kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План урока по теме «Плоские черви-паразиты»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Плоские черви-паразиты»

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока:

  1. выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
  2. развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
  3. познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме «Плоские черви-паразиты»"»

«Плоские черви-паразиты»

Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока:

  1. выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.

  2. развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.

  3. познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.

Ход урока

Фонетическая зарядка

Какой дежурный звук?

д

Дополнить словосочетания и предложение:

Лекарственные …, растительный …, живая…, одноклеточные …, многоклеточные ….

…. – особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.

ежурный звук Р

ра - растения

ир – мир

иро – природа

гри – грибы






Будете внимательно слушать и отвечать на вопросы.

- Какой будет урок?

- Назовите тела живой природы?

- Назовите свойства живых организмов.

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

I. Повторение пройденного материала.

Разминка (устно).

1) Назовите номера названий органов и их частей, соответствующих определенной системе организма плоских червей.

Системы органов:

Пищеварительная система: _______ 3, 5, 8 _______

Выделительная система: _______1, 4 _______

Нервная система: _______6, 9, 10 _______

Половая система: _______2, 7 _______

Части организма:

  1. Разветвленные канальцы.

  2. Семенники.

  3. Ротовое отверстие.

  4. Звездчатые клетки.

  5. Глотка.

  6. Нервные узлы.

  7. Яичники.

  8. Кишка.

  9. Нервные стволы.

  10. Мозговые ганглии.

2) Прочитайте приведенные ниже признаки, характерные:

А) Для кишечнополостных _______1, 3, 6, 7 _______

Б) Для плоских червей _______2, 4, 5, 1 _______

Признаки:

  1. Тело состоит из двух слоев клеток.

  2. Тело состоит из трех слоев клеток.

  3. Симметрия лучевая.

  4. Симметрия двусторонняя.

  5. Имеется кожно-мускульный мешок.

  6. Нет тканей и органов.

  7. Непереваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.

Б) Тест (письменно).

Выберите верные утверждения:

  1. Стенка тела плоских червей состоит из двух слоев клеток.

  2. Плоские черви обладают двусторонней симметрией.

  3. Среди плоских червей есть паразитические формы.

  4. Плоские черви имеют органы чувств.

  5. У плоских червей появляется кровеносная система.

  6. Плоские черви раздельнополые.

  7. В пищеварительной системе у плоских червей имеется заднепроходное отверстие.

  8. Планарии – хищники.

  9. Плоские черви дышат всей поверхностью тела.

  10. Полость тела плоских червей заполнена паренхимой.

Правильные суждения: 2, 3, 4, 8, 9, 10.

II. Изучение нового материала.

- Кто такие паразиты? (За экраном)

Паразиты – существа, питающиеся за счет других организмов.

Основная задача любого паразита – незаметно жить в организме человека. Паразитами являются болезнетворные микробы и вирусы, паразитические простейшие, паразитические черви, ракообразные, паразитические паукообразные и насекомые.

Паразиты питаются соками, тканями тела, или пищей в пищеварительном тракте человека.

1) Работа с текстом. Заполнение таблицы «Общая характеристика классов плоских червей»

Строение тела

Органы и системы органов

Класс Ресничные

Класс Сосальщики

Класс Ленточные черви

Среда обитания.

Свободноживущие.

Паразитируют в желчных протоках печени и желчном пузыре.

Паразитируют в кишечнике человека и животных.

Строение тела.

Тело плоское, листовидное, 50–70 см. Представляет собой кожно-мускульный мешок, промежутки между органами заполнены паренхимой. Выделяются передний и задний концы. На переднем имеются щупальцевидные выросты.

Тело плоское, листовидное, 3–5 см. Имеются присоски, крючья, шипы.

Тело лентовидное, от 1 мм до 10–30 м, членистое. Имеется головка с присосками, шейка, членики.

Нервная система.

Представлена нервными узлами, нервными стволами.

Отсутствует.

Отсутствует.

Органы чувств.

Кожные реснички, щупальцевидные выросты, светочувствительные глазки.

Отсутствует.

Отсутствует.

Пищеварительная система.

Ротовое отверстие – глотка-кишка. Остатки удаляются через ротовое отверстие.

Есть кишка.

Отсутствует.

Выделительная система.

Разветвленные канальцы.

Хорошо развита.

Хорошо развита.

Дыхательная система.

Дышат всей поверхностью тела.

Отсутствует.

Отсутствует.

Кровеносная система.

Отсутствует.

Отсутствует.

Отсутствует.

Половая система.

Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники.

Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники.

Гермафродиты. Половые железы: семенники и яичники.

2) Печеночный сосальщик – типичный представитель класса Сосальщики, особенности размножения и развития печеночного сосальщика.

(Рассказ ученика.)

Сосальщики – исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике, печени, желчном пузыре позвоночных, прикрепляясь двумя присосками – ротовой и брюшной. У них тело листовидной формы. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. В связи с паразитическим образом жизни, у сосальщиков отсутствуют нервная система и органы чувств. Также они не имеют дыхательную и кровеносную системы. У них хорошо развиты выделительная система, половая система. Они откладывают огромное количество яиц. У сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений.

3) Ленточные черви. Черты организации и жизнедеятельности на примере бычьего цепня.

(Рассказ ученика.)

Класс Ленточные черви.

Ленточные черви – паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей – отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников . У ленточных червей отсутствуют нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы органов, органы чувств. Размеры взрослых червей – от 3 мм до 25–30 м. Жизненный цикл бычьего цепня. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин – крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Один членик содержит до 175 тысяч яиц.

4) Приспособления к паразитизму.

(Устная работа.) Плоская форма тела для удобного расположения в теле хозяина.

  1. Наличие присосок, шипов, крючьев для укрепления.

  2. Развитие со сменой хозяев (промежуточный и основной).

  3. Отсутствие дыхательной системы.

  4. Отсутствие нервной системы и органов чувств.

  5. Хорошо развитая половая система, откладывают огромное количество яиц.

5) Вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики.

(устная работа).

Наиболее яркие признаки паразитических инфекций.

Запоры. Глисты благодаря своей форме и размерам могут механически закрывать некоторые протоки, просвет кишок.

Понос. Ряд паразитов, приводит к частым водянистым испражнениям.

Газы и вздутие. Ряд паразитов проживает в верхней тонкой кишке, где вызванное ими воспаление приводит к вздутию и газам.

Боли в суставах и мышцах. Известно, что паразиты способны перемещаться по организму человека с целью оседания в наиболее удобных для их жизни местах, например в суставной жидкости и мышцах.

Аллергия. 

Проблемная кожа. 

Анемия. 

Нервозность. 

Нарушение сна. 

Скрежетание зубами

III. Закрепление изученного материала.

Выберите верный ответ

1. Взрослый печеночный сосальщик паразитирует в организме:

А) малого прудовика;

Б) крупного и мелкого рогатого скота;

В) хищных рыб;

Г) волков и собак.

2. Промежуточными хозяевами называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) взрослые паразиты размножаются;

В) сохраняются яйца;

Г) развиваются личинки.

3. Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:

А) живут взрослые паразиты;

Б) развиваются личинки;

В) личинки питаются;

Г) живут только самки.

4. Промежуточный хозяин печеночного сосальщика:

А) крупный рогатый скот;

Б) малый прудовик;

В) волк или собака;

Г) овцы и козы.

5. Личинки бычьего цепня живут:

А) в пресных водоемах;

Б) в теле свиней и овец;

В) в кишечнике и мышцах крупного рогатого скота;

Г) в кишечнике собак и кошек.

6. Паразитические плоские черви откладывают яиц:

А) во много раз больше, чем свободноживущие;

Б) столько же, сколько свободноживущие;

В) намного меньше, чем свободноживущие.

Ответ: 1Б, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6А.

Из перечисленных признаков напишите, какие из них характерны для:

А) Молочно-белой планарии _______2, 4, _______

Б) Печеночного сосальщика _______1, 2, 3, 7 _______

В) Бычьего цепня _______1, 3, 5, 6 _______

  1. Ведут паразитический образ жизни.

  2. Листовидная форма тела.

  3. Имеют присоски, шипы, крючья.

  4. Свободноживущая форма.

  5. Тело лентовидное, поделено на членики.

  6. Паразитирует в кишечнике.

  7. Паразитирует в печени.

V. Подведение итогов урока. Оценки.

VI. Домашнее задание.

Учебник: с. 116–121, задания 67–71 в рабочей тетради.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План урока по теме «Плоские черви-паразиты»"

Автор: Мальцева Ирина Петровна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369533


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства