3. Изучение новой темы Целеполагание
Вводный настрой на изучение нового материала
Объяснение нового материала
Физ. Минутка | Учитель: Ребята, легко предположить о ком пойдет речь на уроке. Давайте подумаем, какова тема нашего урока? На экране : Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полон сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою Что нам шепчешь на заре. Что в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой не утаи: Чтоб узнали точно мы – как в лесу растут….. „Грибы”. (слайд№4) , Теперь давайте сформулируем цель нашего урока (На экране написаны слова в помощь). Закончите предложение, вставив нужные слова. «Познакомиться с представителями-----------------грибов ». (царства) (слайд№5) • Задача «Чудо-юдо» В столе затерялся кусок хлеба, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли дверцу стола, то увидели пушистую "вату” –белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм) .(В воздухе всегда присутствуют споры плесени) • Задача: Собрали плоды малины и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней он забродил .Что могло вызвать брожение сока.(В благоприятных условиях споры дрожжей начали активно размножаться) Учитель: В настоящее время учёные насчитывают 100 тысяч видов грибов, среди них очень маленькие и крупные экземпляры (Слайд №7и 6.) Учитель: Внимательно прочитайте текст в учебнике и с помощью цветных карандашей зарисуйте строение шляпочного гриба. Когда ученики закончат рисовать ,показывается слайд №8
Учитель: Подумайте и скажите, какие признаки растений характерны для грибов?
Учитель: Подумайте и скажите. Какие признаки животных характерны для грибов?
Учитель: Давайте сделаем вывод. Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.
Учитель: Какие грибы растут в нашей окрестности? Какие грибы вы знаете? Где они встречаются? (Пояснение: Ответы на вопросы ученики дают в результате работы с учебником, с помощью информации, полученной на уроке).
Учитель: Какие виды шляпочных грибов вы знаете? (слайд№10 и9) Учитель :давайте рассмотрим съедобные и не съедобные грибы .Чем они отличаются.(Слайды11 и 12) Учитель читает загадки ,а дети отгадывают их и проводят классификацию :Какой гриб трубчатый или пластинчатый и съедобный и не съедобный. 1Стоит Лукашка-белая рубашка, а шляпа надета шоколадного цвета(белый гриб)(Слайд №13) 2Рыжие ушки с лисьей макушки в травке лежат для малых ребят(лисички)(Слайд№14) 3Бугровато,а не воз, ноздревато ,а не нос, сверху слизь, не червяк, жил в земле , а не хомяк.(масленок)(слайд№15) 4 Шапочка красная ,пуговки белые ,работа напрасная; осталось все целое-никто не берет.(мухомор)(Слайд16) 5Зацвели сережки-первый гриб в лукошке(сморчок)(слайд№17) Учитель: Грибникам хорошо известно, что подосиновики растут под осиной, подберёзовики в берёзовом лесу, а маслята под соснами и лиственницами. Как можно объяснить связь этих грибов и деревьев? (Пояснение: Знания о симбиозе получены ранее). Размножение грибов. Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?
Учитель: Способы размножения грибов: 1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов); 2) бесполое размножение – спорами; 3) половое размножение – слияние гамет. Самостоятельно запишите в тетрадь полученную информацию в виде схемы: «Виды размножения грибов».
Учитель: Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном месте?
Рост грибов. Задача. «Нечистая!!!». Учитель Шекспир писал: «Вы, низкорослый народ карликов, Что на лугу, при свете луны, Вычерчиваете эти волшебные круги» Как вы поняли, речь идет о «ведьминых кольцах». Что это и откуда они берутся.. Невежественные люди в страхе и трепете смотрели на грибные круги, приписывая их появление "нечистой силе”, называли их "ведьмины кольца”. Ведь в середине круга даже трава не растет как бы вытоптана.. Объясните эти факты с точки зрения биологии. Утверждали также, что грибные круги показывают места захоронения заколдованных кладов. Объясните эти факты с точки зрения биологии.(мозговой штурм). Учитель: Зная, что грибница разрастается кругами, опытные грибники умеют их правильно собирать: если вы нашли гриб, имеет смысл внимательно оглядеться вокруг, ведь грибы появляются по краю грибницы, часто занимающей по площади несколько квадратных метров. Встретив в природе "ведьмино кольцо”, вы, зная скорость разрастания грибницы, можете определить его приблизительный возраст. Грибы растут гораздо быстрее растений. Плодовые тела большинства грибов достигают своих средних размеров за 3-5 дней, и продолжают расти 10-15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1-1,5 см. Из наших грибов быстрее всех растёт весёлка обыкновенная: за час вырастает гриб со шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, за два часа достигающие полуметровой высоты. Поэтому не зря говорят: "Растут, как грибы после дождя!” (рассказ демонстрируется презентацией с фотографиями грибов) (Слайд19 и 18) Ветер дует нам в лицо(махи руками) Закачалось деревцо( вправо-влево наклоны туловища) Ветер тише,тише.тише (полуприседание) Деревцо все выше , выше(полуприседание) Значение грибов в природе. Учитель: Каково значение грибов в природе?(Слайд21и 20)
Значение грибов для человека. Учитель: Зачем человек изучает грибы?(Слайд 22 и 23) Вместе с учителем, с помощью учебника и знаний из практики формулируют полезные и вредные признаки грибов для человека: Польза грибов для человека: 1) многие шляпочные грибы – ценный продукт питания (40% белка, 10-15% углеводов, витамины А , В, С, РР, Д, соли калия, фосфора, железа), по питательности грибы превосходят мясо и яйца; 2) шляпочные грибы используются в медицине (средство от рака - гриб чага, споры дождевика останавливают кровь, при радикулите и ревматизме помогает настойка красного мухомора на скипидаре); 3) плесневые грибы служат источником антибиотиков; 4) дрожжевые грибы применяются в хлебопечении, в виноделии, при изготовлении сыров, кефира, творога; 5) грибы используют для получения ферментов, витаминов, лекарственных препаратов (плесневые, спорынья); 6) раньше из гриба навозника делали чернила. Отрицательное значение грибов для человека: 1) грибы – возбудители болезней человека (микозы, молочница и др.); 2) грибы – возбудители заболеваний сельскохозяйственных животных(стригущий лишай) 3) грибы – паразиты культурных растений (трутовики, головня, спорынья, парша, фитофтора, мучнистая роса и др.); 4) грибы, разрушающие деревянные постройки человека; 5) грибами можно отравиться.
Ученики вместе с учителем формулируют правила сбора грибов: 1) Надо собирать только те грибы ,которые вы знаете 2) Грибы можно собирать только вдали от автомобильных дорог. Иначе грибы накапливают в себе вредные вещества. 3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы. 4Вернувшись с грибами домой, надо сразу их перебрать и выбросить старые, так как в них образуются вещества , близкие к трупному яду. 5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) "поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный "мусор”. |
Дети отвечают: «грибы»
Высказывают предположения, вставляют пропущенные слова в предложение, формулируют цель урока.(Царства) Решают творческие задачи, высказывают предположения, вместе с учителем определяют правильные ответы. (В воздухе всегда присутствуют споры плесени) .(В благоприятных условиях споры дрожжей начинают активно размножаться)
Самостоятельная работа с учебником, зарисовка строения шляпочного гриба с помощью цветных карандашей Шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела. Плодовое тело и грибница состоят из гиф - ветвящихся нитей. Делают рисунок в тетради
Отвечают на вопрос учителя: Для грибов характерны следующие признаки растений: • Неподвижность • Неограниченный рост • Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Для грибов характерны следующие признаки животных: • Отсутствие хлоропластов. • Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Формулируют вывод: грибы сочетают признаки растений и животных. Ответы: шляпочные, дрожжи, плесневые. Грибы широко распространены и приспособились к различным условиям обитания (почвенные, на навозе, на роговом веществе, паразиты и др.).
Ответ: трубчатые и пластинчатые. Ребята находят отличия в строении трубчатых и пластинчатых грибов. Записывают примеры съедобных и не съедобных грибов в тетрадь.
(белый гриб , лисички , масленок , мухомор, сморчок )
Ученики: Между определёнными видами деревьев и грибов существует связь – симбиоз (полезное сожительство). Ученики: грибы размножаются спорами
Виды размножения записывают в тетрадь в виде схемы.
Ответ: Грибники собирают плодовые тела, а мицелий и споры остаются в земле, и через какое-то время снова в этом месте вырастут грибы.
Возможный ответ. От споры грибница чаще всего разрастается по радиусам, потому что ее нити в почве равномерно расходятся во все стороны. Через определенное время на радиальных нитях появляются плодовые тела. Грибница, разрастаясь, истощает почву, и на ней не может расти трава.
Дети выполняют физ.минутку.
Ответы: 1) принимают активное участие в круговороте веществ, разлагая остатки животных и растений; 2) повышают плодородие почвы; 3) многие грибы вместе с корнями деревьев образуют микоризу; 4) грибы – это корм для многих животных; 5) симбиоз грибов с другими организмами (бразильские муравьи и термиты имеют подземные "грибные сады”, они пережёвывают листья и "засевают” их грибницей определённого вида грибов, разрастаясь, гриб служит прекрасной пищей муравьям).
Ответы: Бывают полезные и вредные для человека грибы.
Формулируют правила сбора грибов, опираясь на полученные знания и прошлый опыт из жизни. 1) Надо собирать только те грибы ,которые мы знаем 2) Грибы можно собирать только вдали от автомобильных дорог. Иначе грибы накапливают в себе вредные вещества. 3) Грибы срезают ножом, чтобы не повредить нити грибницы. 4Вернувшись с грибами домой, надо сразу их перебрать и выбросить старые, так как в них образуются вещества , близкие к трупному яду. 5) Настоящий грибник никогда не пнёт даже совершенно бесполезную (с его точки зрения) "поганку”, ведь она может пригодиться в качестве лекарства для лося, кроме того, именно эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный "мусор”. | Познавательные: знаково-символические действия: представить информацию в виде схемы. Регулятивные: целеполагание. Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: мотивация и интерес к уроку. Познавательные: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, установление причинно-следственных связей.
Познавательные: общеучебные: самостоятельный поиск информации, смысловое чтение, Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: формулировка выводов. Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, классификация, установление причинно-следственных связей. Общеучебные: знаково-символические действия: представить в виде рисунка. Познавательные: общеучебные: самостоятельный поиск информации, умение структурировать знания в устной форме. Логические: анализ и синтез информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: постановка эксперимента, умение структурировать знания в письменной форме. Логические: анализ и синтез. Познавательные: логические: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение работать с информацией, структурировать знания в устной и письменной форме; моделирование (представить в виде схемы). Познавательные: общеучебные: умение работать с информацией, структурировать знания в устной форме; Логические: анализ и синтез. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: творческое решение задач. Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: ориентация на сохранение здоровья. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания в устной форме, Логические: анализ и синтез, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Личностные: ориентация на практику, на сохранение здоровья. Познавательные: общеучебные: самостоятельное формулирование правил. Личностные: ориентация на практику, бережное отношение к природе, сохранение здоровья. Логические: анализ и синтез. Коммуникативные: владение устной речью. |
5. Домашнее задание | 1. Учебник стр. 194-198 (Слайд-28) 2. Творческое задание: Ученики делятся на две творческие группы. 1 группа детей работают над проблемными задачами: 1. Зачем человек пытается одомашнить хищные грибы? Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза! 2. "Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали…Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его”, - так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом "злыми корчами”, "антоновым огнём”. Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошёл, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце 19 века). Что вызвало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии. Ответ: Отравление грибом спорыньёй. 3. Почему опасно длительное использование антибиотиков? Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно.
2 группа учеников выполняет творческую работу «Грибы, растущие в нашей местности»: План работы 1. Пользуясь научно-популярной литературой, интернет - ресурсами, оформите электронную таблицу «двойники грибов» 2. Проведите наблюдения в природе и составьте электронный сборник грибов, растущие в окрестностях нашего села 3. Нарисуйте Карту грибных зон нашего села (в результате опроса населения, собственных наблюдений во время экскурсий в лес) 4. выясните какие (не-)съедобные грибы растут в наших лесах. 5. Оформите исследование в виде презентации, а Карту грибных зон - в виде плаката. | Читают параграф учебника, анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочная литература, знания из собственного жизненного опыта. 1 Ответ: Нематоды – основная пища этих грибов – объедают корни культурных растений, сильно вредя им. Особенный урон они наносят в тепличном хозяйстве. Вот здесь и необходимы ловчие сети хищных грибов – их стали вносить в парниковую почву. И грибам пища, и человеку польза!
2Ответ: Отравление грибом спорыньёй. 3Ответ: Длительное использование антибиотиков, наряду с уничтожением болезнетворных бактерий, приводит к уничтожению полезной микрофлоры человека, а это очень опасно. Выполняют творческую работу. | Познавательные: общеучебные: самостоятельная работа с учебником, смысловое чтение, умение структурировать знания в письменной форме, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Логические: анализ и синтез информации, установление причинно-следственных связей. Личностные: ориентация на творчество, умение сотрудничать. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах) Личностные: ориентация на творчество, умение сотрудничать. Познавательные: общеучебные: умение работать с литературой, умение структурировать знания в письменной форме, моделирование (представление в виде рисунка, карты, презентации). Логические: анализ и синтез. |