"Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях" Никулина Ольга Сергеевна, учитель биологии МАОУ Московской СОШ Обобщить все знания, полученные в изучении темы “Кровь и кровообращение”. Выделить особое место повторению терминов по данной теме, закрепить умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказанием первой медицинской помощи при различных видах кровотечения, значению сердца нашего организма, данных кардиологии, влиянию вредных веществ на сердечно-сосудистую систему. Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний; Развивающая: научить учащихся распознавать виды кровотечений и оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы), оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради; Воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни; чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих. бинты, жгуты, палочки для закрутки. Презентация урока по теме «Кровь и кровообращение», ПК, проектор, видеокассета с видеофильмом « Первая помощь при кровотечении». урок сообщения новых знаний на основе закрепления изучаемого материала, повторение и систематизация знаний, навыков учащихся. Ход урока Рефлексия настроения Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья. Знаете ли вы о том, что первое место среди заболеваний, ведущих к тяжелейшим последствиям, занимают болезни сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца! Именно поэтому в нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», целью которого является сохранение здоровья населения. Наша школа также активно включилась в реализацию данного проекта. Диспансеризацию в нашем районе прошли более 80% человек, и, оказалось из них более 50 %, имеют заболевания сердечно-сосудистой системы. Эта проблема не может не волновать современное общество. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях» Для себя я ставлю цели: - во-первых, систематизировать и расширить ваши знания о системе кровообращения; - во-вторых, познакомить вас с правилами гигиены сердечно-сосудистой системы и приемами оказания первой медицинской помощи при кровотечениях; - в-третьих, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
Для вас я ставлю следующие задачи: - вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно-сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье; - выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.
На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Транспорт веществ. Кровь, лимфо- и кровообращение». Давайте систематизируем и проверим свои знания. Форма работы – разноуровневые контрольно-измерительные материалы, предназначенные для сдачи экзаменов в 9 классе в новой форме. тот, кто уверен в своих глубоких и разносторонних знаниях, возьмите задание на белых бланках; тот, кто знает материал только хорошо – возьмите оранжевые бланки; для тех, кто не уверен в своих знаниях – синие бланки. Прочитайте инструкцию по выполнению заданий и приступайте к выполнению, если все понятно. Кто затрудняется, поднимите руку, и я окажу помощь. 5 мин Поменяйтесь, пожалуйста, выполненными работами. Прочитайте инструкцию по проверке работы, проверьте. Слайд 4. Ключ. Ключи: На «5»: белые листочки Задания А1- А3, В4-В5. Номер вопроса | Верный ответ | I в | II в | А1 | 3 | 1 | А2 | 2 | 2 | А3 | 2 | 2 | В4 | 1, 3, 4 | 2,4, 5 | В5 | А-1, Б-2, В-2, Г-1 | А-1, Б-2, В-1, Г-2 | На «4»:оранжевые листочки Задания А1-А4, В-5 Номер вопроса | Верный ответ | | I в | II в | А1 | 2 | 2 | А2 | 1 | 1 | А3 | 2 | 2 | А4 | 2 | 2 | В5 | 2, 4, 6 | 1,4,6 | На «3»: синие листочки Задания А1-А5 Номер вопроса | Верный ответ | I в | II в | А1 | 1 | 3 | А2 | 3 | 2 | А3 | 4 | 3 | А4 | 4 | 2 | А5 | 1 | 1 | Слайд 5. Критерии оценивания: - 1 балл за правильный ответ (1-2 мин) Критерии оценки: Тест на «5»: Кол-во ошибок | Оценка | 1-2 | 5 | 3-4 | 4 | 5-6 | 3 | 7-10 | 2 | Тест на «4»: Кол-во ошибок | Оценка | 1 | 4 | 2-4 | 3 | 5-7 | 2 | Тест на «3»: Кол-во ошибок | Оценка | 1-3 | 3 | 4-5 | 2 | Учитель: Давайте посмотрим наши результаты, поднимите руки, кто получил пять – молодцы, кто получил оценку четыре – замечательно, кто получил оценки ниже, попробуйте их исправить на следующем уроке.
А) Гигиена сердечно-сосудистой системы (10 мин) Какие заболевания органов кровообращения вам известны? Предполагаемые ответы учеников: гипертония, тромбофлебит, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда и др. Вот видите, сколько заболеваний переносит наша сердечно-сосудистая система. А знаете ли вы, что ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей. Сердце. Тебя я помучил немало Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, моё сердце, меня Как плетью, ах, будь я неладен, Твоё подгонял колотьё. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце моё. За то, что железным ты мнилось И мог я подставить под копьё Тебя я, безумно на милость, Прости меня сердце, сердце моё. Кружит, как над полем сраженье, Порой над тобой вороньё. За подвиги долготерпенья Прости меня, Сердце моё! Так писал Расул Гамзатов в своем стихотворении “Прости меня сердце моё” Вопрос учителя: За что, по вашему мнению, просит прощение поэт у своего сердца? Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения? Предполагаемые ответы учащихся: курение, употребление алкоголя, нервные перегрузки, малоподвижный образ жизни, экологические факторы. (Заполнение кластера) Учитель предлагает учащимся перенести кластеры в тетрадь.
Причины, приводящие к заболеваниям сердечно-сосудистой системы 1. Вредные привычки 2. Гиподинамия 3. Экологические факторы
1. Влияние вредных привычек. Учитель: Какое же влияние на сердце и сосуды оказывает алкоголь? Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс учащается, а сила и скорость сокращения сердца уменьшается, нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.
Учитель: Курение или здоровье – выбирайте сами, но знайте, что в табачном дыму определено 300 различных вредных веществ. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления. Сердце работает напряжённее. Статистика свидетельствует, что у курящих людей, вероятность возникновения инфаркта миокарда втрое выше, чем у некурящих. В рамках этого урока мы не сможем с вами назвать все последствия к которым приводит употребление алкоголя и никотина. Доклад ( ) о гигиене сердечно-сосудистой системы. 2. Гиподинамия. Учитель: что такое гиподинамия? (человек за компьютером). Ответ: ограничение физической подвижности. Учащиеся записывают определение термина в тетрадь. Учитель: гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество, жировой ткани, снижает выносливость. Вопрос: Как нам избежать таких последствий малоподвижного образа жизни? Ответ учащихся: физическая нагрузка. Доклад(____________________________________________) 3. Экологические факторы. Учитель: Очень важной причиной, влияющей на сердечно-сосудистую систему, является состояние окружающей среды. Прочитайте текст «на листах» и выделите экологические факторы, которые повышают риск возникновения заболеваний сердца и сосудов. Названия экологических факторов занесите в схему. Составить перечень негативных факторов, влияющих на сердечно-сосудистую систему 1.Загрязнённый атмосферный воздух промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей, содержащий угарный газ, отрицательно влияет на процесс газообмена в лёгких и тканях человека, т.к. гемоглобин образует прочную связь с угарным газом. 2. В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга – опустошаются, изменяются их строение. Они как бы лишаются каркаса, расплавляются, ядра сморщиваются, уменьшаются, клетки погибают, на их месте образуются мертвые пустоты. А красный костный мозг – своеобразная фабрика клеток крови - эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов разрушается. Учитель: Какие экологические факторы вы выделили? Ответ учащихся: загрязнённый атмосферный воздух, радиационное облучение. Сделаем для себя выводы: Учитель: Для предупреждения развития сердечно-сосудистых заболеваний необходимо…? Ответы учащихся: 1. Отказаться от вредных привычек. 2. Необходимо заниматься физическим трудом, физической культурой, причём обязательным условием является систематичность. Правильное чередование нагрузки и отдыха. 3. Жителям промышленных центров чаще бывать в парках, на природе в лесу, у моря.
- Здоровье – это не личное дело каждого. - Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу.
Б) Лабораторная работа (10 мин.) Учитель: я думаю, вы все знаете то, что каждый из нас рождается с чувством откликаться на чужую боль. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём лабораторную работу «Виды кровотечения, оказание первой медицинской помощи» Учитель: при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Для того чтобы помочь пострадавшему, надо уметь, знать, тренироваться. Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний. Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, утекает жизнь. При потере одной третьей объёма крови человек может получить смертельные осложнения. Тема работы: «Виды кровотечения, оказание первой медицинской помощи» Цель работы: научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений. Оборудование: схемы «Виды кровотечении», «Оказание первой помощи при кровотечении», бинты, палочки для закрутки, ножницы, платки, ткань, жгут, галстук. Учитель: кровотечения делят на внутренние и внешние. Внешние делится на капиллярное, венозное, артериальное.
Учитель: ознакомьтесь с инструкцией проведения лабораторной работы. Работайте индивидуально или в паре. Ход работы: 1. Опишите, как наложить марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении. 2. Опишите, как сделать скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении. 3. Опишите, как наложить давящую повязку при венозном кровотечении. 4. Заполните таблицу: Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи | | | | | | | | | | 5. Запишите вывод работы. В ходе лабораторной работы мы научились: - оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений: ____________, ______________, _______________.
Учитель: спасибо за вашу активную работу, мне очень приятно с вами общаться на уроке. Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку: - если вам было интересно и всё понятно, поставьте !!; - если интересно, но не всё понятно, поставьте !?; - а, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00 пов.§15 – 20 Творческое задание – оформите в буклете страничку рекламы здорового образа жизни или электронную презентацию – рекламу здорового образа жизни, или сообщение по этой теме. |