kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Природа-наше богатство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Природа-наше богатство». Урок проводится в виде игры «Звездный час». Цель урока; создать условия для реализации идеи президента Назарбаева Н.А. о формировании триединстве языков и формировании единой казахстанской нации. Задачи урока:- организовать деятельный подход в обучении, с целью приобретения знаний и преобразование их в умения и навыки. -обеспечить развитие у учащихся таких личностно-смысловых особенностей как память, мышление, речь, любознательность, направленных на выработку творческих навыков, умений -формировать устойчивый интерес к предметам, побуждать учащихся к познанию,к выработке потребностей постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания. Вступительное слово учителя биологии: Природа- наше богатство. Но богатством человека - является является язык-достояние народов и наций. Не случайно в послании президента Назарбаева Н.А. сформулирована задача о триединстве языков и формировании казахстанской нации.Показателем этой задачи и является наш урок. Итак, сегодня мы говорим о природе, используя триязычье.Язык-душа народа, национальное достояние. Без языка, нет и народа.Не случайно о важности знания языка, подчеркивал президент Назарбаев. Казахский язык - государственный язык, часть культурного наследия страны, без которого не может осуществляться становление страны как государства. Русский язык-язык межнационального общения, записано в Конституции РК. Русский язык -назвал великий казахский просветитель мирового значения -Абай Кунанбаев - окно в мир, потому что всю мировую, художественную и техническую литературу можно найти в оригинале или в переводе. Английский язык- международный язык, на котором говорит или изучает 2/3 населения земного шара. Знание языков - приобщает нас к мировой культуре, экономике, цивилизации; позволяет стать частью мирового сообщества. Урок тому показателен: о возможностях освоения и знания языков через изучение предметов на разных языках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Природа-наше богатство" »

Бакирова Р.Ш,

Биология

7 класс

Тема «ТАБИҒАТ- БІЗДІҢ БАЙЛЫҒЫМЫЗ»

7 « А» сыныб

Интеграция: казахский язык, казахская литература, биология,английский язык,экология

Сабақтың мақсаты :

Білімділік: Топпен жүмыс жасау аркылы алган білім сапасын

анақтау , бағалау;

Оқушылардың грамматикалық ережелерді

сабақта пайдалану деңгейін білу;

Қазақ тіліне тән дыбыстарды дүрыс айтуға,

дүрыс жазуға машық тандыру;

Дамытушылық: Оқушылардың ой өрісін дамыту,

Сөздік қорларын молайту;

Логикалық ойлауын ,шығармашылық

қабілетін арттыру

Тәрбиелік: Отанды ,табиғатты сұюге тәрбиелеу;

Қызыл кітапқа енгізілген Қазақстан

Жануарларымен өсімдіктерін қорғауға

Тәрбиелеу

Әдіс тәсілдері: Сүрак жауап ,топпен жұмыс іздендіру;

Грамматикалық тақырып: етістік, етістіктің шақтары;

есеімше, көсемше

Сабақтың типі: тіл дамыту, нәтиже сабақ

Сабақтын тұрі: қайталау

Сабақтың көрнекілігі: Қазақстан жануарлары мен өсімдіктерінің суреттері



Кестелер; 1-8 дейінгі сандар; жүлдызшалар

Сабақтын пәнаралық байланысы: қазақ тілі мен әдебиеті,

биология , экология

ағылшын тілі.

Тема урока «Природа-наше богатство».

Урок проводится в виде игры «Звездный час».

Цель урока; создать условия для реализации идеи президента Назарбаева Н.А.

о формировании триединстве языков и формировании единой

казахстанской нации.

Задачи урока:- организовать деятельный подход в обучении, с целью приобретения

знаний и преобразование их в умения и навыки.

-обеспечить развитие у учащихся таких личностно-смысловых особенностей

как память, мышление, речь, любознательность , направленных на

выработку творческих навыков, умений

-формировать устойчивый интерес к предметам, побуждать учащихся к

познанию ,к выработке потребностей постоянно пополнять, обновлять,

развивать свои знания.

Вступительное слово учителя биологии:

Природа- наше богатство. Но богатством человека - является является язык-достояние народов и наций. Не случайно в послании президента Назарбаева Н.А. сформулирована задача о триединстве языков и формировании казахстанской нации .Показателем этой задачи и является наш урок.

Итак , сегодня мы говорим о природе, используя триязычье .Язык-душа народа, национальное достояние . Без языка, нет и народа .Не случайно о важности знания языка, подчеркивал президент Назарбаев.

Казахский язык - государственный язык, часть культурного наследия страны, без которого не может осуществляться становление страны как государства.

