Урок по теме «Развитие экосистем»
Цели урока:
Знать: правила развития экосистем, закономерности формирования устойчивых экосистем в природе, понятие экологической сукцессии, сукцессионных смен и общие закономерности сукцессии;
Уметь: самостоятельно работать с источниками информации и анализировать причинно следственные связи, происходящие в природе в результате смены биогеоценоза, соблюдать правила поведения в природе;
развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока. Ученикам предлагается рассмотреть рисунок и предположить тему урока и его цели.
Самостоятельная работа учащихся с текстами
Приведите примеры постепенной и скачкообразной смены биогеоценоза. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«проект урока по теме "Развитие экосистем" »
Урок по теме «Развитие экосистем»
Цели урока:
Знать: правила развития экосистем, закономерности формирования устойчивых экосистем в природе, понятие экологической сукцессии, сукцессионных смен и общие закономерности сукцессии;
Уметь: самостоятельно работать с источниками информации и анализировать причинно следственные связи, происходящие в природе в результате смены биогеоценоза, соблюдать правила поведения в природе;
развитие толерантности и коммуникативных навыков.
Ход урока.
Постановка проблемы и обсуждение.
Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока. Ученикам предлагается рассмотреть рисунок и предположить тему урока и его цели.
Изучение темы.
Любое сообщество динамично, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Поступательные изменения в сообществе приводят в конечном итоге к смене этого сообщества другим, с иным набором господствующих видов.
Составление схемы «Виды смены биогеоценоза»
Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с текстами
Приведите примеры постепенной и скачкообразной смены биогеоценоза. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.
- Сукцессия (от лат. succesio — преемственность, наследование)
последовательная смена биогеоценозов (экосистем), выраженная в изменении видового состава и структуры сообщества.
Задача 1.
Рассмотрите выступающие скалы. Местами они скрыты травой, местами — лесом. Понятно, что когда-то это были голые скалы. (Сообразите и объясните, почему можно быть уверенным, что когда-то скалы не были покрыты растениями). Как растения могли заселить камни? Сообразите, почему ставится такой вопрос. Какие обстоятельства и неизбежные события могли бы помешать деревьям и травам закрепиться на камнях. Вообразите, что вы решили на пришкольном участке вырастить сосну или дуб на куске гранита или кирпиче. Расскажите, каких событий можно будет ожидать. Если хотите — попробуйте это сделать.
Вывод: Первичная сукцессия начинается на субстратах. Не затронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и почва.
Рассмотрите рисунок и сделайте соответствующий вывод.
Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т. д.)
1) В любой сукцессионной серии темпы происходящих изменений постепенно замедляются. Конечный итог сукцессии – формирование относительно устойчивой стадии климаксового (коренного) сообщества. Начальные виды отличаются наибольшей динамичностью и неустойчивостью.
2) В ходе сукцессии постепенно нарастает видовое многообразие. Это ведет к усложнению связей внутри биоценоза, разветвлению цепей питания и усложнению трофической сети.
3) В молодых сообществах преобладают мелкоразмерные виды с короткими жизненными циклами и высоким потенциалом размножения. Постепенно в развивающихся сообществах появляются и закрепляются более крупные формы с длительными и сложными циклами развития.
4) Нарастание экологического разнообразия сообщества ведет к более четкому распределению групп организмов по экологическим нишам.
III. Закрепление знаний.
Задача 3.
Лишайники, промокнув, удерживают влагу. На скалах и поверх накипных лишайников могут поселиться листоватые и кустистые лишайники. Эти лишайники удерживают мелкозём (песчинки и пыль). Когда мелкозёма накопится достаточно, на нём поселяются мхи. Сообразите, откуда берётся мелкозём на камнях? В густой щётке побегов мхов мелкозём накапливается ещё быстрее. Сообразите, почему? Отмершие части мхов и лишайников, перемешанные с мелкозёмом, превращаются в почву. В этой почве укореняются травы. Растения, способные заселять обнаженный минеральный грунт (скалы, щебень, песок), называют пионерами. Мхи — самые первые пионеры.
Д.З.
Задача 5.
Сообразите, что произойдет за несколько лет, если побеги растения, укорененного в почве у основания или в углублении скалы, будут стелиться вверх и в стороны над камнем?