Поурочный план по биологии: "Нуклеиновая кислота ДНК, её строение и роль в клетке".
Поурочный план по биологии: "Нуклеиновая кислота ДНК, её строение и роль в клетке".
Целью урока является:
Образовательные: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот, использование знаний о ДНК в новой ситуации- при решении задач на принцип комплементарности.
Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, аналитического и логического мышления, зрительной и звуковой памяти, точности и аккуратности.
Воспитательные: позитивное отношение к предмету и учёбе, взаимоуважение в коллективе, правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поурочный план по биологии: "Нуклеиновая кислота ДНК, её строение и роль в клетке".»
Тема: Нуклеиновая кислота ДНК, её строение и роль в клетке.
Номер урока: 9 Тип урок: комбинированный урок.
Цели урока:
Образовательные: обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот, использование знаний о ДНК в новой ситуации- при решении задач на принцип комплементарности.
Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, аналитического и логического мышления, зрительной и звуковой памяти, точности и аккуратности.
Воспитательные: позитивное отношение к предмету и учёбе, взаимоуважение в коллективе, правильное отношение к общечеловеческим ценностям.
Какое вещество является носителем наследственной информации? Какие особенности его строения обеспечивают многообразие наследственной информации и ее передачу?
В апреле 1953 года великий датский физик Нильс Бор получил письмо от американского ученого Макса Дельбрюка, где он писал:"Потрясающие вещи происходят в биологии. Мне кажется, что Джеймс Уотсон сделал открытие, сравнимое с тем, что сделал Резерфорд в 1911 году (открытие атомного ядра)".
Джеймс Дьюи Уотсон родился в США в 1928 году. Еще студентом Чикагского университета он занялся самой актуальной тогда проблемой в биологии – ролью генов в наследственности. В 1951 году, приехав на стажировку в Англию, в Кембридж, он знакомится с Френсисом Криком.
Френсис Крик почти на 12 лет старше Уотсона. Он родился в 1916 году и по окончании Лондонского колледжа работал в Кембриджском университете.
В конце 19 века известно, что в ядре находятся хромосомы и они состоят из ДНК и белка. Знали, что ДНК передает наследственную информацию, но главное оставалось тайной. Как же работает такая сложная система? Решить эту задачу можно было, только узнав устройство загадочной ДНК.
Уотсон и Крик должны были придумать такую модель ДНК, которая соответствовала бы рентгеновской фотографии. Моррису Уилкинсу удалось “сфотографировать” молекулу ДНК с помощью рентгеновских лучей После 2-х лет кропотливой работы ученые предложили изящную и простую модель ДНК Потом еще 10 лет после этого открытия ученые разных стран проверяли догадки Уотсона и Крика и, наконец, вердикт был вынесен: “Все верно, ДНК устроена именно так!” Уотсон, Крик и Моррис Уилкинс получили за это открытие в 1953 году Нобелевскую премию.
ДНК – полимер.
Актуализация знаний: Что такое полимер?
Что такое мономер?
Мономерами ДНК являются нуклеотиды, которые состоят из:
Азотистого основания
Сахара дезоксирибозы
Остатка фосфорной кислоты
Зарисовать схему нуклеотида на доске.
В молекуле ДНК обнаружены различные азотистые основания:
Аденин (А), обозначим это азотистое основание
Тимин (Т), обозначим это азотистое основание
Гуанин (Г), обозначим это азотистое основание
Цитозин (Ц), обозначим это азотистое основание
Вывод, что нуклеотидов – 4, и они отличаются только азотистыми основаниями.
Цепочка ДНК состоит из чередующихся нуклеотидов, связанных ковалентной связью: сахар одного нуклеотида и остаток фосфорной кислоты – другого нуклеотида. В клетке обнаружено не просто ДНК, состоящее из одной нити, а более сложное образование. В этом образовании две нити нуклеотидов связанные азотистыми основаниями (водородными связями) по принципу комплементарности.
Можно предположить, что получающаяся цепочка ДНК сворачивается в спираль из-за разного количества водородных связей между азотистыми основаниями разных цепочек и таким образом принимает самую выгодную форму. Такая структура достаточно прочная, разрушить ее трудно. И, тем не менее, это происходит в клетке регулярно.
В качестве вывода составляется опорный конспект:
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
ПОЛИМЕРЫ
ДНК – двойная спираль
Крик, Уотсон – 1953,
Нобелевская премия
комплементарность
Функции:
Хранение наследственной информации
Воспроизведение наследственной информации
Передача наследственной информации
РНК
Рибонуклеиновая кислота (РНК), также линейный полимер, но гораздо более короткий. Основания РНК комплементарны основаниям ДНК, но в молекуле РНК однооснование – тимин (Т) – заменено на урацил (У) и вместо дезоксирибозы использована просто рибоза, имеющая на один атом кислорода больше. Кроме того, РНК – одноцепочечная структура.
Природа создала три основных вида молекул РНК.
Молекулы, считывающие информацию с ДНК, называются информационными РНК (и-РНК). Такая молекула быстро соединяется с рибосомой, непродолжительное время работает как матрица (поэтому называется еще и матричной, или м-РНК), «износившись», разваливается, и на ее место встает новая молекула и-РНК. Этот процесс идет непрерывно на протяжении всей жизни клетки.
Молекулы РНК другого типа имеют гораздо меньшие размеры и разделены на 20 разновидностей в соответствии с количеством разных аминокислот, входящих в белки. Каждая молекула этого типа с помощью определенного фермента соединяется с одной из 20 аминокислот и доставляет ее к рибосоме, уже соединенной с и-РНК. Это – транспортная РНК (т-РНК).
Наконец, в рибосомах есть своя, рибосомная, РНК (р-РНК), не несущая генетической информации, но входящая в состав рибосомсом.
Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект по РНК
РНК – одиночная цепочка
А, У, Ц, Г – нуклеотиды
Виды РНК –
и-РНК
т-РНК
р-РНК
Функции:
Биосинтез белка
Ученые выяснили, что каждая молекула тела использует особое излучение, самые сложные вибрации издает молекула ДНК. Внутренняя “музыка” сложна и разнообразна и, что самое удивительное, в ней четко прослеживаются определенные ритмы. Преобразованные компьютером в графическую картинку, они являют собой завораживающее зрелище. Можно следить за ними часами, месяцами, годами – все время “оркестр” будет исполнять вариации на знакомую тему. Играет он не для собственного удовольствия, а на благо организма: ритм, заданный ДНК и “подхваченный” белками и другими молекулами, лежит в основе всех биологических связей, составляет нечто вроде каркаса жизни; нарушение ритма влечет за собой старение и болезнь. У молодых этот ритм более энергичный, поэтому они любят слушать рок или джаз, с возрастом белковые молекулы теряют свой ритм, поэтому более взрослые люди любят слушать классику. Классическая музыка совпадает с ритмом ДНК (академик Российской академии В.Н. Шабалин изучал это явление).
Можно дать совет: Начинай утро с хорошей мелодии и проживешь дольше!
АТФ.
Аденозинтрифосфорная кислота. Универсальный биологический аккумулятор энергии. Высококалорийное клеточное «топливо». Содержит 2 макроэргические связи. Макроэргическими называются соединения, в химических связях которых запасена энергия в форме, доступной для использования в биологических процессах.
АТФ (нуклеотид) состоит:
азотистое основание
углевод,
3 молекулы Н3РО4
Макроэргические связи
АТФ + Н2О —► АДФ + Ф + Е (40 к Дж/ моль)
АДФ + Н2О —► АМФ + Ф + Е (40 к Дж/ моль)
Энергетическая эффективность двух макроэргических связей составляет 80 к Дж/моль. АТФ образуется в митохондриях клеток животных и хлоропластах растений Энергия АТФ используется на движение, биосинтез, деление и др. Средняя продолжительность жизни 1 молекулы АТФ менее 1 мин, т.к. она расщепляется и восстанавливается 2400 раз в сутки.
III. Контрольно-оценочный этап.
Решить задачу:
Одна из цепей фрагмента молекулы ДНК имеет следующее строение: Г- Г-Г-А -Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т
а) Укажите строение противоположной цепи
б) Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и – РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.
Задание: составить синквейн.
ДНК хранит, передает длинная, спиралеобразная, закрученная 1953 год Нобелевская премия полимер
IV. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
д/з параграф учебника,
составить кроссворд на тему: «Нуклеиновые кислоты»,
подготовить сообщения по теме «Органические вещества клетки».