Русский язык-язык межнационального общения, записано в Конституции РК . Русский язык -назвал великий казахский просветитель мирового значения -Абай Кунанбаев - окно в мир, потому что всю мировую, художественную и техническую литературу можно найти в оригинале или в переводе.

Английский язык- международный язык, на котором говорит или изучает 2/3 населения земного шара.

Знание языков - приобщает нас к мировой культуре, экономике, цивилизации; позволяет стать частью мирового сообщества.

Урок тому показателен: о возможностях освоения и знания языков через изучение предметов на разных языках.

Сабақтың барысы:

1.Ұйымдастару кезеңі: Амандасу . Бұгінгі кұн туралы айту.

Сабақтын мақсаты мен барысы туралы түсіндіру.

Балалар , бұгінгі біздің сабағымыз «Жұлдызды сәт» деп аталады .Сынып алты алтыдан екі топқа бөлінеді .Ол ұшін бірінші топ оқушылары тақ санды, ал екінші топ оқушылары жұп санды тандап алады. Ойын барысында оқушылар өздеріне жұлдызшалар жинау аркылы өздеріт көрсетеді. Ал егер жауаптары дұрыс болмаса жұлдызшаны қайтарады. Ойын ұш кезеңнен және ақырғы «МӘРЕ» кезеңінен тұрады.

Кіріспе әңгіме:

Құрметті оқушылар ! Мен бұл ойын сабақты мынадай қазактын мақалы «Омір теңіз , білім- кеме» ,деген жолдармен бастағым келіп тур .Себебі ,біз қанша білім алғанмен, өмір қызықтарына қанагат өте алмаймыз.

Біздің президентіміз Н. Ә .Назарбае айтқандай : «Біздің Қазакстан әлемдегі, жан –жануарлар мен өсімдіктерге бай өлке ». Жер асты қойнауындда да пайдалы қазбалары, бай өлке болып саналады. Ал ең негізгісі , біздің қымбатты да ардақтымыз –халықтар.

Біздің елімізде 130 дан астам ұлт өкілдері тату -тәтті тұрады . Ал осы адамдарды әлдилеп , өз жемісін беретін табіғат. Табиғат біздің үйіміз. Яғни біз сол табиғатты аялып, қастерлеп , сақтауымыз керек . Бүгінгі бірінші : « Сен беілесің бе ?» кезеңінде біз сол табіғат туралы ақын- жазушыларымыз не ойлап, қандай өлең шығаргаң екенін білеміз.

1.ТУР.

Тақтада А .Кұнанбаев , Ш. Кұдайбердиев, Ы .Алтынсарин, М. Жұмабаев ,С .Сейфуллин,

О .Сұлейменов портреттері сандар арқылы беріледі. Сандарды көтеру арқылы жауаптар беріп ұпай жинайды.







Топтар

Кісі есімдері

Омірдерек

Атағы

Кімнің шыгғармасы

Үпайлар

1 топ






2 топ






3 топ








Кісі есімдері бойынша сұрақтар:

1. 1894 жылы Қарағанды облысы Ағадыр ауданында туған кім ? ( С .Сейфуллин)

2.1841 жылы Торгай облысында дүниеге келген кім ? ( Ы .Алтынсарин)

3.Шыңғыстауда туған ұлы ақын кім ? ( А.Кұнанбаев)

4.1893 туған қазактың аса көрнекті ақыны. ( М.Жұмабаев)

5.1936 жылы Алматыда туған ақын. ( О.Сұлейменов)

6.1856-1931 жылы өмір сүрген ақын . (Ш.Құдайбердиев)

Өмірдерек бойынша сұрақтар:

1.Қарасөз жазған ақын кім ? ( А.Кұнанбаев)

2.Көкшетау туралы жырлаған ақын . ( С.Сейфуллин)

3.А.Құнанбаевтың немере інісі кім ? ( Ш.Құдайбердиев)

4. «Кел ,балалар, оқылық» өлеңенің авторы? ( Ы.Алтынсарин)

5. « Семей –Невада» қозғалысын ұйымдастырушы кім ? ( О.Сүлейменов)

6.Оқушыларға, жастарға арнап көп өлендер шығарған кім ? (М.Жұмабаев)

Атағы бойынша сұрақтар:

1.Аөын –ағартушы, жана жазба қазақ әдебиетінің негізін салушы ,аудармашы, ұлы

ақын ? ( А.Кұнанбаев)

2.Алғашкы ағартушы қазақ даласында тұнғыш мектеп ашқан ұлы ұстаз. ( Ы.Алтынсарин)

3.Лирик жаңашыл ақын аудармашы . (М.Жумабаев)

4.Ақын ,прозаик, аудармашы, философ ,тарихшы ,журналист. ( Ш.Құдарбердиев)

5.Ақын, жазушы , сыншы ғалым (С.Сейфуллин)

6. «Аз и я» кітабіның авторы кім (О.Сүлейменов)



Кімнің шығармасы

  1. «Дала қандай!

Даладағы ат қандай!

Нөсер шөпке белшесінен батқандай .... ( О.Сұлейменов)

2 «.Ақ киімді денелі ақ сакқалды,

Соқыр- мылкау танымас тірі жанді...» ( А.Құнанбаев)

3.«Шырылдап торғай аспанда,

Бытпылдығы ән қосып,

Шала- жансар жатқанда

Табиғатқа жан қосып .» ( М.Жұмабаев)

4. « Қүн сықылды көпке білдір,

Шықты ма күн, батты ма?

Ай сықылды айтып ұқтыр,

Қанша гұмыр өткенін ...» ( Ш.Құдайбердиев)

5. «Орман, міне мұның да үні

Кейде жұмсақ, кейде шу,

Кейде тынық , кейде дауыл ,гу де гу» ( С.Сейфуллин)

6. «Таулардан өзен ағар сарқыраған,

Айнадай сәуле беріп жарқыраған,

Жел соқса , ыстық соқса бір қалыпта,

Аралап тау мен тасты арқыраган...» ( Ы.Алтынсарин



і







Учитель биологии: На всем протяжении своей жизни природа работала над каждым организмом, достигая гармонии, совершенства, красоты .

Каждая травинка, каждое насекомое прошло миллионный путь развития, по сравнению с которым , время существования самого человека- лишь краткий эпизод.

Преобразование природы человеком в наше время - бесцеремонное, а нередко и враждебное обращение со всеми видами животных и растений.

Уничтожение одного вида для биосферы- катастрофа. Разумеется , исчезновение сурка или ковыля, не приведет к всеобщему бедствию, но оно ускорит его приближение .Почему ? Жизнь на земле возможна только при всеобщей взаимозависимости, всеобщей солидарности всех ее живых существ. Таков основной закон жизни на земле. Американский эколог Ольдо Леопольд писал: «Самый большой невежда тот человек, который спрашивает про растение или животное-- А какой от него прок?». Если наша земля хороша в целом, значит хороша и каждая ее часть, независимо от того, понимаем мы ее назначение или нет. Невозможно предсказать , какие виды могут стать со временем полезными или даже незаменимыми. Тема охраны природы стала актуальной, насущной проблемой современности .(Конституция ст.26)

Казахстан богат не только полезными ископаемыми, но и своей природой, которая дает возможность познать животный и растительный мир, богатый редчайшими видами



2 тур. А.Степь да степь. (О животных)

На доске изображение животных : 1.Верблюд- түйе 5.змееяд -жылынжегіш

2.Волк - қасқыр 6.квагга -квагга

3.Фламинго - қоқиқаз 7.сайгак - киік , бөкен

4.Лошадь - жылқы 8.марал -марал

Вопросы: 1.Люди, поселявшие землю тысячелетия назад, не выделяли себя из окружающей среды, считая что они произошли от животных, поклоняясь им, в результате чего возникла религия тотенизм.

Этому животному поклонялись, рассчитывая на его поддержку и защиту в разных жизненных ситуациях, носили различные амулеты: зубы, когти, бабки, высушенное сердце.Считая его своим родственником, человек относился с почтением , даже к мертвому, предавая его земле.От этого животного ведут родословную узбеки,монголы; она является прорадительницей древних тюрков. В третьем веке, это животное стала эмблемой города Рима(капитолийская волчица,спасшая жизнь Ромулы и Рема), вырастила древнеперсидского основателя Кира; героя немецких преданий Дитриха и т.д.

Считая, что они понимают речь человека, многие народы , встречаясь с ними говорили: «Здравствуйте молодцы»; эстонцы нназывали их «дядя»,коряки-«тот,кто держится в стороне», абхазские пастухи-«счастливая пасть», литовцы «полевой. (2)

2.Казахстан отличается большим разнообразием по происхождению и возрасту видов.

Когда то на Земле, обитали гиганты-мамонты, но в тоже самое историческое время,

жили и эти животные, обитающие на территории нашей страны.Какое животное является современником давно вымерших мамонтов? (7)

3.По легенде, бог сотворил это животное из ветра. К ногам он прикрепил сострадание; к спине добычу,упорство, трудолюбие; по бокам-богатство; к хвосту-счастье.Это животное является символом невозмутимости.Окаком животном идет речь? (1)

4.Рога какого животного обитающего в Казахстане содержит ценное лекарство? (8)

5.Птица Красной Книги Казахстана,питающаяся грызунами, мелкой птицей.К змеиному яду восприимчива, но в единоборстве с ядовитыми змеями выходят победителями и мгновенной реакцией, предупреждающий укус. (5)

6.Сколько потерь понесла природа по нашей вине из- за алчости, жестокости, браконьерства, уверенности в своей безнаказанности, из -за отсутствия прозорливости и дальновидности.Оглянитесь назад и увидите , то животное, которое занесено в черные листы Красной книги ; животное, описанное в книге Майн Рида в книге «Всадник без головы», которого мы уже не увидим. ( 6)

7.Путешественник Джеральд Клинджел был недалек от истины, говоря, что «природа создала в ее лице одну из самых красивейших птиц на земле».Эта птица-эмблема-гордость заповедника Кургальджино; ежегодно она прилетает на озеро Тенгис, кормит своих птенцов «птичьим молоком» и кровью. (3)

8.В благодарность за добрую службу, издавна казахи слагали песни, легенды,сказки. Древние греки и римляне-пошли еще дальше-ставили им мавзолеи, воздвигали в их честь мраморные колонны, чеканили с имих изображением монеты,высекали из камня статуи.Тайбурыл-Кобланды батыра по легенде перенес через все страны за 40 дней. Байтубар-обладающий невиданной силой под стать Алпамыс батыру был умным и храбрым.. Герой трагедии Шекспира готов отдать за него пол царства. О ком речь? (4)

В.Целебные и полезные. (О растениях)

На доске изображения растений :

1.Кувшинка-белая - акбоз түнгиық ; 5.Береза киргизская - қыргыз кайыны;

2.Зверобой - сарыбас 6.Тысячелистник обыкновенный - ақшешеқ , мынжапрақ ;

3. Полынь гладкая - тықыр жусан; 7. цмин песчанный -бессмертник -шайшөбі ,шөпшай

4.Тюльпан 8.прострел многонадрезанный- тіліқ кұндызшоп ;

Богата и разнообразна флора нашей страны - неиссякаемая кладовая лекарственных средств. Но к сожалению, под угрозой уничтожения находятся только на территории Карагандинской области более 70 разных растений , из которых 26 нуждается в охране.

1.Свое название, это растение получило от греческого АRTEMIS (здоровый), из-за целебного действия растений .Русское название связано с глаголом (полеть –гореть ,палить . жечь, что указывает на горький вкус).Великолепны эти растения на склоне полного лета. Им не страшны ни зной, ни холод- всегда одинаково мощные и густые.

Серые заросли терпко чадят, обломанные ветки обдают горчайший дух- крепкий, стойкий. Нет горше этой травы. Недаром в народе говорят «вдовья трава».Это эндемик Центрального Казахстана .Из этой травы выделен противораковый препарат арглабин- что делает его важнейшим лекарственным сырьем, применяемый для нормализации пищеварительной системы ,при потере силы, аппетита, как противоглистное средство.(3)



2.Этот цветок украшает национальные флаги и гербы многих стран Европы .Его называют «королевской лилией» и он является эмблемой королевской династии, изображенной еще в 10 веке, и на гербе и печати французского короля в 12 веке. (4)

3.Редкое, исчезающее растение, включенное в Красную Книгу Казахстана. Называется русалочным цветком, т.к. он всплывает по утрам, а к вечеру исчезает. (1)

4.Это растение было известно еще в древности . Диоскорид называл это растение herbа vulnеnаriа т.е. «раневая трава», употребляя для лечения ран и кровотечений. По преданию Ахилл, герой Троянской войны, применил эту траву для лечения ран. А одна из древнейших летописей сообщает, что внука русского князя Дмитрия Донского вылечили соком этой травы от носовых кровотечений. Эта трава используется при слабости, нервных заболеваниях ,в виноделии.(6)

5.Это эндемик Северного и Центрального Казахстана .Занесено в Красную Книгу Казахстана .В Европе ее называют «деревом мудрости». Много песен и стихов посвящено ей. Широко используется не только ее почки, но и листья при лечении ревматизма, цинге, при отеках ,долго не заживающих ранах, фурункулезе .Деготь используется для лечения печени, при чесотке и проказе. (5)

6.Название этого растения связано с тем, что у животных, при поедании появляются припухлости на голове, ушах, вокруг рта и глаз ,переходящие в язвы; появляется зуд, животные бросаются на землю, кусают себя, нанося трудно-заживающие раны. Что интересно, травятся этой травой животные бело-пятнистой масти и только в солнечные дни. (2)

7.Любители цветов украшают свои комнаты неувядающими букетами этих цветов. Хозяйки прячут их пучки по сундукам и чуланам, чтобы моль не заводилась. Цветки красивые, с золотистым венчиком, но на ощупь сухие, будто их сорвали и высушили. (7)

8.Редкое растение, находящееся на грани исчезновения. Цветки на опушенных цветоносах, появляются одновременно с листьями. Лепестки венчика –фиолетовые.(8)

3 ТУР. ПОЛИГЛОТ

Балалар , біз 3 - кезеңде үшінші тоқсанда өткен « Қызыл кітап» туралы не айтар екенсіңдер?

Ал енді осы « Қызыл кітапқа» ,жазылған жануарлар туралы мәтіндерді алып ,оны

Қазакша, ағылшынша аударасыңдар

Детям предлагаются различные животные: медведь,еж,крокодил,лиса, слон, тигр.

Они составляют короткий рассказ на 3-х языках.Текст дается на русском языке, учащиеся готовят пересказ на казахском и английском языках.



1.Лисы. Лисы живут в норах.Они питаются мышами , птицами. Есть рыжие и черные лисы.

Fox

Foxes live in holes. They eаt mice , birds. There аre red foxes аnd blаck foxes.

2.Слоны. Слон большое животное. У слонов длинный нос –хобот .Слоны живут в джунглях .Они едят листву.

Elephаnt

Elephаnts аre lаrge аnimаls . Аn elephаnt hаs а long nose- а trunk. Еlephаnts live in the jungles .They eаt leаves аnd grаss.

3.Медведь.Медведи бывают бурые и белые. Бурые медведи живут в лесу. Они любят есть мед и ягоды. Белые медведи живут на Севере и едят рыбу.

Beаr

Beаrs аre brown аnd white . Brown beаrs live in forest .They like to eаt honey аnd berries . White beаrs live in the north аnd eаt fish.

4.Ежик.У ежа колючие иголки .Они защищают ежей от волков и лис.

Hedgehog.

А hedgehog hаs prickly needles . They defend hedgehogs аgаinst wolves аnd foxes.

5.Крокодил.Крокодилы живут в южных реках. У них острые зубы и тяжелый хвост.

Crocodile. Crocodiles live in southern rivers . They hаve shаrp teeth аnd heаvy tаil.

4.Грамматикалық ережелерді сұрақ -жауап тәсілі арқылы қайталау :

1.Етестік дегеніміз не ? 2.Етістіктің шақтыры нешеу?

3.Етістіктің райлары туралы не белеміз ?

4.Есімше деген не ? 5.Көсемше деген не?

5.Топпен жұмыс.

1- деңгей. Мына тыйым сөздерді түсініп оқып , етістіктің рай категориясы бойынша жазу керек . 1-топ 1 жақта ;2- топ 2 жақта ;3 - топ 3 жақта жазады.

Кұстардын ұясын бұзба!

Жалғыз ағашты шаппа!

Көк шөпті ,жабайы гулдерді!


Ашық рай

Бұйрық рай

Шартты рай

Қалау рай

Ұпайлары

1 топ






2 топ






3 топ








Сергіту кезеңі : Жаңылтпашты кім тез, дұрыс айта алады екен.

Тасалап бұтаны Спрятавшись за ветку

Киік су жұтады Сайгак пьет воду

Бұта сәл қызгалса Если ветка шевельнется

Сезіп қап зытады Сайгак убежит

2- денгей. Өз сөз қорларын, сабақта пайдаланған сөздерді ескере отырып, осы «Табиғат біздің байлыгымы» тақырыбында шағын әңгіме құру керек.

4 ТУР.ФИНАЛ.

Участники садятся друг против друга .Им предлагается название растения на казахском и русском языках. Они должны составить как можно больше коротких слов. В случае затруднения ученики могут отдавать звезды. Побеждает тот, кто составит больше слов.

Дается название растения –ТЮЛЬПАН ПОНИКАЮЩИЙ - ЖАТАҒАН ҚЫЗҒАЛДЫҚ;

Например: тюльпан-поникающий

Тюль,пан,пони.люк,лак,юла.каюта.лапоть,кот,пилот.лот,кино,щи,полка,икота,ток,пано,лай.кипа.ил,альт и др.

Жатаған қызғалдық: қаз ,қағаз, қатық, қазан , тақ , қыз , алға , қағанат ,тан , дала , қызық, и др.



5.Подведение итогов.

6.Рефлексия. Каждая группа , высказывается о уроке.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Природа-наше богатство"

Автор: Бакирова Рашида Шайкеновна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства