Место урока в программе: первый урок в главе 2 «Бактерии»
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Бактерии и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Строение, многообразие и значение бактерий»
Этап
Содержание
Методы
Учебно-познавательные задачи урока
Формы контроля
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организа-
ционный
Слайд 1. Начало урока
( 1мин)
Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку.
Осуществляют самопроверку готовности к уроку.
Самопроверка
Регулятивные:
Самоконтроль учебной деятельности
Ориентировочно-мотиваци-
онный
– стадия вызова
На уроках биологии мы будем знакомиться с различными группами организмов.
Эти организмы появились и распространились на Земле раньше других. Они встречаются в почве, в воздухе, в воде, обитают и в телах других организмов, найдены в гейзерах, солёных озёрах, таких, как Мёртвое море, в Антарктиде и в Арктике, могут жить даже в реакторах атомных станций. О них наш сегодняшний разговор.
Слайд 2.- Вспомните
У каких организмов тело не состоит из нескольких клеток?
На какие царства организмов делят живой мир?
(2 мин.)
Слайд 3
Кто озвучит тему урока?
Слайд 4
Что бы вы хотели узнать на уроке? На какие вопросы получить ответы?
Слайд 5 -Цели
Словесный
(беседа), наглядный
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока.
Определяют тему урока;
Участвуют в постановке познавательной цели урока.
Словесная оценка учителя
Регулятивные:
Целеполагание
Учебно-познавательная деятельность:
Постановка проблемы
Открытие нового через её решение
Первичное закрепление
Открытие нового
Постановка и решение проблемы
Бактерии существовали на нашей планете уже несколько миллиардов лет назад, но люди узнали о них сравнительно недавно.
(2 мин.)
Слайд 6.
Как вы думаете, какие организмы, из изображённых на слайде, нельзя отнести к бактериям? Почему?
( 2мин)
Слайд 7. На экране вы видите два организма. Являются ли они бактериями? Почему? Вы можете работать индивидуально или в парах.
Учебник § 11, с.44.
(2 мин)
Дедуктивный (применение знаний)
Проблемный,
наглядный
Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий.
Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Делают вывод о малом размере бактерий.
Делают вывод об одноклеточности бактерий.
Осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления.
Работают с текстом учебника, изучают строение клетки бактерии, отвечают на проблемный вопрос.
Словесная оценка учителя
Самопроверка по образцу
Самопроверка по образцу
Само- и взаимопроверка по образцу
Самопроверка по образцу
Взаимопроверка
Самопроверка
Самопроверка
Взаимопроверка
Взаимопроверка
Словесная оценка учителя
Познавательные
Формулирование проблемы, поиск путей решения;
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление
причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование;
Контроль;
Оценка и самооценка.
Коммуникативные:
Участие в совместной деятельности;
Изложение собственных мыслей, диалог, умение вести дискуссию.
Личностные:
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Итак, мы смогли отличить бактерию от другого организма.
Слайд 8- Запишите себе в тетрадочку определения.
(2 мин)
Выполните
задание на листочках которые у вас на парте.
( 3 мин)
Слайд 9
Поработаем со схемой бактериальной клетки .У Вас на листочке бактериальная клетка, подпишите из чего она состоит?
Кто хочет показать основные части клетки бактерии на рисунке?
Проверьте работу у своего соседа, проставьте отметку в конце урока вы мне их сдадите и я посмотрю и поставлю вам оценку. А теперь проверьте себя. Слайд 10
Слайд 11. У бактерий как и у других организмов есть определенные формы. Формы бактериальных клеток разнообразны.
Дедуктивный (применение знаний),
практический (заполнение схемы),
наглядный
Организует первичное закрепление материала.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют проверку и оценивание друг друга.
Слайд 12.Скажите пожалуйста какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Обсудите в группе и выскажите предположение.
( 1 мин)
Практический (заполнение схемы),
наглядный
Предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий.
Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
Высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе.
Знакомятся с ЦОР «Деление бактериальной клетки»
Выполняют задание в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку.
А как вы думаете , если бактерии у нас живые организмы, они питаются ? а как?
Слайд 14.
( 2 мин)
Наглядный,
дедуктивный (анализ)
Высказывают предположение о питании бактерий. Обсуждают его в группе.
Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами).
Ученые подсчитали, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней.
Почему этого не происходит?
Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Обсудите вопрос в группе, выскажите предположение.
Учебник стр. 44
( 3 мин)
Проблемный,
наглядный
Направляет деятельность учащихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку.
Знакомятся с ЦОР «Спорообразование у бактерий».
Выполняют задание в рабочей тетради.
Физ минутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
На 20 минн
Слайд 15
Можно ли на Земле обойтись без бактерий? Изучите дополнительную информацию о бактериях на стр. 45 в учебнике и найдите примеры:1 группа – положительного значения бактерий в природе;
после опроса
Слайд 16, Слайд 17
.2 группа – пользы бактерий для человека;
Слайд 18, слайд 19
3 группа – вреда бактерий для человека;
Слайд 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
4 группа – методов профилактики бактериальных инфекций
Слайд 27
(3 мин)
Сформулируйте вывод о значении бактерий в природе и в жизни человека.
Слайд 28, 29, 30
(3 мин)
Проблемный,
практический,
индуктивный,
наглядный
Организует работу групп для ответа на проблемный вопрос.
Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры.
Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе.
Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы, осуществляют оценку.
Делают вывод об огромной роли бактерий.
Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока
Сегодня мы познакомились с царством Бактерии. А теперь возьмем листочки ответим на несколько вопросов о бактериях.
(5 мин)
Слайд 31, 32, 33, 34
Проверим ответы. Кто правильно ответил на все 5 вопросов? Аплодисменты.
Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке? Посчитайте сколько вы заработали на уроке смайликов бактерий.
Оцените своё настроение поставьте смайлик в мишени
(5мин)
Словесный
(беседа)
Организует закрепление материала и рефлексию.
Работают с интерактивной системой голосования.
Осуществляют рефлексию.
Самопроверка
Регулятивные
Участие в подведении итогов урока;
Самооценка.
Домашнее задание: § 11, вопросы на с. 55 (у), задания р. т. № 42, стр. 52, 56 творческое для 6 человек с. 55-56(у). По желанию подготовить короткие сообщения о бактериальных болезнях людей.
Слайд 35
Д. З. параграф 11
По желанию: подготовить сообщения о бактериальнных болезнях людей и борьбы сними.
(2 мин)
Слайд 36
Приложение к плану-конспекту открытого урока биологии в 5 классе по теме «Бактерии»
Дополнительная информация для работы в группах
По результатам жизнедеятельности бактерий выделяют несколько групп.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы. Бактерии гниения – своеобразные санитары нашей планеты.
Следующая группа – почвенные бактерии. Они перерабатывают перегной до минеральных веществ, которые снова могут поглощаться растениями из почвы.
Есть бактерии, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Можно сказать, что эти бактерии производят натуральные азотные удобрения. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Есть бактерии, живущие в кишечнике человека (от 300 до 1000 видов). Учёные считают, что их общая масса может достигать 1 кг, а численность их клеток в 10 раз превышает численность клеток человеческого тела. Они играют важную роль в пищеварении, синтезируют витамины, необходимые человеку, вытесняют патогенные вредные бактерии. Можно сказать, что микрофлора человека является дополнительным «органом», участвующим в переваривании пищи и защите организма от инфекций.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения). Это они вынуждают нас хранить продукты в холодильнике. Чтобы продукты не портились, их солят, сушат, засахаривают, маринуют, консервируют, то есть создают для бактерий неблагоприятные условия.
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах, чем наносят непоправимый урон, например, когда под их действием страницы старинных рукописей рассыпаются.
Некоторые виды бактерий (патогенные) поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь. Например, у человека бактериальными являются такие заболевания, как ангина, туберкулёз, дизентерия, дифтерия, холера, тиф, чума и многие другие.
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии – это организмы:
только одноклеточные;
только многоклеточные;
и одноклеточные, и многоклеточные.
А2. В клетке бактерий есть:
оболочка, цитоплазма, ядро;
цитоплазма, ядро, нуклеиновая кислота;
оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота.
А3. Бактерии:
питаются готовыми питательными веществами;
сами способны создавать питательные вещества;
верно 1 и 2.
А4. Определите правильное высказывание.
Бактерии относятся к царству животных.
Бактерии относятся к царству грибов
1 и 2 не верно
А5. Определите правильное высказывание.
Все бактерии приносят вред другим живым организмам.
Все бактерии приносят пользу только человеку
Человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.