ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей
Цель урока:
Изучить состав и функции опорно-двигательной системы, строение костей.
Задачи:
Образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.
Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.
Воспитательные – воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.
Тип урока Комбинированный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей
Цель урока:
Изучить состав и функции опорно-двигательной системы, строение костей.
Задачи:
Образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций.
Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице.
Воспитательные –воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.
Тип урока Комбинированный
Формы работы учащихсячастично-поисковый, репродуктивный
- Ребята, что делают объекты, изображенные на слайде?(1)
То есть выполняют какие-то движения.
- Как вы думаете, благодаря чему человек может бегать, прыгать, ползать, танцевать, плавать? (опорно-двигательной системе). Совершенно верно.
Изучение новой темы (32 мин)
Б. Паскаль говорил, что суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть. А Плутарх говорил, что Движение — кладовая жизни. И это действительно так.
Итак, ребята запишите тему нашего урока «Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей». Сегодня на уроке мы разберем:
Функции опорно-двигательной системы
Химический состав костей
Макроскопическое строение костей
Микроскопическое строение костей
Типы костей
В состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы, а мышцы – активную часть (2).
- Ребята, что значит «пассивность»? (Отсутствие собственных действий).
Если бы у нас не было скелета, мышцам не к чему было бы прикрепляться, и мы выглядели бы как желе. Скелет поддерживает нас, придает нашему телу прочность, а мышцы помогают нам передвигаться. Без скелета, служащего опорой для мышц и мягких тканей нашего тела, мы не смогли бы иметь какую – либо форму и не смогли бы двигаться. Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определяют форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции.
Функции опорно-двигательной системы (2)
Механические функции. Биологические функции
Механические функции:
Опорная функция.
- Ребята, что такое опора? (Поддержка)
- Что поддерживает опорно-двигательная система? (Тело человека)
Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов.
Двигательная функция.
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
Защитная функция.
Кости скелета защищают органы от травм. Предохраняет от внешних воздействий внутренние органы, мозг, нервы, сосуды.
Биологические функции.
Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Костная система принимает участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
- Какая особенность строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции?
- Чем же объясняется прочность и легкость костей скелета?
Сейчас мы постараемся ответить на эти вопросы.
- Ребята как вы думаете, какое свойство позволяет кости быть опорой и защитой? (Ее прочность)
-Как вы понимаете значение прилагательного “прочный”? (Твердый, упругий, эластичный.)
Итак, для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной).
- А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани? (От ее состава.). А теперь мы поговорим с вами о химическом составе кости и ее строении. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.
- Вспомните,какие минеральные элементы входят в состав кости? (Кальций, фосфор, магний)Верно.
-Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани? (Белки, жиры, углеводы). Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические (3).
- К какому же выводу подводят нас результаты эксперимента? (Органические вещества сообщают кости упругость и эластичность, а неорганические (нерастворимые соли кальция и магния) придают кости твердость). Сочетание же твердости и эластичности сообщает кости прочность. Состав костной ткани человека меняется в течение всей жизни человека.
Итак, для прочности скелета большое значение имеет соотношение органических и неорганических веществ, образующих костную ткань. Так же для обеспечения прочности костей большое значение имеет строение костной ткани.
Макроскопическое строение кости.(4) Ребята сейчас мы с вами посмотрим строение кости. Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. Под ней располагается компактная костная ткань. Она состоит из очень маленьких плотно прижатых друг к другу цилиндров, которые называются остеонами. Каждый остеон состоит из концентрических пластинок коллагеновых волокон. Коллаген придает костям гибкость. Между пластинками находится костные клетки, которые называются остеоцитами. За счет них кости растут. В центре компактной костной ткани находится полость, заполненная желтым костным мозгом. Рассмотрим утолщение головки длинной трубчатой кости. Здесь мы видим губчатую костную ткань. Она имеет множество полостей внутри, что делает кость легкой. Количественное соотношение и распределение компактного и губчатого вещества зависит от места кости в скелете и от ее функции. Так компактное вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения.
Микроскопическое строение кости.
- Ребята, какие группы тканей вы знаете? (Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная)
- К какой группе относится костная ткань? (К соединительной)
- Каковы характерные особенности соединительной ткани (Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани). Костные пластинки – это межклеточное вещество кости.Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.
Ребята, сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу «Микроскопическое строение кости».
1. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань
2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.
3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.
4. Зарисуйте рисунок микроскопическое строение кости и подпишите. Ответьте на следующие вопросы:
Костные клетки выделяют межклеточное вещество в форме пластинок, которые располагаются вокруг каналов, образуя концентрические цилиндры. Как это сказывается на прочности кости?
Ребята, сейчас мы с вами посмотрим схему типы костей(5). А для закрепления заполним с вами таблицу.(6)
Закрепление материала (6 мин)
Модуль по теме скелет. Практика. Скелет человека. Строение костей (детализированное представление).(6)
Домашнее задание (2мин)
С.100-104, устно ответить на вопросы в конце параграфа
Приложение к плану-конспекту урока
Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
ФЦИОР
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС), (Информационный модуль Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение)