kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практические задания по биологии по теме "Морфология растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее изменчивых и пластичных вегетатив­ных органов растений является лист. Он развивается на стебле, вместе с которым составляет побег. Место прикрепления листа к побегу называется узлом, участок стебля между узлами - меж­доузлием. Лист, это дорзиветральный орган растения, выпол­няющий функции газообмена, в том числе транспирации, и фото­синтеза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практические задания по биологии по теме "Морфология растений"»


Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кинель – Черкасский сельскохозяйственный техникум»







методическая разработка


по дисциплине Ботаника с основами физиологии растений

по теме «Морфология растений»
















2012 год


Одобрено

на заседании цикловой комиссии

землеустроительных и садово-парковых дисциплин

Протокол № ____от «____»__________2012 г.

Председатель _______________Прокаева С.В.




Автор - составитель:

Шумакова Н.А., преподаватель второй квалификационной категории






















2012 г

Одним из наиболее изменчивых и пластичных вегетатив­ных органов растений является лист. Он развивается на стебле, вместе с которым составляет побег. Место прикрепления листа к побегу называется узлом, участок стебля между узлами - меж­доузлием. Лист, это дорзиветральный орган растения, выпол­няющий функции газообмена, в том числе транспирации, и фото­синтеза.

Различают очередное, супротивное и мутовчатое располо­жение листа на стебле. При очередном листорасположении, так­же называемом попеременным или спиральным (рис. 1 а), ли­стья располагаются в узлах по одному. Если от узла отходят два листа, то такое расположение называется супротивным (рис. 1 б). В том случае, когда от узла отходят три листа и бо­лее, листорасположение называется мутовчатым (рис. 1 в). Иногда супротивные листья имеют прилистники, по форме и ве­личине сходные с листьями. В этом случае формируется ложная мутовка. У многих растений нижние междоузлия побега укоро­чены, в связи с чем листья сближаются у поверхности почвы, образуя прикорневую розетку. Подобное явление может встре­чаться при любом типе листорасположения.

Лист состоит из листовой пластинки (рис. 2 а) и черешка (рис. 2 б). Часто при основании листа формируются особые вы­росты - прилистники (рис. 2 в). Ко времени полного развития листа прилистники опадают или сохраняются в течение всего вегетативного периода. Формы и размеры прилистников разно­образны. Они могут иметь вид пленок, чешуи, щетинок, колю­чек, листочков. У гороха, фиалок, подмаренников и некоторых других растений прилистники крупные, листовидные. Прилистники, сросшиеся между собой и образующие пленчатую трубку, плотно прилегающую к стеблю, формируют раструб. Его можно обнаружить, например, у растений из семейства гречишных.

Черешок листа обеспечивает подвижность листовой пла­стинки и, как следствие, создает условия для нормального его функционирования. На поперечном срезе он имеет различную форму: треугольную (рис. 3 а), ребристую (рис. 3 б), четырех­угольную (рис. 3 в), но чаще всего она округлая (рис. 3 г). В ряде случаев с двух сторон черешка по всей его длине распола­гаются плоские выросты. Такие "крылатые" черешки характер­ны, например, для ряда растений семейства бобовых (рис. 3 д). Если черешок отсутствует, то лист называется сидячим (рис. 4 б).

Основной частью листа является листовая пластинка. По общей форме она обычно плоская, но бывает цилиндрическая, нитевидная, чешуевидная и т.д. Листовые пластинки чрезвычай­но разнообразны по форме основания и верхушки, степени рас­членения, жилкованию. Их размеры колеблются от нескольких миллиметров (например у Sagina procumbens - мшанки лежачей) до нескольких метров (банан, пальмы из семейства фениксовых).

В зависимости от количества листовых пластинок листья подразделяются на простые и сложные. Сложными называются листья, несущие на черешке не одну, а несколько листовых пла­стинок. Каждая из них прикрепляется к главному черешку (рахису) с помощью собственных черешков и называется лис­точком. Во время листопада древесных и кустарниковых расте­ний между листочками и рахисом сложного листа образуется пробковый листоотделительный слой, поэтому листовые пластин­ки опадают по одиночке. При образовании пробкового слоя ме­жду стеблем и рахисом опадает и главный черешок листа, обыч­но вместе с верхним листочком, а на стебле остается листовой рубец.

В зависимости от прикрепления листовых пластинок к ра­хису листья подразделяют на пальчатосложные и перистослож-ные. Когда все листочки черешками сходятся к его вершине, и число их более трех, лист называется пальчатосложным (рис. 5 а). Если листовых пластинок три, то это тройчатослож-ный лист (рис. 5 б). В том случае, когда листочки прикрепляют­ся к рахису попарно, образуется перистосложный лист. Если на верхушке перистосложного листа располагается один непарный листочек, лист называется непарноперистосложным (рис. 5 в). Верхушечный листочек может быть видоизменен в усик (рис. 5 г) или шипик (рис. 5 д), реже он редуцируется полностью. В этом случае лист называется парноперистосложным. Вариантом парноперистосложного листа с усиком и одной парой листьев является лист чины, когда сохраняются только верхняя пара листочков, а нижние редуцированы.

Простые листья состоят из одной листовой пластинки. Когда между жилками нет разрывов мезофилла она является цельной. В противном случае между жилками имеются вырезы, и лист приобретает ажурный вид.

В зависимости от глубины вырезов простые листья под­разделяются на лопастные, раздельные и рассеченные. Для определения глубины вырезов используется условная линия - се­редина полупластинки листа. Половиной пластинки считается часть листа между центральной жилкой и линией, соединяющей

все его выступы. Если вырез не достигает половины полупластинки, то такой лист называется лопастным (рис. 6 а, г),если достигает, либо пересекает условную линию, то раздельным (рис. 6 б, д). В том случае, когда хотя бы часть вырезов дохо­дит до центральной жилки лист называется рассеченным (рис. 6 в, е). Обычно рассеченный лист имеет сходство по общим очер­таниям со сложным листом, поэтому их часто путают. Крите­риями для их отличия могут служить следующие признаки:

  1. Способ опадания листа. У сложного листа листочки опадают как описано выше, у простого - пробкоотделительные слои между сегментами не образуются и лист опадает целиком (это отличие применимо к древесным и кустарниковым формам);

  2. Связь между сегментами. У простого листа между сегментами сохраняются перемычки из тканей, соединяющих их в единую листовую пластинку, иногда, например у тысячелист­ника, эти ткани проходят тончайшей полосой вдоль центральной жилки. У сложного листа перемычек между листочками нет;

  1. Целостность долей. У простых листьев часто наблю­дается многократное рассечение сегментов, т.е. боковые сегменты в свою очередь расчленяются на сегменты второго, третьего и последующих порядков, и тогда лист называется дважды, триж­ды и многократно рассеченным. У сложных листьев отдельные листочки не расчленены, исключение составляет лист клена аме­риканского, у которого верхний листочек имеет лопастную изрезанность, являющуюся, вероятно, результатом срастания верхней и боковых долей.

Простые листья с цельной листовой пластинкой описыва­ются по форме верхушки, основания, типу жилкования, общей форме листовой пластинки и ее краю.

Ниже предлагается ключ для описания простых и сложных листьев. Ключ построен по дихотомическому принципу.

При работе с ключом выписываются соответствующие ха­рактеристики листа, подчеркнутые в тексте. Если после данной характеристики не дается ссылка на цифру следующего пункта определения, значит описание листа закончено. Приведем при­мер описания листа изображенного на рисунке.


Под цифрой 1, расположенной с левой стороны, находятся две группы фраз. Их называют теза и антитеза. Как правило, они высказывают взаимоисключающие понятия. Признаки кон­кретного листа соответствуют тезе или антитезе. Необходимо выбрать из них верную, выписать (если указан) признак и пе­рейти к рассмотрению тезы и антитезы, приведенных под циф­рой, расположенной в конце строки.

В данном случае лист имеет одну цельную нерасчлененную пластинку, поэтому выписываем первый признак листа ПРОСТОИ и переходим к рассмотрению тезы и антитезы под цифрой 7. Лист имеет черешок, поэтому соглашаемся с тезой - "Лист прикрепляется к стеблю при помощи черешка". Выписываем второй признак – ЧЕРЕШКОВЫЙ и переходим к цифре 10. Таким образом продолжаем описывать лист далее, пока не доходим до цифры 37. Выяснив, что лист ШИРОКО-ЯЙЦЕВИДНЫЙ, выписываем этот признак. Поскольку в конце данной тезы отсутствует ссылка на следующую цифру ключа, то можно считать, что описание окончено.

Для данного листа описание будет следующим: Лист простой, черешковым, перистонервный. дельный, край не-равиовубчатый. основание гердцепрлчое. верхушка заострен­ная, широкояйцевилный.


КЛЮЧ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ЛИСТЬЕВ


1. Лист имеет одну листовую пластинку. Иногда она изрезана на отдельные участки, однако они соединяются между собой широкими или узкими полосками. При очень сильном рассечении нижние участки листовой пластинки могут оказаться изолированными друг от друга, и лист приобретает некоторое
сходство со сложным ПРОСТОЙ. ……………………………………...7


  • Лист имеет несколько совершенно изолированных пла­стинок, носящих название листочков. Листочки даже в верхней части листа не соединены между собой. . . СЛОЖНЫЙ. ………………………………………………………………….. 2

  1. Листочки отходят от верхней части общего черешка как лучи зонтика и расположены в одной плоскости…………………………………….3


  • Листочки расположены последовательно друг за другом на общем, обычно удлиненном черешке …………………………………….4

  1. Листочков сложного листа четыре или более (рис. 5 а) ……………………………………………...………..ПАЛЬЧАТОСЛОЖНЫЙ

— Листья содержат три листочка, чаще сидячих, иногда средний или боковые на коротких черешках (рис. 5 б)...........………….ТРОЙЧАТОСЛОЖНЫЙ

  1. Листочки расположены непосредственно на главном черешке, представляющем ось листа ……………………………………5


  • Листочки расположены на разветвлениях главного черешка………………6

  1. На конце главного черешка находится одиночный листочек, прочие листочки прикреплены парами по всей длине черешка (рис. 5)

………………………………………….НЕПАРНОПЕРИСТОСЛОЖНЫЙ


  • На конце главного черешка вместо конечного листочка находится усик или шипик, иногда они слабо выражены (рис. 5 г, д) ПАРНОПЕРИСТОСЛОЖНЫЙ

  1. Листочки находятся на разветвлениях главного черешка второго порядка ……………………………..ДВАЖДЫПЕРИСТОСЛОЖНЫЙ

  • Листочки расположены на разветвлениях черешка второго и более порядков. ТРИЖДЫ- й МНОГОКРАТНОПЕРИСТОСЛОЖНЫЙ

  1. Лист прикрепляется к стеблю при помощи черешка (рис. 4 а) ЧЕРЕШКОВЫЙ …………………………………..10

  • Лист черешка не имеет …………………………………..8


  1. Листовая пластинка охватывает стебель основанием ……………………….. .9


  • листовая пластинка не охватывает стебель (рис. 4 б). СИДЯЧИЙ………....10


9 Основание листа расширено наподобие желоба или трубки и более или менее охватывает стебель, образуя влагалище (рис. 4 в) ВЛАГАЛИЩНЫЙ……...……10


— Основание листа охватывает стебель, но влагалища не образует

.СТЕБЛЕОБЪЕМЛЮЩИИ………....10


10 Посередине листовой пластинки проходит главная жилка, от которой под углом к ней отходят боковые жилки (рис. 7 а) ПЕРИСТОНЕРВНЫЙ ………14

  • Центральная жилка выражена не явно ……………………………………11

  1. Жилки проходят на протяжении всей листовой пластинки параллельно друг другу и сходятся на верхушке листа (рис. 7 г) ПАРАЛЕЛЬНОНЕРВНЫЙ. . . 14

  • Жилки расходятся от основания листовой пластинки . …………………….12

  1. Жилки по форме напоминают дуги. Точек схождения жилок две: у основания и на верхушке листовой пластинки (рис. 7 д) ЛУГОНЕРВНЫЙ . ….. .14

  • жилки не сближаются на верхушке листа…………………………………...13

  1. Жилки, примерно равные по толщине, расходятся веерообразно наподобие растопыренных пальцев (рис. 7 б)……………..ПАЛЬЧА ТОНЕРВНЫЙ……. 14


— Многочисленные главные жилки ветвятся дихотомически (рис. 7 в) ШХОТОМИЧЕСКИНЕРВНЫЙ ……………………………………… 14

  1. Листовая пластинка расчленена …………………………………..15


— Листовая пластинка не расчленена. Если на краю листа имеются вырезы, то они мелкие и неглубокие …………………………….. ЦЕЛЬНЫЙ…………………19

  1. Глубина вырезов более одной четверти и менее полови­ны ширины полупластинки (рис. 6 а, г) . …………………………………….. . ЛОПАСТНОЙ

  • Расчленение доходит до половины ширины полупластинки, или несколько глубже…………………. ……………………………………….. 16


16 Вырезы превышают половину ширины полупластинки, образуя доли листа, но не достигают главной жилки (рис. 6 б, д) …………РАЗДЕЛЬНЫЙ


— Вырезы достигают главной жилки или основания листа…………………..17


  1. Сегменты листа цельные. Они могут быть цельнокрайними или зубчатыми (рис. 6 в, е) . . …………………………………………………… . РАССЕЧЕННЫЙ


— Сегменты листа в свою очередь разрезаны на более мелкие участки.. 18


18 Каждый сегмент разрезан на сегменты второго порядка………………….. ДВАЖДЫ РАССЕЧЕННЫЙ


  • Сегменты второго порядка рассечены на сегменты второго и последующих порядков…………………..ТРИЖДЫ и МНОГОКРАТНО РАССЕЧЕННЫЙ

19 Край листа ровный, без выемок и зубцов (рис. 8а)..ПЕЛЬНОКРАЙНИЙ ……………………………………………………………25

  • Край неровный 20


20 На краю листовой пластинки находятся острые, косые, наклоненные зубчики. При этом одна сторона зубца длиннее другой……………………… 21


— Стороны зубцов примерно равны ………………………………..22


21 Все зубцы одинаковы (рис. 8 б) .. КРАЙ ПИЛЬЧАТЫЙ 25



— Зубцы не одинаковые по величине КРАЙНЕРАВНОПИЛЬЧАТЫЙ. . 25


22 Зубцы острые ………………………………..….23


  • — Зубцы тупые, округлые, с выемками между ними (рис. 8 в)

КРАЙ ГОРОАЧАТЫЙ …………………………………..25


24 Все зубцы одинаковые (рис. 8 д) КРАЙ ЗУБЧАТЫЙ 25


Зубцы разных размеров КРАЙ НЕРАВНОЗУБЧАТЫЙ . . .25


25 Лист черешковый или сидячий …………………………………26

  • — лист не черешковый и не сидячий……………………………………. .30

  1. Листовая пластинка снизу имеет два острых конца . ……………………...27


  • острых концов в основании листовой пластинки нет. ………………………. .28

  1. Концы в основании листовой пластинки направлены вниз (рис. 9 д). ОСНОВАНИЕ СТРЕЛОВИДНОЕ . ……………………………………………….30

  • Концы в основании листовой пластинки направлены в

стороны или вверх (рис. 9 г)

……………………………………ОСНОВАНИЕ КОПЬЕВИДНОЕ 30

  1. Нижняя часть листовой пластинки сходится к черешку

в виде клина (рис. 9 в) ……………………...ОСНОВАНИЕ КЛИНОВИДНОЕ. . .30


  • основание листа не клиновидное……………………………………… 29

  1. Лист имеет сердцевидную форму (рис. 9 б) . ОСНОВАНИЕ СЕРЦЕВИДНОЕ 30


  • Очертание нижней части листовой пластинки имеет вид дуги (рис. 9 а) ……………………………………………….ОСНОВАНИЕ ОКРУГЛОЕ 30


30 Вершина листа ограничена двумя сходящимися под острым углом прямыми или почти прямыми краями пластинки (рис. 10 а) ВЕРХУШКА ОСТРАЯ 35

  • Линии, ограничивающие верхушку, извилисты…………………. 31

  1. Линии, ограничивающие верхушку, выпуклые и образуют дугу……….33


— Ровной дуги на вершине листа нет ……………………………………32

  1. Верхушка образована двумя кривыми выпуклыми линиями, сходящимися под острым углом (рис. 10 б)…………ВЕРХУШКА ЗАОСТРЕННАЯ………. 35


—В средней части, верхняя часть листа имеет выемку, вырез (рис. 10 в)

…………………………… . ВЕРХУШКА ВЫЕМЧАТАЯ 35


  1. Дуга, описывающая вершину плавная, широкая……………………………..34


  • Линия, ограничивающая верхушку, делает в середине резкий перегиб. Напоминает острую верхушку, но закруглена на конце (рис. 10 г) ВЕРХУШКА ПРИТУПЛЁННАЯ ……………………………………………………………….. 35


34 На верхнем конце листа имеется шипик, являющийся как бы продолжением главной жилки (рис. 10 д) ВЕРХУШКА ОСТРОКОНЕЧНАЯ . ………….. 35


— Шипика нет(рис. 10 е). ВЕРХУШКА ТУПАЯ …………………………….. 35

  1. Длина листовой пластинки примерно равна или меньше
    самой широкой части листа ………………………………..36


  • Длина листовой пластинки превышает ширину более чем в 1,5-2 раза 38


— Наиболее широкая часть ближе к вершине (рис. 11 е)
ОБРАТНОЯИЦЕВИДНЫЙ


42 Наиболее широкая часть листа находится в середине (рис. Из) ПРОДОЛГОВАТЫЙ


  • Наиболее широкая часть листа находится ближе к вершине или основанию ……………………………………………………………………………43

43 Наиболее широкая часть ближе к основанию (рис. 11 ж) ………………………………………………………..ЛАНЦЕНТНЫЙ


  • Наиболее широкая часть ближе к вершине (рис. 11 и) ОБРАТНОЛАНЦЕТНЫЙ




44 Наиболее широкая часть находится ближе к основанию листовой пластинки. Лист сильно вытянут в длину………………..УДЛИНЕННОЛАНЦЕТНЫЙ


  • Практически на всем протяжении ширина листовой пластинки одинакова.


  • Края листа параллельны 45


45 Лист в поперечном сечении плоский (может быть свернутым) 46

  • Лист в поперечном сечении круглый или двух- четырехгранный 47


46 Пластинка листа плоская, тесьмовидная……………...ЛИНЕЙНЫЙ


  • Лист вдоль сложенный или свернутый, очень узкий, донитевидного, на конце острый, часто колючий………………………………ЩЕТИНОВИДНЫЙ


47 Лист очень вытянут в длину, в поперечном сечении двух- трех- четырехгранный без полости внутри, часто жесткий, колючий ИГОЛЬЧАТЫЙ


  • Лист представляет собой полую замкнутую трубку, в поперечном сечении круглую, обычно сочную и мясистую…………………..ДУДЧАТЫЙ



Рис. 1.Расположение листьев на побеге: а-очередное, б-супротивное, в-мутавчатое


















Рис. 2. Схематическое изображение составных частей листа:

а - листовая пластинка, б - черешок, в – прилистник



рис. 4.Основание листа: а-черешковое, б-сидячее, в-влагалищное







Рис.5.Типы сложных листьев: а-пальчатосложный, б-тройчатосложный, в-непарноперистосложный, г,д-парноперистосложный











Рис. 8. Форма края: а - цельный, б - пильчатый, в - городчатый, г - выемчатый, д - зубчатый


Рис. 9. Основание листовой пластинки: а - округлое, б - сердцевидное, в - клиновидное, г - копьевидное, д -стреловидное













Рис. 11 Форма листовой пластинки: а - широко­яйцевидная, б - округлая, в - обратноширокояйцевидная, г - яйцевидная, д - овальная, е - обратнояйцевидная, ж - ланцетная, з - продолговатая, и - обратноланцетная

РЕЦЕНЗИЯ

на методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной

работе студентов по дисциплине История


Автор - составитель: Бутусова В.Н.

преподаватель высшей квалификационной категории

государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Кинель – Черкасский сельскохозяйственный техникум»


Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса. В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Цель работы: формировать мотивацию к изучению истории.

Данное методическое пособие включает в себя:

  • цели

  • инструкцию по выполнению заданий;

  • критерии оценки выполненных работ

  • способы контроля;

  • нормы времени на выполнение каждого задания;

  • перечень рекомендуемых источников информации

Разработанные преподавателем критерии оценки помогут студентам провести самооценку работы.

Выполнив предложенную внеаудиторную работу, студенты повышают свой интеллектуальный уровень, знакомятся более подробно с одним из ярких и значимых периодов в развитии мировой цивилизации. Работа составлена логично, последовательно, может быть рекомендована к реализации в образовательном процессе.


Рецензент: Камардина И.А.

преподаватель высшей квалификационной категории

государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Кинель – Черкасский сельскохозяйственный техникум»

26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практические задания по биологии по теме "Морфология растений"

Автор: Шумакова Наталья Александровна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419313


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства