kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока природоведения "Белка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок реализует учебно-познавательные, воспитательные и корекционно-развивающие задачи. деятельность учащихся организуется педагогом через реализацию коррекционно-развивающих, игровых, здоровьесберегающих технологий. Урок формирует экологическое мировоззрение, несет практическую направленность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока природоведения "Белка" »

План-конспект урока природоведения в 5 классе

Тема: Окно в природу (белка)

Дата: 20.11.2008г.

Триединая дидактическая цель

Дидактические задачи урока

Планируемый результат

Расширение представлений детей о приспособлении

животных к природным условиям с наступлением

зимы на примере белки.


  • Обобщить и систематизировать знания о белке путём наблюдения и решения логических задач.

  • Закрепить знания о взаимосвязях в природе путём наблюдений и решений логических задач.

  • Подвести к выводу об особенностях жизни

  • белки, подготовки её к зиме.

Обобщенное, систематизированное и закрепленное понимание о белке и экологических взаимосвязях на примере леса.

Развитие и коррекция операциональной стороны мышления.

  • Корректировать и развивать операции синтеза и анализа, обобщения и систематизации, поиска и установления причинно-следственных закономерностей путём решения учебных и игровых задач на уроке.

  • Стимулировать познавательную активность учащихся путём использования приёмов игровой деятельности и применения разнообразного наглядного и занимательного материала.

  • Корректировать зрительное восприятие.

Развитие у каждого ребенка на уроке операциональной стороны мышления.


Повышение уровня познавательной активности учащихся.


Формирование научного мировоззрения учащихся.

  • Формировать умение использовать разнообразные источники для получения учебной информации.

  • Формирование элементов научного мировоззрения путём установления взаимозависимостей мира природы

  • Прививать привычки ЗОЖ, выполняя элементы здоровьесбережения

Формирующееся научное мировоззрение учащихся 5 класса


Принятие правил ЗОЖ


Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями звуков леса, и программы детских песен, компьютер, медиапроектор, компьютерная презентация, таблицы «Белка», «Белка у гнезда»;

фонограмма «Звуки леса»; игрушка Лесовичок, муляжи грибов, шишки.

Ход урока

п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуальный и дифферен-цированный подход

1.

Организа-ционный момент.



Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок!

Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой на совместную работу.

-Сегодня мы совершим путешествие в лес, но оно будет не реальное, а виртуальное, т.е. нашими помощниками будут:

  • воображение

  • компьютер

  • и ранее полученные знания

Из лесу мы всегда с собой приносим грибы, ягоды, корешки. А для этого надо взять корзиночки или ведёрки. Каждый из вас на своём рабочем месте видит ведёрки. На протяжении всего урока за правильный ответ вы будете получать сосновую шишку, а в конце урока каждый получит свою оценку (много шишек -5, меньше -4, а мало-3).

В добрый путь друзья!

Давайте проверим с каким багажом знаний мы отправляемся в путь!

Дети стоя приветствуют учителя










2.

Всесторонняя проверка знаний

На прошлых уроках мы с вами говорили о суточных изменениях в природе.

-Какие части суток мы с вами знаем?



-Какие изменения происходят с горными породами днём и ночью?


- В каком направлении дуют дневные и ночные бризы?



-Какие изменения происходят в растительном мире в течение суток?


-Какие изменения происходят в животном мире в течение суток?


-Как ведёт себя человек днём и ночью?



-Что надо делать утром, чтобы человек был бодрым?



-Поднимите руки, кто знает и выполняет комплекс утренней гимнастики!


Теперь я вижу, что с вами можно отправляться в путешествие. Мы с вами отправляемся в лес!!!



-День, ночь, утро, вечер



-Днём горные породы нагреваются и расширяются, а ночью остывают и сжимаются.


-Дневной бриз- направление воздуха с воды на сушу, а ночной наоборот – с суши на воду.


Ночью многие растения закрывают свои листья и цветы, а днём раскрывают.


животные с ночным образом жизни днём спят, а ночью бодрствуют, животные с дневным образом наоборот.


Днём бодрствует, а ночью спит.



Необходимо делать зарядку.



Тушкова Юля



Бобряков Саша



Руденко Артём



Семёнова Вера



Кожевников Слава.



Валиева Альбина



Михайлова Олеся

3.

Подготовка к сознательному изучению нового материала


Какое время года сейчас? Какая дата?

И мы пойдём в осенний лес!!!


Ой ребята, стоило только мне сказать, что мы пойдём в осенний лес, как к нам пришёл гость.

Лесовичок, он услышал, что здесь настоящие знатоки природы и принёс корзинку с загадками. Он приглашает нас к себе в лес.

Учитель достаёт конверт с магнитофонной кассетой.

1 загадка.

Представим, что мы оказались в холодном осеннем лесу. Послушаем звуки леса.

Фонограмма «Звуки леса». Голоса кукушки, большой синицы, хор лягушек, крики гусиной стаи.


Когда можем мы в лесу услышать такие звуки?


А сейчас осень. Живая природа готовится к встрече зимы. Лес стоит тихий, сонный.

Давайте покажем, как тихо стало в лесу, как все замирает.


Но что это? Лесовичок готовит вторую загадку.

2 загадка.

Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это...

Запись в тетради: «Белка». Показ слайда.



Сейчас осень. Запись на доске даты, погоды.













Дети определяют несоответствие лесных звуков времени года.



Весной, летом.





Дети слушают тишину.






Белка


Запись темы урока.


Валиева Альбина









































4.

Изучение нового материала

Изучение особенностей белки.

  • Где живет этот зверек? Давайте попробуем описать этого зверька и найти особенности, которые позволяют ему жить в лесу, на деревьях.

  • Для того чтобы вам это было легче сделать, будем работать по плану.

План:

  1. Окраска шерсти.

  2. Форма тела и головы.

  3. Строение и величина глаз и ушей.

  4. Строение конечностей.

  5. Хвост

В соответствии с планом идет описание зверька, заслушиваются высказывания детей. Учитель обобщает, систематизирует ответы.

1. Окраска шерсти.

Белка имеет рыжую окраску. Рыжий цвет сливается со стволами деревьев, и белка становится незаметной. Маскирующая окраска.

Показать слайд, изображающий кору дерева где белка на дереве».

2. Форма тела и головы.

Тело продолговатое, мускулистое, маленькая заостренная головка.

3. Строение и величина глаз и ушей.

Глаза большие, хорошо видят. Уши хорошо развиты, крупные, с кисточками на концах.

4. Строение конечностей.

Лапки короткие, сильные, с большими когтями. Задние лапы длиннее передних. Они позволяют отталкиваться при прыжке.

Передние лапки с хорошо развитыми пальцами, что позволяет удерживать пищу. Коготки позволяют цепляться за ветки.

5.Хвост.

Длинный, пушистый, как бы расчесанный на две стороны. Уплощенный. При прыжках белка его вытягивает назад, и он помогает ей менять направление полета, т.е. действует как руль и парашют. Белка может совершать прыжки до 10 метров, а без хвоста — на 2-3 метра.

3 загадка.

Из корзинки учитель достает орехи, шишки, грибы сушеные.

  • Как вы думаете, что это за загадка? {Варианты ответов детей.)

  • Да, это основная пища белки.

  • Как же белка справляется с такой крепкой, твердой пищей? (У белки крепкие зубы.)

- Хорошо, когда много пищи, да ещё особенность
зверька такова, что может не бояться за свои зубы.
Но приближается зима, и мы слушаем следующую загадку из корзинки Лесовичка.

Физкульмитутка

4 загадка.

Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидел грибы на сосне. Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут... Надеты на ветки маслята, опята...

Кто же их на зиму сушит, ребята?

- Какую же ещё пищу может найти белка в осеннем
лесу и запасти её впрок, чтобы она не пропала?

{Орехи, сухие семена, почки деревьев, сухие грибы.

-Питанием белка запаслась. Готова ли она зимовать?
Заглянем в корзинку Лесовичка.


5 загадка.

(Учитель достает из корзины кусочек шкурки с шерстью, окрашенной в серый цвет)

- Вот загадка так загадка! Мы сделали вывод, что белка рыженькая и. это маскирующая окраска, а
Лесовичок принёс другую шубку - серую! Кто может объяснить это явление?

Вывод: серый окрас шерсти делает белку зимой менее заметной. Серый цвет - маскирующий зимой.

Когда снова произойдет линька, чтобы поменять
цвет шерсти?

Пальчиковая гимнастика.

Тук да тук, тук да тук

Раздаётся звонкий стук

Молоточки стучат,

Стоят домик для бельчат,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат

Строят дом для зайчиков

Строят дом для белочек,

Вот какой хороший дом!

Как мы славно заживём!

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать

-

Жилище белки, (На доске слайд: дупло и гайно.)

6 загадка.

- И последний вопрос-загадка Лесовичка: где же будет зимовать белка, как устроит своё жильё?

Проворная зверюшка

Живет в (какой?) избушке. (В дупле)

(К доске выходит ученик с заранее подготовленным сообщением.) Ученик:

- Белка занимает дупла в старых деревьях и в сильные морозы и метели, может не выходить из него 2-3 дня, укрывшись хвостом как одеялом.


- Но как быть, если белка не нашла подходящего

дупла?

Оказывается, для белки и это не беда. Она может

сама построить себе гнездо из прутьев на высоте 5-14 метров. Внутри выстилает его лишайником, мхом, сухой травой. И такое шарообразное гнездо называется гайно (см. таблицу)

В тетради схематично зарисовать:





ДУПЛО ГАЙНО

Коррекционная минутка

























(Дети внимательно разглядывают, определяют, какая пища твердая. Затем сверяются с планом на доске.)















Под музыку дети делают комплекс утренней гимнастики.




(Белка делает запасы, которыми питается всю зиму.)








Дети отвечают и рассматривают грибы, нанизанные на ветки.

Пробуют нанизать их на ветку
















{Рыжий цвет - маскирующий летом. Зимой кругом белый снег с голубоватым оттенком, ветви деревьев засыпаны снегом и серенькая белочка в серенькой шубке выглядит на дереве комочком снега.)





(Весной.)














































































Дети смотрят на слайд и определяют






























































































Михайлова Олеся

























Семёнова Вера






















































































Кожевников, Валиева, Михайлова ищут белку без хвоста. Остальные считают сколько пищи белки.

5.

Проверка понимания нового материала

Вот такой славный и удивительный зверек белка. Быстрая, ловкая, красивая.

Вопросы для самых внимательных:

  1. Что у белки на ушах?

  2. Как и в чем помогает белке хвост?

  3. Сколько раз в год белка меняет свой наряд?

  4. Где белка устраивает себе дом?

  5. Как белка готовится зимовать, что ей для этого необходимо?


Молодцы! Корзинка у Лесовичка совсем опустела. Видно, и нам пора заканчивать урок. Но давайте последний разок заглянем в корзинку, может, что-то там для нас припасено?

  • Чтобы не забыли урок, дети получают награду -силуэт белочки - и вклеивают его в тетрадь.




6

Итог

Д/З



Д/З прочитать о белке заметку из журнала «Вини-Пух» о белках, нарисовать белочку, а Семёнова В, бобряков Саша, Руденко Артём, тушкова Юля подготовят рассказ о белке по плану.


Сейчас мы вернёмся обратно из нашего виртуального путешествия в класс и давайте посмотрим, сколько шишек у Вас в корзинках.

В соответствии с этим выставляются оценки детям.

Рефлексия.

Учитель достаёт два ведёрка и предлагает детям высыпать свои шишки в красное ведро, если урок и их работа на нем понравилась, и в тёмное ведро, если урок был не интересный или их работа была недостаточной активной.

Выставление оценок в дневники




Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это...












Может быть, вы не поверите мне,

Но я увидел грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут...

Надеты на ветки маслята, опята...

Кто же их на зиму сушит, ребята?





Проворная зверюшка

Живет в (какой?) избушке.



















План для рассказа

  • Окраска шерсти.

  • Форма тела и головы.

  • Строение и величина глаз и ушей.

  • Строение конечностей.

  • Хвост







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
План-конспект урока природоведения "Белка"

Автор: Маленьких Ольга Павловна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства