План урока по биологии для учащихся 8 классов на тему "Аппарат опоры и движения, его функции".
План урока по биологии для учащихся 8 классов на тему "Аппарат опоры и движения, его функции".
Данный урок предназначен для учащихся 8 классов. Цель данного урока: расширить знания о строении и функциях скелета,особенностях опорно- двигательного аппарата человека, связанного с его прямохождением и трудовой деятельностью. Основные задачи урока: дать знания учащимся о строении отделов скелета человека; научить выявлять особенности человека, развивая умение наблюдать, обобщать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока по биологии для учащихся 8 классов на тему "Аппарат опоры и движения, его функции".»
План урока по теме: « Аппарат опоры и движения, его функции».
Цель: расширить знания о строении и функциях скелета, выявить особенности скелета человека связанные с его прямохождением и трудовой деятельностью.Задачи: 1.познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; расширить знания о строении и функциях опорно-двигательного аппарата. 2. научиться выявлять особенности скелета человека, развивать умение делать выводы, обобщать изученный материал. 3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет человека”.
1. Система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализинформации, называется – (анализатор).
2. Орган зрения – это (глаз).
3. Орган зрения состоит из (глазного яблока и вспомогательного аппарата).
4. Пигмент, определяющий цвет глаз, находится в (радужке).
5. Рецепторы сумеречного цвета – это (палочки).
6. Цветное зрение обеспечивают – (колбочки).
7. Орган слуха подразделяют на (наружное, среднее и внутреннее ухо).
8. Комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи называют – (осязанием).
9. Восприятие запахов обеспечивает – (обоняние).
10. Вкусовые ощущения обеспечивает – (вкусовой анализатор).
2. Актуализация знаний.
Эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.
«Движение-это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы. Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208-210.
3 . Изучение нового материала.
Беседа о значении скелета. (Заполнение печатной тетради к учебнику Сонина Н.И. стр. 61, упр. 90, опираясь на учебник Сонина Н.И., Сапин М.Р. «Человек», стр. 101)
Опорно – двигательная система
Скелет Мышцы
Суставы,связки
1)Структурный состав опорно-двигательного аппарата. Движение тела в пространстве осуществляет опорно-двигательный аппарат, состоящий из костей скелета и прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. В состав опорно-двигательного аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему. 2. Функции: а) Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены подвижно с помощью суставов. В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км. в) Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них опираются внутренние органы, мозг, кожа.
1.Скелет головы – череп. ( Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И., Сапин М.Р., Дрофа 2011) - Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишите в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
- Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?
(защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).
- Рассмотри строение шейных позвонков. 1 шейный позвонок – атлант. 2 шейный позвонок – аксис. Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы. Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.
- Какие функции выполняет грудная клетка? (защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)
3. Скелет верхней конечности. (Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И., Сапин М.Р., Дрофа 2011) По учебнику назовите основные отделы и кости верхней конечности. - Скелет свободной конечности состоит из:
1.Плечо - плечевая кость
2.Предплечье – локтевая.лучевая кости
3.Кисть - запястья, пястье, фаланги пальцев
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами
- Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности?
( плечевой, локтевой).
4. Скелет нижней конечности. (Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И., Сапин М.Р., Дрофа 2011) По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
1.Бедро – бедренная кость
2.Голень – большая и малая берцовые кости
3.Стопа - предплюсна , плюсна, фаланги пальцев
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
- Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность? (тазобедренный, коленный, голеностопный)