. Все живые организмы представляют собой системы. Все процессы можно представить в виде системы. Сейчас с помощью инструментария ТРИЗ - функционально-системного анализа (ФСА) мы дадим понятие системе «Дыхание». Каждая система имеет надсистему и подсистемы – отдельные элементы, составляющие систему. Система выполняет основную функцию и имеет качества, отличающие данную систему от других подобных систем.
Составим ФСА системы «Дыхание»:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская: ФСА на уроках биологии»
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
I-III СТУПЕНЕЙ № 80
РАЗРАБОТКА
УРОКА-МАСТЕРСКОЙ
ПО БИОЛОГИИ
в 9 классе
по теме:
«Дыхание. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Голосовой аппарат.»
Автор: Лазаренко Н.А.,
учитель биологии,
ДОШ № 80
г.Донецк,
2013 г.
УРОК-МАСТЕРСКАЯ № 1
ТЕМА: Дыхание. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Голосовой аппарат.
Мастерская построения знаний и деятельности
Ожидаемые результаты:
После урока учащиеся смогут:
иметь общее представление о дыхании как совокупности процессов;
иметь знания о строении и функциях дыхательной системы, образовании голоса;
характеризовать значение процессов дыхания для жизнедеятельности организмов;
распознавать органы дыхания на рисунках;
развивать умения анализировать;
формировать навыки самоконтроля качества виполнения работы;
развивать умение рабо тать в группах.
Оборудование: презентация, карточки для работы в группах, воздушные шары.
Структура урока - мастерской
І. Индуктор
Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
Учитель. Предлагаю начать с небольшой игры. У вас на столе лежат шарики. Давайте их надуем (3 сек.). Завяжите его и поднимите вверх.
Какие чувства вы испытывали при надувании шаров?
Какие действия вы выполняли?
Из ответов учащихся: взять шарик, поднести к губам, сделать глубокий вдох, выдохнуть воздух из легких в шарик.
Какие главные процессы выполнялись? (вход, выдох) Подчеркнем слова, характеризующие эти процессы.
ІІ. Определение темы, целей урока-мастерской
Учитель. Сегодня пройдет необычный урок, урок-мастерская. Исходя из ключевых слов, определите тему мастерской. (вывешивается тема урока).
Как вы думаете – чему вы научитесь на уроке – что нового узнаете о дыхании? (см. тему урока).
ІІІ. Работа с информационным материалом
1. Все живые организмы представляют собой системы. Все процессы можно представить в виде системы. Сейчас с помощью инструментария ТРИЗ - функционально-системного анализа (ФСА) мы дадим понятие системе «Дыхание». Каждая система имеет надсистему и подсистемы – отдельные элементы, составляющие систему. Система выполняет основную функцию и имеет качества, отличающие данную систему от других подобных систем.
Составим ФСА системы «Дыхание»:
2. Исходя из составленного ФСА, попытаемся дать определение понятия «Дыхание».
Используется инструментарий ТРИЗ - «Создай определение» по алгоритму:
Запишите ассоциации, которые вызывает у вас данный объект
Обратитесь за помощью к учителю (учитель должен указать действие данного объекта)
Создайте свое определение объекта
Подсказка учителя – Дыхание – это «совокупность процессов…»
Из ответов учащихся: дыхание – это процессы, , жизненно важные для организма; дыхание это процессы вдоха и выдоха.чителяов учащихся:ление ителю (учитель должен указать данную систему от других подобных систем. в шарик.0000000000000000000000
Сравним это понятие с понятием в учебнике на с.83 §29.
В чем вы видите отличие?
ІV. Рефлексия
Давайте подведем первые итоги. Дыхание – это ….
V. Подача новой информации
Учитель. Обеспечивает процессы дыхания в организме человека дыхательная система. Подробнее познакомимся со строением и функциями органов дыхания с помощью интерактивного упражнения «Дерево решений».
Основу или ствол этого дерева составляет дыхательная система, его ветвями являются дыхательные (воздухоносные) пути и легкие. На ветвях расположены листья. Как вы думаете, какие листья могут быть у этого дерева? (учащиеся перечисляют то, что знают)
носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи
легкие
VІ. Создание творческого продукта
Учитель. Для более детального изучения строения и функций органов дыхания я предлагаю вам объединиться в группы по цвету шариков, которые вы надували в начале урока (синие, белые, желтые).
В группе прошу выбрать спикера.
Получите карточки с заданиями.
На выполнение работы у вас есть 15 мин, желаю удачи.
Вы хорошо справились со всеми заданиями. А сейчас я предлагаю вспомнить всю вашу деятельность на уроке и поделиться со всеми вашими чувствами, эмоциями и настроением на уроке – мастерской (учащиеся выходят, говорят, крепят шарит на доску).
Х. Домашнее задание
Учитель:
Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали, и именно единение душ, целей, вашего творчества позволило создать одно большое воздушное облако.
Уроки бывают разные: веселые и грустные скучные и интересные. У нас получился урок таким, каким мы его создали.