kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. Урок обобщения знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет повторить пройденный материал по материалам ОГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. Урок обобщения знаний.»

Предмет - Биология,

класс -7 класс

Тема урока «Подтип  Позвоночные.

Рыбы – водные  позвоночные животные. Обобщение».

Цель урока: выявить черты приспособленности  рыб, связь физиологического строения с водной средой обитания.

Задачи урока.        

Обучающие: раскрыть особенности  внешнего  и внутреннего строения  рыб  в  связи  с  жизнью  в  водной  среде, роль  рыб в природе  и практическое значение.

Развивающие: развивать  умение  работать с текстом, выделять важное, разобрать задания встречающиеся в кимах ОГЭ.

Воспитательные: воспитывать бережное  отношение  ко  всему  живому.

Создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся.

Ход урока

 1. Встреча обучающихся, постановка задач урока.

- Здравствуй. Начинаем урок.

-Внимательно послушайте , что вы слышите? Играют звуки моря. Ученики отвечают.

- Море, реки, озера - среда обитания обитания животных о которых пойдет сегодня речь. Кто это?( Рыбы)

- Сообщается тема урока «Подтип  Позвоночные. Рыбы – водные  позвоночные животные. Обобщение

2. Активизация учебной деятельности.

Слайд 1.

Задача № 1. Верна ли пословица: на то и щука в море, чтобы карась не дремал?

(Ответ: нет, щука и карась - речные рыбы).

Задача № 2. Кто лишний: рыба-игла, скат-хвостокол, морская планария, морская лисица.

(Ответ: морская планария - тип Плоские черви).

3. Беседа по вопросам. ( Повторение изученного)

- Перечислите особенности внешнего строения рыбы. ( слайд 2 )

-Из каких отделов состоит скелет рыбы? ( слайд 3 )

- Как устроена дыхательная системы рыбы? ( слайд 4)

- Как устроена пищеварительная системы рыбы? ( слайд 5 )

- Для большинства костных рыб характерен плавательный пузырь. Где он находится и какова его функция? ( слайд 6 )

- Классификация рыб . ( слайд 7- 14 )





4. Работа по материалам ГИА

Задание 1.Поль­зу­ясь тек­стом «Хря­ще­вые и кост­ные рыбы», от­веть­те на во­про­сы.

1) По­че­му скаты, лёжа на дне, про­пус­ка­ют воду через брыз­галь­це, а не через жа­бер­ные щели?

2) Чем можно объ­яс­нить боль­шую пло­до­ви­тость кост­ных рыб по срав­не­нию с аку­ла­ми?

3) По­че­му акулы долж­ны на­хо­дить­ся в по­сто­ян­ном дви­же­нии?


ХРЯ­ЩЕ­ВЫЕ И КОСТ­НЫЕ РЫБЫ

Со­вре­мен­ные пред­ста­ви­те­ли хря­ще­вых рыб (акулы и скаты) утра­ти­ли броню и кост­ный ске­лет своих пред­ков. Скаты имеют плос­кое тело и пла­ва­ют у дна, пи­та­ясь, в ос­нов­ном, мол­люс­ка­ми. Акулы живут в от­кры­том море, пи­та­ясь кост­ны­ми ры­ба­ми и ино­гда мле­ко­пи­та­ю­щи­ми. Хря­ще­вые рыбы по­лу­чи­ли своё на­зва­ние по­то­му, что их внут­рен­ний ске­лет по­стро­ен из хряща. Жа­бер­ных кры­шек нет, по­это­му акулы дышат, за­гла­ты­вая ртом воду и про­пус­кая её через жа­бер­ные щели, рас­по­ло­жен­ные спе­ре­ди по бокам тела или снизу. Боль­шин­ство ска­тов, ко­то­рые по­дол­гу лежат на дне, про­пус­ка­ют воду через брыз­галь­це (оста­ток ещё одной жа­бер­ной щели), рас­по­ло­жен­ное на верх­ней сто­ро­не тела.

Хря­ще­вые рыбы – су­ще­ства жи­во­ро­дя­щие, яй­це­жи­во­ро­дя­щие и яй­це­кла­ду­щие. За­ро­ды­ши раз­ви­ва­ют­ся долго – от 4 ме­ся­цев до 2 лет в за­ви­си­мо­сти от вида. Пло­до­ви­тость у жи­во­ро­дя­щих и яй­це­жи­во­ро­дя­щих не­ве­ли­ка. Аку­ля­та, вы­лу­пив­ши­е­ся в чреве ма­те­ри, могут съесть своих бра­тьев и сестёр. Яй­це­кла­ду­щие от­кла­ды­ва­ют от двух до не­сколь­ких де­сят­ков яиц. По­ляр­ная акула и не­ко­то­рые скаты от­кла­ды­ва­ют до 500 яиц. Яйца за­щи­ще­ны креп­кой кап­су­лой, надёжно за­щи­ща­ю­щей за­ро­дыш от вра­гов. Пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря у боль­шин­ства этих рыб нет. Толь­ко у пес­ча­ных акул есть «воз­душ­ный кар­ман» же­луд­ка.

У кост­ных рыб ске­лет в ос­нов­ном кост­ный. Жабры при­кры­ты крыш­ка­ми, дви­же­ния ко­то­рых ак­тив­но про­го­ня­ют воду через жабры. Пла­ва­тель­ный пу­зырь есть у боль­шин­ства видов кост­ных рыб. Встре­ча­ют­ся рыбы и без пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря, на­при­мер, кам­ба­ла. Опло­до­тво­ре­ние у боль­шин­ства внеш­нее, хотя встре­ча­ют­ся ино­гда виды, у ко­то­рых опло­до­тво­ре­ние внут­рен­нее. Икра раз­ви­ва­ет­ся от не­сколь­ких часов до не­сколь­ких ме­ся­цев (у ло­со­сей). Пло­до­ви­тость кост­ных рыб раз­лич­на. Не­ко­то­рые аф­ри­кан­ские рыбки от­кла­ды­ва­ют от 12до 14 ик­ри­нок, а про­цесс их вы­на­ши­ва­ния про­ис­хо­дит во рту. Луна-рыба вымёты­ва­ет до 300 млн. ик­ри­нок.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

Ответ на пер­вый во­прос:

1) Скаты ведут при­дон­ный образ жизни, и, когда они лежат на дне, их жа­бер­ные щели за­кры­ты и за­щи­ще­ны от песка, по­это­му они про­пус­ка­ют воду через брыз­галь­це – оста­ток жа­бер­ной щели, рас­по­ло­жен­ные на спин­ной сто­ро­не.

Ответ на вто­рой во­прос.

2) Кост­ные рыбы мечут икру, ко­то­рая в ос­нов­ном по­ги­ба­ет, съе­да­ет­ся хищ­ни­ка­ми, тонет, смы­ва­ет­ся на берег и т.п. У акул детёныши или яйца раз­ви­ва­ют­ся в теле ма­те­ри.

Ответ на тре­тий во­прос.

3) У акул нет жа­бер­ных кры­шек и пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря. Если они оста­но­вят­ся, то их жабры не будут омы­вать­ся водой, а при от­сут­ствии пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря они будут то­нуть, по­сколь­ку их плот­ность выше плот­но­сти воды















Задание 2.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­мно­же­ние рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Раз­мно­же­ние рыб

 

На­зва­ние

рыбы

Ко­ли­че­ство

ик­ри­нок,

тыс.

Сред­ний

диа­метр

ик­ри­нок, мм

Сред­нее время

на­ступ­ле­ния

по­ло­возре­ло­сти,

лет

Сред­ний

воз­раст рыб,

вы­лов­лен­ных

ры­ба­ка­ми

в раз­ных

водоёмах, лет

Щука обык­но­вен­ная

30

2,7

3–4

5

Нор­веж­ская сельдь

200

1,3

2–7

8

Трес­ка бал­тий­ская

1000

1

5–9

3

Сазан

1500

1

5–6

8

Ко­люш­ка трёхиг­лая

0,1–1

1,8

1

2

 

1) Какой вид рыб имеет наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок?

2) Пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го вида рыб ры­ба­ки вы­лав­ли­ва­ют в не­по­ло­возре­лом воз­расте?

3) По­че­му при вы­со­кой пло­до­ви­то­сти чис­лен­ность боль­шин­ства не­про­мыс­ло­вых видов остаётся от­но­си­тель­но по­сто­ян­ной?

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок у щук — 2, 7 мм.

2) Трес­ка бал­тий­ская (3 года, а по­ло­возре­лость на­сту­па­ет в 5−9 лет).

3) Дей­ству­ет есте­ствен­ный отбор: по­еда­ют хищ­ни­ки, гиб­нут от бо­лез­ней и слу­чай­ных фак­то­ров.


Задание 3.Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­сто­я­ние Пищёвая цен­ность раз­ных рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся боль­ше бел­ков, чем у осталь­ных рыб?

2) Каких рыб вы бы вклю­чи­ли в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

3) Какая рыба наи­бо­лее вред­на для ху­де­ю­ще­го че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) В сушёной вобле;

2) Карпа, ка­ра­ся, окуня, так как они на­и­ме­нее ка­ло­рий­ны;

3) Сушёная вобла, так как она наи­бо­лее ка­ло­рий­на.





Задание 4.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми жи­вот­ных и жи­вот­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

ЖИ­ВОТ­НОЕ

A) имеет один круг кро­во­об­ра­ще­ния

Б) про­дукт вы­де­ле­ния — мо­че­ви­на

В) ды­ха­ние кожно-лёгоч­ное

Г) имеет чешую

Д) имеет чётко вы­ра­жен­ные пояса ко­неч­но­стей и сво­бод­ные ко­неч­но­сти

Е) имеет бо­ко­вую линию

 

1) прес­но­вод­ный окунь

2) зелёная ля­гуш­ка

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

По­яс­не­ние.

1) прес­но­вод­ный окунь — класс Рыбы: имеет один круг кро­во­об­ра­ще­ния, про­дукт вы­де­ле­ния — ам­ми­ак (но как ис­клю­че­ние, может быть и мо­че­ви­на), ды­ха­ние жа­бер­ное, имеет плав­ни­ки, имеет бо­ко­вую линию

2) зелёная ля­гуш­ка — класс Зем­но­вод­ные: имеет два круга кро­во­об­ра­ще­ния, про­дукт вы­де­ле­ния — мо­че­ви­на, ды­ха­ние кожно-лёгоч­ное, имеет чётко вы­ра­жен­ные пояса ко­неч­но­стей и сво­бод­ные ко­неч­но­сти.





Задание 5. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для пред­ста­ви­те­лей клас­са Хря­ще­вые рыбы?

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) от­сут­ствие жа­бер­ных кры­шек

2) осе­вой ске­лет кост­ный или кост­но-хря­ще­вой

3) от­сут­ствие пла­ва­тель­но­го пу­зы­ря

4) толь­ко на­руж­ное опло­до­тво­ре­ние

5) оби­та­ют в реках, озёрах, пру­дах

6) оби­та­ют в морях и оке­а­нах ответ: 136



Задание 6.



Задание 7. К современным кистепёрым рыбам относят

1) Акулу 2) ската 3) латимерию 4) осетра

Пояснение. К современным кистепёрым рыбам относят латимерию.

Акула и скат — Хрящевые; Осетр — Костно-хрящевые

Задание 8. Выделительная система животного, изображённого на рисунке, представлена

1) зелёными железами

2) мальпигиевыми сосудами

3) печенью

4) парными почками Ответ 4.

5. Подведение итогов урока.

6. Рефлексия.

- я хочу себя похвалить за ..........

7. Домашнее задание. Страница 188 вопросы с 1-11 устно




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. Урок обобщения знаний.

Автор: Улитина Елена Васильевна

Дата: 14.08.2017

Номер свидетельства: 425398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства