kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока "Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя", 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя »

Цели урока: Образовательные: сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законе Г. Менделя; закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике; способствовать формированию умений учащихся находить причинно-следственные связи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологической картины мира.

Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные: Способствовать развитию интереса к генетике как науке; Воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Оборудование: Портрет Г. Менделя,  таблица  «Моногибридное скрещивание», компьютер, интерактивная доска, презентация «Первый и второй законы Менделя»

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

Чем представлен наследственный материал прокариот?

В чем заключается значение бактерий для человека?

Какое строение имеют вирусы?

Какие заболевания человека имеют вирусную природу?

Чем опасен ВИЧ?

3. Изучение нового материала.

Долгое время существовало представление, что при скрещивании наследуются признаки. При этом у потомства они могут смешиваться, разбавляться. Мендель доказал, что происходит наследование материальных частиц, ответственных за проявление тех или иных признаков.

Идея дискретной наследственности. Общее свойство организмов сохранять и передавать особенности строения и функций от предков потомству называют наследственностью. Наследственность реализуется в процессе наследования – передачи генетической информации от одного поколения организмов к другому. Важный шаг в познании закономерностей наследственности сделал выдающийся австрийский исследователь Грегор Мендель. Ведущей в учении Менделя была идея дискретной наследственности, согласно которой развитие признаков определяется отдельными материальными единицами. Мендель назвал их факторами наследственности (теперь их называют генами).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя", 10 класс»

Урок по теме: «Закономерности наследственности. Первый и второй законы Менделя »

Цели урока: Образовательные: сформировать представления о моногибридном скрещивании, первом и втором законе Г. Менделя; закрепить знания терминов и символики, применяемых в генетике; способствовать формированию умений учащихся находить причинно-следственные связи между генотипом и фенотипом, продолжить формирование биологической картины мира.

Развивающие: Развивать у учащихся умения выделять главное, сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные: Способствовать развитию интереса к генетике как науке; Воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Оборудование: Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание», компьютер, интерактивная доска, презентация «Первый и второй законы Менделя»

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний (опрос ДЗ)

Чем представлен наследственный материал прокариот?

В чем заключается значение бактерий для человека?

Какое строение имеют вирусы?

Какие заболевания человека имеют вирусную природу?

Чем опасен ВИЧ?

3. Изучение нового материала.

Долгое время существовало представление, что при скрещивании наследуются признаки. При этом у потомства они могут смешиваться, разбавляться. Мендель доказал, что происходит наследование материальных частиц, ответственных за проявление тех или иных признаков.

Идея дискретной наследственности. Общее свойство организмов сохранять и передавать особенности строения и функций от предков потомству называют наследственностью. Наследственность реализуется в процессе наследования – передачи генетической информации от одного поколения организмов к другому. Важный шаг в познании закономерностей наследственности сделал выдающийся австрийский исследователь Грегор Мендель. Ведущей в учении Менделя была идея дискретной наследственности, согласно которой развитие признаков определяется отдельными материальными единицами. Мендель назвал их факторами наследственности (теперь их называют генами).

Гибридологический метод. Руководствуясь идеей дискретной наследственности, Мендель разработал гибридологический метод исследования. Суть его заключается в гибридизации (скрещивании) организмов. Потомство от скрещивания двух особей, обладающих различными наследственными признаками, называют гибридами. В качестве основного объекта исследования Мендель выбрал сорта гороха посевного.

Сорта гороха характеризуются противоположным проявлением определенных признаков:

  • Высота стебля

  • Окраска и особенности поверхности семян.

Цветок гороха приспособлен к самоопылению, что важно для чистоты эксперимента. Растения гороха, отобранные для скрещиваний, воспроизводили одни и те же наследственные признаки, представляли собой так называемые чистые линии.

Первый закон Менделя. Опыты по скрещиванию Мендель начал с родительских форм гороха, отличающихся одним признаком. Такое скрещивание называют моногибридным. Он брал гомозиготный горох по генотипу. Ген желтого цвета — доминантный поэтому А, зеленого цвета рецессивный — а. Цвет это признак. Итак, в 1 поколении все горошины получились желтого цвета, потому что желтый цвет (доминантный) подавляет зеленый (рецессивный признак). Это закон единообразия гибридов 1 поколения. Он гласит: «При скрещивании двух особей с противоположными признаками в первом поколении все гибриды одинаковы и похожи на одного из родителей».

Второй закон Менделя. Семена гибридов первого поколения использовались Менделем для получения второго гибридного поколения. Снова посадив горошины, он таким же образом начал скрещивать между собой растения, которые из них вырастил. Дождавшись созревания семян, он подсчитывал соотношение зеленых и желтых горошин. Получалось: сколько бы горошин ни завязалось на растениях, всегда ¼ часть горошин были зелеными, а ¾ - желтыми.

Явление, при котором часть гибридов второго поколения несет доминантный признак, а часть — рецессивный, называют расщеплением. Причем наблюдающееся у гибридов расщепление не случайное, а подчиняется определенным количественным закономерностям. Таким образом, на основе скрещивания гибридов первого поколения и анализа второго был сформулирован второй закон Менделя: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в определенном числовом соотношении – 1:2:1 по генотипу и 3:1 по фенотипу.

Результат опытов позволил Менделю сделать сенсационный для его времени вывод: признак, исчезающий у гибридов первого поколения, на самом деле не теряется, а только на некоторое время подавляется и проявляется во втором гибридном поколении.

Теперь познакомимся с символикой, с помощью которой изображают скрещивание гибридов:

Р — родители ( от латинского «парента» — родители)

♀ — «зеркало Венеры» — женская особь,

♂ — «Щит и копье Марса» — мужская особь

Х — скрещивание.

F — от лат гибридное потомство, если подписан индекс 1,2, и т.д., цифры соответствуют порядковому номеру поколений (F1).

4. Закрепление изученного материала.

1. напишите соответствующие символы:

Доминантный ген - …. А,В Рецессивный ген - … а,в Гомозигота - … АА, аа

Гетерозигота - … Аа, Вв

2. Решение задач.

Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс, ДД.

Задача 1. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задача №2.

Устойчивость овса к головне доминирует над восприимчивостью к этой болезни. Какое потомство получится от скрещивания гомозиготных иммунных особей с растениями, пораженными головней?

5. Домашнее задание. § 18, с. 46 – 47, Выучить термины и законы, решить задачу в тетради.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Новичкова Ксения Альбертовна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291590


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства