kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Птицы.Что нам о них известно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачами данного урока является обобщение пройденного материала о классе птиц. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Птицы.Что нам о них известно.»

Открытый урок по биологии в 7 классе

Обобщающий урок «Что нам известно о птицах»

Цель: Обобщить знания по теме, показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны; сформировать представления о птицах родного края, их значении в природе и жизни человека.

Психологическая задача урока:

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный (воспроизводящие действия),

  • продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),

  • продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).

Методы обучения:

Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки),презентация

Гигиенические требования к уроку:

  • предупреждение утомления и переутомления,

  • чередование видов деятельности,

  • соблюдение правильной рабочей позы учащимися.

Коммуникативные УУД:
Критический уровень:
Ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей, или учителя по заданному алгоритму.
Достаточный уровень:
Ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
Творческий уровень:
Ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения совместно с членами группы.



  • Регулятивные УУД:

  • Критический уровень: Ученик демонстрирует понимание целей и задач учебной деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказался по поводу полученного результата.

  • Достаточный уровень: Ученик сформулировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.
    Творческий уровень:
    Ученик самостоятельно сформулировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.

  • Познавательные УУД:

  • Критический уровень: Ученик применяет предложенный учителем способ получения информации из одного источника, воспроизводит полученную информацию.
    Достаточный уровень:
    Ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привел хотя бы один аргумент для его подтверждения.
    Творческий уровень:
    Ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, на основе анализа и обобщения полученных результатов делает выводы.

  • Методы обучения: проблемный эвристический, частично-поисковый.

  • Оборудование:, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группах, листы самооценки и рефлексии.

  • Формы работы на уроке: групповая, индивидуальная

  • Структура урока:

  • 1.Организационный момент.

  • 2.Мотивация учебной деятельности

  • 3. Актуализация знаний.

  • 4.Повторение пройденного материала.

  • 5.Контроль и коррекция знаний учащихся.

  • 6. Домашнее задание.

  • 7. Подведение итогов.

  • 8.Рефлексия

Задачи урока:

  1. Повторить всё, что известно о классе Птиц;

  2. Выяснить, почему считают, что предками птиц являются представители древних пресмыкающихся; какие сходства в строении птиц и пресмыкающихся доказывают это предположение;

  3. Вспомнить, какие особенности внешнего и внутреннего строения служат приспособлениями для полёта птиц;

4. Развивать логическое мышление, наблюдательность, интерес к жизни пернатых;

5. Воспитывать чувство сострадания и желание заботиться о птицах зимой.

Оборудование: иллюстрации по теме урока, презентация по Красной книге Республики Калмыкия, карточки-задания, таблицы, книги.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прежде чем начать работу, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок, и готовы ли вы к работе. Поднимите одну из карточек, на которых смайлики показывают ваше настроение (Дети сигнализируют).

Для дальнейшей работы вам необходимо будет разделиться на три команды. (по 4 человека)

Итак, ребята. Сегодня мы с вами обобщим всё то, что узнали ранее на уроках о птицах. Птиц ещё называют «пернатые»А как вы думаете, почему они так называются? ( Пернатые—от слова перья. А тело всех птиц покрыто перьями). Мы с вами сейчас вспомним, какие существуют типы перьев и каково строение пера, чем строение махового пера отличается от строения контурного.(каждая команда рисует перо, отвечает на вопрос)

-Поскольку у вас хорошее настроение и вы готовы работать, наш урок мы продолжим игрой «Собери птиц в группы» (разделить птиц по способу питания на растительноядных, хищников, насекомоядных и всеядных)

- Ребята, а сейчас мы проведём небольшой тест на тему «Внешнее и внутреннее строение птиц»(по одному участнику из каждой команды). Вам предложено девять вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых нужно выбрать правильный.

1. Кожа птиц:

А - тонкая, влажная

Б - тонкая, много желез

В - тонкая, сухая, есть только копчиковая железа

2. Цевка - это часть конечности, образованная:

А - сросшейся частью голени и стопы

Б - сросшиеся кости стопы и пальцев

В - сросшиеся кости предплюсны и плюсны

3. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен

А - передние воздушные мешки

Б - легкие

В - задние воздушные мешки

4. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц

А - зрения

Б - обоняния

В - слуха

Г – осязания

5. Сердце у птиц:

А - трехкамерное

Б - у некоторых четырехкамерное

В - у всех четырехкамерное

6. Единая поверхность опахал пера образуется благодаря

  1. Стержню

  2. Очину

  3. Тонким роговым пластинкам, отходящим от стержня

  4. Крючочком на бородках второго порядка

7.Грудной киль у птиц

  1. Помогает им удерживать равновесие в полете

  2. Является местом прикрепления мощных летательных мышц

  3. Является дополнительной опорой тела при приземлении

  4. Служит для отталкивания от ветки дерева или от земли при взлете

8.Выберите три характерные признаки дыхательной системы птиц, связанные с приспособленностью к полету

  1. Легкие плотные, губчатые

  2. Легкие в виде небольших вытянутых мешочков

  3. Часть бронхов образует воздушные мешки

  4. Присуще кожное дыхание

  5. Присуще двойное дыхание

  6. Газообмен происходит в альвеолах

9.Выберите три признака, присущие птицам и археоптериксам

  1. Челюсти снабжены зубами

  2. Имеют перьевой покров

  3. Передние конечности превращены в крылья

  4. Часть костей задней конечности образуют цевку

  5. Хвост состоит из двадцати несросшихся позвонков

  6. Имеют закрытый таз

Следующая наша игра: «Третий лишний». Учащимся раздаются карточки (каждой команде). Определить‚ какая из трёх птиц в каждом ряду не относится к тому отряду‚ к которому принадлежат две другие. Ответ разъяснить.

а) воробей‚ дятел‚ скворец;

б) тетерев‚ лебедь‚ глухарь;

в) орёл‚ лебедь‚ коршун;

г) дрофа‚ тетерев‚ куропатка;

д) гусь‚ журавль‚ утка;

е) ворона‚ сорока‚ ястреб;

ж) сова‚ аист‚ филин;

з) сокол, рябчик, орёл;

Сравниваем и анализируем ответы.

Физминутка: Дети, давайте встанем из-за парт и поиграем в игру «Зимующие, перелетные». Если я буду называть зимующую птицу, вы будете прыгать, греться как птички на морозе. Если я назову перелетную птицу, вы машите руками. (Синица, аист, скворец, дятел, жаворонок, голубь, снегирь …Название птиц сопровождается рисунками).

Сейчас давайте вспомним систематику животных; общие признаки класса Пресмыкающиеся. Для этого каждой команде необходимо, заполняя таблицу на доске, составить общую характеристику птиц в сравнении с пресмыкающимися и сделать выводы о происхождении птиц. Ответы команд сравнить.

Следующий этап нашей игры - загадки о птицах(Та команда. которая быстрее поднимет флажок, ответит правильно, делает шаг вперёд. Кто быстрее дойдёт до финиша)

1. У нее глаза большие,

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.(Сова)

2. Ей на месте не сидится:

Все летает целый день,

Суетится, суетится.

Целый день звенит:«Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То веселая….(Синица)

3.Верещуньи, белобоки,

И зовут их всех… (Сороки)

4.Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост, как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. ( Дятел).

- А вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) У каждой группы на столе лежит словарь. Найдите, пожалуйста, слово орнитология. (Дети ищут слово в словаре). Ребята, раз орнитология—это наука о птицах, то кто такие орнитологи? (Это ученые, которые изучают жизнь и привычки птиц).

А сейчас каждая команда подготовит сообщение по заданной теме.

1-я команда: Черты приспособленности птиц к полёту

2-я команда: Какие черты сходства внешнего и внутреннего строения указывают на факт происхождения птиц от пресмыкающихся.

3-я команда :Зимующие и перелётные птицы

Последняя тема, которой мы должны сегодня уделить внимание – это охрана птиц.

Сообщение ученика(презентация) «Редкие и исчезающие птицы Калмыкии» Вопросы по просмотренному материалу: Что вы знаете о Красной книге? (Это официальный документ, в котором в алфавитном порядке содержатся сведения о редких и исчезающих видах растений и животных Калмыкии). Почему она красного цвета. (Это цвет тревоги) Какие птицы занесены в Красную книгу?(перечисляют). Каких из названных птиц можно встретить в наших краях? Скажите, ребята, почему исчезают птицы? (Ответы детей). Что мы можем сделать для их охраны? (Ответы детей)

7. Домашнее задание

-Ребята, вы хорошо усвоили тему урока, поэтому на следующем уроке можете удивить своих одноклассников, рассказав о птице, которая вас больше всего заинтересовала сегодня на уроке.

8. Подведение итогов. Рефлексия

-С какой темой познакомились на уроке? Что нового узнали на уроке.

С работой вы справились отлично. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы закончили урок. Если урок вам понравился, вы узнали много нового—поднимите зеленую карточку. Если вам было не интересно на уроке—поднимите красную карточку.

Спасибо за работу. Урок закончен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Птицы.Что нам о них известно.

Автор: Ураскина Наталия Александровна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства