Программа факультатива "В мире чудесных растений" предназначена для учащихся 5 класса, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету « Биология» и рассчитана на 1час. Всего 34 часа в год. Она дает возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "В мире чудесных растений"»
Солтустік Қазақстан облысы Тайынша ауданы
Новогречановка селосы
Новогречановка орта мектебі
Северо – Казахстанская область Тайыншинский район
с. Новогречановка
Новогречановская средняя школа
Программа факультатива
« В мире чудесных растений»
( 5класс)
Автор – составитель: Биньковская А.С. учитель биологии
высшего уровня квалификации
второй категории.
Пояснительная записка.
Программа факультатива « В мире чудесных растений « предназначена для учащихся 5 класса , проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предменту « Биология» и расчитана на 1час . Всего 34 часов в год. Она дает возможность обобщить , систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений.
Эта программа выполняет несколько функций:
Углубляет знания по ботанике.
Расширяет содержание курса « Общей биологии», готовит к изучению биологии в старших классах.
Способствует удовлетворению познавательных интересов в области в области биологии.
Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов , происходящих в мире растений.
Цели данного курса:
Подготовить детей к осознанному изучению биологии в старших классах.
Помочь осознать степень своего интереса к биологии.
Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.
Познакомить с основными мктодами изучения биологии.
Повысить экологическую культуру учащихся.
Задачи данного курса:
Формирование у детей научного мировозрения, творческого воображения.
2. Воспитание бережного отношения к природе.
Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую работу.
Расширение и конкретизация знаний о растениях.
Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.
Развитие основных приемов мыследеятельности
В целом программа факультатива позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.
Содержание программы
Раздел 1. Разнообразие растений ( 9 часов)
Самые древние растения. Разнообразие растеий. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения. нужны ли они? Условия для существования растений.
Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. определение растений в кабинете.
Экскурсия. « Осенние растения».
Раздел 2. Строение растений ( 12часов).
Как устроео растеие. Лист, особенности строения. Виды листьев.
Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семян. Движение растений.
Практические занятия.
Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома « Строение растений» Опыт № 1 « Дыхание листьев» Опыт №2 « Образование крахмала», состваление паспорта дерева.
Раздел 3. Размножение растений. ( 5 часов).
Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семан. Условия прорастания семян. Распространения семян.
Практические занятия.
Определение всхожести семян.
Определение выделения углекислого газа и тепла прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт « Проращивание картофеля». Опыт « Посадка цветов, овощеных культур в зависимости от размера семян».
Раздел 4. Человек и растение. ( 8 часов).
Растения и химия. Медицина и растения. Влияние растений на растения. Правила поведения в природе. Растения - индикаторы.
Экскурсия. « Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка».
Тематическое планирование учебного материала
№
Содержание
Кол – во
часов
Сроки
Форма
проведения
Форма
контроля
1
Разнообразие растений
9
1
Организационное занятие. Разнообразие растений.
1
2.
Самые древние растения.
1
Практическая работа в группах.
3
Первые наземные растения
1
Практическая работа
4
Растения у тебя дома.
1
Практичкская работа
5
Ядовитые растения, нужны ли они?
1
6.
Условия для существования растений.
1
Лекция
7.
Изготовление гербария.
1
Практическая работа.
8.
Экскурсия. « Осенние растения»
1
Экскурсия.
9
Определение растений в кабинете.
1
1.
Строение растений
12
1.
Как устроено растение
1
Практическая работа
2.
Оформление альбома « строение растений»
1
Практическая работа
3.
Лист, особенности строения. Виды листьев
1
Лекция
4.
Лист – фабрика энергии.
Космическая роль растений.
1
Лекция
5.
Отпечатки листьев
1
Практическая работа
6.
Побег, его строение
1
Лекция
7.
Для чего нужны цветы?
Цветочная викторина
1
Лекция. Викторина
8.
Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.
1
Практическая работа
9
Хитростьи цветков
1
Лекция
10
Праздник цветов
1
Праздник
11
Семя. Строение и состав семени. значение семени.
1
Лекция.
Практическая работа
12.
Движение растений. Могут ли растения двигаться? Цветочные часы.
1
Лекция
2
Размножение растений
5
1
Размножение растений. Способы вегетативного размноженря растений
1
Лекция.
Практическая работа
2
Размножение семенами. Разнообразие семян. значение семян.