Цели урока: охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи: научиться оказывать доврачебную помощь и принимать ее основы; формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Строение костей». «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика травматизма опорно-двигательного аппарата. »
Тема урока. Нарушение опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Цели урока: охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научится различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи: научится оказывать доврачебную помощь и принимать ее основы; формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы «Строение костей». «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала
Каждому учащемуся дано письменное задание. От количества выполненных заданий будет зависеть оценка.
1.Определите особенности строения скелета человека, связанного с трудовой деятельностью и прямохождением. Выберите из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого. Ответы зашифруйте последовательными цифрами, разделив их на запятыми на 5 групп.
1.Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей.
2.Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника.
3.Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
4.Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей.
5.Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
6.Седалищные кости таза являются трубчатыми костями.
7.Суставная или синовиальная жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
8.К грудине прикрепляется десять пар ребер.
9.При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
10.Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав
(Правильные суждения: 1,2,5,7,8,9)
3.Актуализация опорных знаний
К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятия, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризую его. Отвечающий должен определить задуманное слово.
Позвоночник Бедро
Сустав Плечо
Трубчатая кость Лучезапястный сустав
4.Изучение новой темы
В разных житейских ситуациях встречается вот это «ВДРУГ»
Именно внезапно вдруг происходят внезапные несчастные случаи. Если несчастье произошло то, как поступить? Поскорее призвать врача, фельдшера, медицинскую сестру….А как помочь товарищу во время загородной прогулке, в походе, в лесу? Надежда только на себя и тех людей которые оказались поблизости. Поговорим о травмах ОДС; рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.
Какие виды повреждений ОДС вы знаете? Какие признаки этих повреждений? Как оказать первую доврачебную помощь?
Запись темы урока на доске и в тетради.
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность.
Нарушение целостности кости называют переломом.
Строение сустава так же приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?
Работа в малых группах. Рассматриваются следующие ситуации.
Ситуация 1.
….Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, поэтому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной». Она была очень модной в этой четверти среди девочек.
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то, и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, отошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.
Ситуация 2.
Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девочки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой великаны-старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девочки не знали, что делать.
Ситуация 3.
Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братишкой Пашкой. Здесь их ждали друзья и веселые игры. Однажды кто-то из ребят принес книгу про индейцев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по деревьям. Они думали, что именно так живут их любимые герои – индейцы.
Как-то раз, в момент ожесточенной схватки между враждебными племенами Пашка свалился с дерева. Но так как он был маленький индеец, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все краснокожие. У Пашки сильно болело плечо. Никто из ребят не знал, что делать. Только мальчик, которого звали Мудрая Голова, мрачно сказал: «Перелом». От этого слова Юле стало плохо и она повела братика к бабушке на работу. «Я очень боялась, что с ним случилось что-нибудь серьезное. Ему было ужасно больно, а я ничего не могла ему помочь – вспоминает Юля…
Проанализируйте ситуацию. Что необходимо сделать в подобной ситуации? Ваши действия.
(Учащиеся высказывают свои мнения, описывают предполагаемые действия. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему)
Необходимо!
1.Определить вид повреждения путем анализа симптомов и механизма травмы.
2.Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавливание – перелом ребер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т. д.
-Какие симптомы обнаруживаются и характерны для переломов, вывихах суставов и растяжениях связок?
Работа с текстом учебника.
Учащиеся в группе составляют памятку.
Как распознать?
Перелом
Резкая боль.
Припухлость в области травмы.
Невозможность движений.
Нарушение формы и длины, искривление.
Точность – рентген!
Вывих
Боль.
Изменение формы сустава.
Невозможность движения в суставе (сразу после травмы)
Растяжение связок
Боль.
Быстро растущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.
При открытом переломе открытая рана, кровотечение, можно видеть костные обломки, которые иногда даже выходят наружу.
Доврачебная помощь при травмах.
1.Остановить кровотечение.
2.Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.
3.Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.
4.Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травмпункт.
Запомни! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
5.Закрепление пройденного материала
Задание группами (практическое). (На столе перевязочный материал, шины из различного материала.)
-Оказать первую помощь однокласснику, предположив, что у него сломан большой палец правой руки. Объясните свои действия.
-Окажите первую помощь человеку с открыты переломом предплечья.
-У одноклассника растяжение связок голеностопного сустава. Окажите первую помощь и обоснуйте свои действия.
-Пострадавший испытывает боль в области ключицы, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. При осмотре заметно, что концы сломанной ключицы как бы приподнимают кожу изнутри. Какой способ оказания первой помощи вы можете предложить.
(Справку для учителя смотрите в приложении)
На заключительном этапе урока рассматриваются вопросы о причинах травм и их профилактике.
Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором – уличный, на третьем – школьный. Первая причина детского травматизма- повышенная двигательная активность.
Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте – это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперед, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти руки , что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстанавливаться не полностью.
Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнутся сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечен игрой и ничего не видит вокруг.
Третья причина – пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно дела, а что нельзя.
6.Домашнее задание. П. 16, вопросы после параграфа.
Приложение к уроку.
Переломы костей и первая медицинская помощь. Вывих.
Оказывая первую помощь при переломе, необходимо обеспечить неподвижность места перелома, что уменьшает боль и поврежденную часть тела иммобилизующей, т. е. соответствующей неподвижность повязки.. Для иммобилизации используются готовые стандартные шины, однако они могут в наличии далеко не всегда, и поэтому оказывающий помощь, должен уметь использовать для шинирования всякого рода подручный материал (палка, трость, лыжи, зонт, подходящего размера доска, кусок фанеры, линейка и т. д.)
При наложении шины следует соблюдать обязательное правило: обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов- одного выше места перелома, другого – ниже места перелома, а при переломе крупных костей даже трех.
Так при переломе плеча надо фиксировать не только плечевой и локтевой, но и лучезапястный суставы, а при переломе бедра – тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
При переломе ключицы пострадавший испытывает боль в месте перелома, усиливающуюся при попытке к движению в плечевом суставе. Самый простой способ оказания помощи состоит в подвешивании руки на косынку. Затем можно сшить два ватно-марлевых кольца, надеть их пострадавшему на руки и продвинуть до плечевых суставов. Плечи пострадавшего максимально отводят назад, а кольца сзади над лопатками связывают. Таким образом, они удерживают в отведенном состоянии, и концы, и концы сломанной ключицы становятся в наиболее благоприятное положение.
При травме грудной клетки (удар, сдавливание) довольно часто происходит перелом одного их несколько ребер. Признаком перелома является резкая боль в области травмы, особенно при дыхании и кашле. Первая помощь состоит в бинтовании грудной клетки широкими бинтами или полотенцем. Накладывая повязку, нужно попросить пострадавшего не дышать глубоко и постараться наложить первые ходы повязки в момент полного выдоха.
Переломы позвоночника представляют большую опасность в связи с тем, что при транспортировке пострадавшего в области перелома может произойти дополнительное смещение позвонков и повреждение спинного мозга.
Последствием такого повреждения могут быть параличи, нарушение функции мочевого пузыря и прямой кишки. Поэтому правильная транспортировка при переломе имеют исключительно важное значение. При подозрении на перелом позвоночника необходимо избегать лишних поворачиваний и перекладываний пострадавшего. Наиболее совершенной является иммобилизация при помощи досок или другого твердого покрытия.
Вывихи. Ни в коем случае нельзя самим пытаться вправлять вывихи. Эта процедура требует большого искусства. И времени терять нельзя, потому что вокруг повреждения будет нарастать отек. Отекшие ткани через некоторое время могут совсем закрыть вход в суставную капсулу. Тогда поможет только операция. И, наконец, если вы даже вправили кость на место, но недостаточно хорошо, то в дальнейшем вывих может стать привычным. Это значит, что при любом неловком движении кость будет «выскакивать» из суставной капсулы.