kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по теме "Развитие экосистем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «Развитие экосистем»
Цели урока:
Знать: правила развития экосистем,  закономерности формирования устойчивых экосистем в природе,  понятие экологической сукцессии, сукцессионных смен и общие закономерности сукцессии;
Уметь: самостоятельно работать с источниками информации и анализировать причинно следственные связи, происходящие в природе в результате смены биогеоценоза, соблюдать правила поведения в природе; 
 развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока. Ученикам предлагается рассмотреть рисунок и предположить тему урока и его цели.

Самостоятельная работа учащихся с текстами
 Приведите примеры постепенной и скачкообразной смены биогеоценоза. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект урока по теме "Развитие экосистем" »


Урок по теме «Развитие экосистем»

Цели урока:

Знать: правила развития экосистем, закономерности формирования устойчивых экосистем в природе, понятие экологической сукцессии, сукцессионных смен и общие закономерности сукцессии;

Уметь: самостоятельно работать с источниками информации и анализировать причинно следственные связи, происходящие в природе в результате смены биогеоценоза, соблюдать правила поведения в природе;

развитие толерантности и коммуникативных навыков.

Ход урока.

  1. Постановка проблемы и обсуждение.


Целеполагание: Определение темы урока, постановка целей и выдвижение основных опорных точек урока. Ученикам предлагается рассмотреть рисунок и предположить тему урока и его цели.

  1. Изучение темы.

Любое сообщество динамично, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и соотношении популяций. Поступательные изменения в сообществе приводят в конечном итоге к смене этого сообщества другим, с иным набором господствующих видов.

  1. Составление схемы «Виды смены биогеоценоза»

Самостоятельная работа учащихся











Самостоятельная работа учащихся с текстами

Приведите примеры постепенной и скачкообразной смены биогеоценоза. В чём их сходство и различие? Дайте определение понятию сукцессия.

- Сукцессия (от лат. succesio — преемственность, наследование) 

последовательная смена биогеоценозов (экосистем), выраженная в изменении видового состава и структуры сообщества.












Задача 1.

Рассмотрите выступающие скалы. Местами они скрыты травой, местами — лесом. Понятно, что когда-то это были голые скалы. (Сообразите и объясните, почему можно быть уверенным, что когда-то скалы не были покрыты растениями). Как растения могли заселить камни? Сообразите, почему ставится такой вопрос. Какие обстоятельства и неизбежные события могли бы помешать деревьям и травам закрепиться на камнях. Вообразите, что вы решили на пришкольном участке вырастить сосну или дуб на куске гранита или кирпиче. Расскажите, каких событий можно будет ожидать. Если хотите — попробуйте это сделать.


Вывод: Первичная сукцессия начинается на субстратах. Не затронутых почвообразованием (скалистые породы, водоёмы), в процессе которых формируются не только фитоценозы, но и почва.

Рассмотрите рисунок и сделайте соответствующий вывод.

Вторичная сукцессия происходит на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения (в результате эрозии, вулканических извержений, засухи, пожара, вырубки леса и т. д.)

1) В любой сукцессионной серии темпы происходящих изменений постепенно замедляются. Конечный итог сукцессии – формирование относительно устойчивой стадии климаксового (коренного) сообщества. Начальные виды отличаются наибольшей динамичностью и неустойчивостью.

2) В ходе сукцессии постепенно нарастает видовое многообразие. Это ведет к усложнению связей внутри биоценоза, разветвлению цепей питания и усложнению трофической сети.

3) В молодых сообществах преобладают мелкоразмерные виды с короткими жизненными циклами и высоким потенциалом размножения. Постепенно в развивающихся сообществах появляются и закрепляются более крупные формы с длительными и сложными циклами развития.

4) Нарастание экологического разнообразия сообщества ведет к более четкому распределению групп организмов по экологическим нишам.


III. Закрепление знаний.

Задача 3.

Лишайники, промокнув, удерживают влагу. На скалах и поверх накипных лишайников могут поселиться листоватые и кустистые лишайники. Эти лишайники удерживают мелкозём (песчинки и пыль). Когда мелкозёма накопится достаточно, на нём поселяются мхи. Сообразите, откуда берётся мелкозём на камнях? В густой щётке побегов мхов мелкозём накапливается ещё быстрее. Сообразите, почему? Отмершие части мхов и лишайников, перемешанные с мелкозёмом, превращаются в почву. В этой почве укореняются травы. Растения, способные заселять обнаженный минеральный грунт (скалы, щебень, песок), называют пионерами. Мхи — самые первые пионеры.

Д.З.

Задача 5.

Сообразите, что произойдет за несколько лет, если побеги растения, укорененного в почве у основания или в углублении скалы, будут стелиться вверх и в стороны над камнем?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
проект урока по теме "Развитие экосистем"

Автор: Папуша Геннадий Анатольевич

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246680


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства