как стрижи и ласточки – в светлое время суток.

О некоторых приметах:

А) Если журавли летят высоко – осень будет продолжительной.

Б) Журавушка весной курлычет – о тепле весть подаёт.

В) Увидел грача – встречай весну.

Объясни (учащиеся объясняют о связи данного выражения с особенностями в поведении птиц).

Почему говорят:

А) заладил, как дятел;

Б) надулся, как индюк;

В) вышел сухим из воды;

Г) залился, как соловей;

Д) мокрая, как курица;

Е) седой, как лунь.

Г) Стрижи низко летают, дождь предвещают.



Стихи о птицах:


АИСТ
Аккуратный дом для деток
Из сухих построен веток.
С той поры над нашей хатой: -
Та-та-та! – летит крылато.


ВОРОН
Все владения вокруг
Облетел и сел на сук,
Рот разинул и «кру-ук!».
Он в лесу, хотя и стар,
Настоящий санитар!

ГРАЧ
Гибкой дугою над солнечным лугом 
Радуга в небе лучиться.
А бороздою шагает за плугом
Черная важная птица.

ДЯТЕЛ
Дом-дупло еще с рассветом 
Языкатый врач покинул.
Тук-тук-тук!.. Зимой и летом
Ели, сосны и осины
Лечит он своим «пинцетом».


ЖАЙВОРОНОК
Журчанье струек ручейка
Артист несёт под облака. 
Весной, когда сойдут снега,
Он с высоты апреля
Роняет звонко на луга
Отзывчивые трели.  
Не зря к любимцу высоты
Открыто тянуться цветы, 
Как чутким сердцем я и ты!

ЗЯБЛИК
Зябко в лесу. Словно щеки ребят,
Яркие гроздья рябины горят.
Бодрая птаха, готовясь в полет,
Лето с собою в дорогу зовет.
И улетает в осеннюю синь
Краткая звонкая песня: «Пинь-пинь!»

ИВОЛГА
Изящная корзиночка-гамак
Вплелась в прозрачный летний березняк.
Оттуда флейты нежной переливы
Летят в румяный день: «Фиу-ти-лиу»
Горит пичуга краской золотой,
А лес до края солнцем политой!

КУКУШКА
Когда черемуха весну
У рек торжественно встречает,
Колдунья серая в лесу
Усердно годы нам вещает.
Шумит листва. Лучится свет.
Ку-ку! -  А сколько в веке лет,
А ну, кто первый даст ответ?

.


НАНДУ
Неустанно волнуют трудяги-ветра
Аргентинские тучные травы с утра.
Ноги сильные мерят просторы степей,
Добывая среди разноцветных стеблей
Удивительно вкусных моллюсков, червей.


РЯБЧИК
Разодели в шубки пни и кочки.
Ягоды припрятал снег-пушок.
Бодро рвет березовые почки
Черногорлый пестрый петушок.
И как в эту пору не любить
Кроткое лесное: «Ти-и-ть!»

СТРИЖ
Стрекозы, осы, мушки, мошки – 
Таков его дневной улов.
Речной простор – ему кормушка,
И в кручах желтых берегов – 
Жилье-защита от врагов.

ТЕТЕРЕВ
Такой красавец краснобровый, 
Едва апрель сверкнет обновой,
Токует под сосной.
Его нарядный хвост, как лира,
Румяным утром на турнирах
Ершится сам не свой,
Взволнованной весной.

УДОД
«Уд-уд-уд!» - опять до наших мест
Дотемна летит из дубняка.
Он из тех немногих птиц, кто ест
Даже колорадского жука!

ФИЛИН
Февраль. Трещат в лесу от лютой стужи
Игольчатые сосны-вековуши.
Луна желтеет коркой на снегу.
И леденит трусишкам-зайцам души
Ночной зловещий хохот: « У-ху-ху!» 

ЦАПЛЯ
Цепенеет в немом ожидании птица.
Августовское солнце рассеяло мрак.
Подплывает рыбешка  - и клювом, как спицей,
Ловко ловит ее терпеливый рыбак.
Я терпенью у птицы хочу поучиться!

ЧИБИС
Чубчик тонкий вздернут вверх драчливо,
И, кружась над нашей головой,
Беспокойно и нетерпеливо
Испокон веков кричит он: «Чьи вы?»  -
Словно сторож жизни луговой.






Стихи об охране природы

1. Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься:

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.



2..Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.



3.Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать!



4.Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают!

Ну, кому они мешают?-

Здесь не нужно всех ловить.

5.Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу-всего лишь гость.

Помоги лесным зверюшкам

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверёк

Скажет: « Ты - мой друг! спасибо!»





















Киль

Цевка

Почка

Линька

Копчиковая железа

Орнитология











Щурка обыкновенная










«Третий лишний»

Дятел, жаворонок, соловей

Воробей, сова, филин

Скворец, синица, соловей

Рябчик, тетерев, журавль



Кроссворд «Птицы »

Начало формы

Конец формы

1.Красная утка.

2.Ночная цапля, кваква, или… Имеет на затылке три нитевидных пера.

3.Птица с белой голой бляшкой на лбу. Имеются плавательные лопасти на пальцах.

4.Самая крупная насекомоядная птица.

5.Сокол. Придерживается морских побережий лесотундры. Питается мелкими птицами, грызунами, реже зайцами.

6.Птица семейства аистообразных с длинным изогнутым клювом.

7.Птица семейства певчих воробьиных.

8.Чёрный рябчик, или …

9.Птица, делающая на зиму запасы желудей.

10.Крупная хищная птица.

11.Водоплавающая птица.

12.Самая крупная птица из ныне существующих на Земле.

13.Птица, гнездящаяся на отмелях, обычно колониями. Высматривая добычу, зависает в воздухе, трепеща крыльями.

14.Перелётная птица величиной с воробья. Прилетает рано весной.



















АИСТ
А
ккуратный дом для деток
Из сухих построен веток.
С той поры над нашей хатой: -
Та-та-та! – летит крылато.



СИНИЦА





ВОРОБЕЙ

ЧЕРНЫЙ ДЯТЕЛ

КУКУШКА

Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей. Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.

Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Многолетние наблюдения сделали вывод, что, если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое. Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков..

      Значение птиц в природе тайги не менее важно. Незаменимые защитники в этом — дятлы, поползни и пищухи. Черный дятел, например, за день истребляет от 300 до 650 личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста.

Кукушки — также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых. В желудке одной кукушки были найдены 173 гусеницы шелкопряда, у другой — 137 гусениц, 12 майских жуков и несколько больших зеленых кузнечиков.

Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек. К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки.











































































































\













































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Путешествие в страну Птиц" (урок обобщающего повторения по биологии в 7 классе )

Автор: Манихина Наталия Александровна

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства