Я думаю, что теперь вы можете самостоятельно сформулировать тему урока. Тема: Значение опорно-двигательной системы. Строение костей Молодцы! Движемся дальше. Записываем. 1.Давайте определимся с целью и задачами нашего урока. Итак, первое, о чём вы хотели бы найти информацию, это … (О значении (функциях) опорно-двигательной системы). То есть, нам нужно раскрыть функции опорно-двигательной системы. Это все задачи? (Нет). Определяем следующую задачу. (Изучить строение костей). А что значит изучить строение костей? Давайте, конкретизируем задачу. Что вы хотели бы знать о костях? Химический состав костей человека вы знаете? (Нет). С макроскопическим строением кости вы знакомы? (Нет). А с микроскопическим? (Нет). А вам интересно об этом узнать? Значит, вторая задача – изучить строение костей, а именно - химический состав костей, макро- и микроскопическое строение. Все ли кости одинаковы?(нет)третья задача познакомиться с классификацией костей Тема определена, задачи ясны. Можно приступить к исследованию ? (Да). Тогда мы начинаем работу! 1.Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним, скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать?(Опорно-двигательная система) 2.Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат?( Скелет и мышцы) Опорно-двигательная система человека состоит из двух отделов: пассивной части Ребята, что значит «пассивность»? (Отсутствие собственных действий) и активной части (слайд). Основу пассивной части составляет скелет, а активная часть представлена мышцами . Каковы функции опорно-двигательной системы. Трудно себе представить, как выглядел бы человек без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы медузу, вытащенную на берег. Он не смог бы активно передвигаться, а любая даже незначительная травма повреждала бы внутренние органы. Опорно-двигательную систему нередко называют костно-мышечной. И это неспроста. Скелет и мышцы функционируют всегда вместе, ведь мышцы прикреплены к костям. Кости скелета и мышцы вместе образуют как бы каркас, внутри которого располагаются внутренние органы. Я предлагаю вам, объединиться в группы и выяснить, используя текст учебника на стр. 46 – 47, основные функции опорно-двигательной системы. По ходу исследования заполните таблицу, которая предложена на карточке с буквой А. Работа в группах Таблица Функции опорно-двигательной системы | В чем проявляются данные функции | 1.Опорная | Не дает смещаться внутренним органам | 2. Защитная | Головной мозг защищен костями черепа, спинной–позвоночником. Грудная клетка защищает сердце, легкие, дых. пути, крупные сосуды. Позвоночник, мышцы брюшного пресса, тазовые кости защищают органы пищеварения, мочевыделения, половые органы. | 3. Двигательная | Большинство костей скелета соединено подвижно друг с другом с помощью суставов. Именно мышцы, сокращаясь, приводят в движение костные рычаги. | 4. Обменная | Принимает участие в обмене веществ (обмен фосфора и кальция). | Давайте, посмотрим, какие функции вы определили. Всё верно. Вы молодцы, исследование провели с пользой. Я немного хочу дать вам пояснение по обменной функции опорно-двигательной системы. Кости и мышцы принимают участие в обмене некоторых элементов, в частности фосфора и кальция. Тело человека содержит в среднем около 1,5 кг фосфора. Из этого количества 1, 4 кг приходится на кости, 130 г – на мышцы и 12 г - на нервы и мозг. Почти все важнейшие физиологические процессы в организме связаны с превращениями фосфорорганических веществ. Что касается кальция, то его называют «самым живым металлом». И недаром. Ионы кальция присутствуют во всех тканях организма, но больше всего их в костях. Так скелет человека на 80% состоит из фосфата кальция и на 13% - из карбоната кальция. Недостаток кальция в организме приводит к рахиту, то есть к недоразвитию костно-мышечной системы. Сделайте записи в тетради в виде схемы: Функции опорно-двигательной системы Опорная Обменная Защитная Двигательная Ну что же с первой задачей мы справились. Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу: Форма костей (Б)Форма костей | Длинные трубчатые | Короткие трубчатые | Плоские | Смешанные | Примеры | Плечевая, бедренная | Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев | Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина | Позвонки, кости основания черепа | Переходим к изучению строения костей. Строение трубчатой кости Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? ( диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца) Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части. Для начала выясним химический состав кости. Работа в парах Инструктивная карточка№1 Рассмотрите лежащие перед вами кости. Потрогайте их, попробуйте сломать каждую из них Используя материал учебника на стр. 47, выясните, почему одна из костей почернела Используя материал учебника на стр. 47, выясните, почему одна из костей стала очень гибкой Используя материал учебника на стр. 47, раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения Органические вещества придают кости______________________________ Неорганические вещества придают кости_______________________________ Сочетание этих веществ обеспечивает________________________ 6. В каком возрасте наиболее прочны кости человека Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования. (Проверяем выполнение работы) Молодцы! Мне понравилось, как вы работали. Я хочу внести небольшое дополнение: кость содержит 30% органических веществ (белки, углеводы), 60% минеральных веществ (кальций, магний, фосфаты) и 10 % воды. Сделайте следующую запись в тетради: Органические вещества придают кости___гибкость, эластичность_____ Неорганические вещества придают кости______твердость_____________ Сочетание этих веществ обеспечивает___прочность и упругость___ Если по данному вопросу у вас больше нет затруднений, мы можем двигаться дальше. Какая задача перед нами стоит дальше? (Изучить макроскопическое строение кости) Перед вами лежат распилы костей. Рассмотрите внимательно каждый из них. Как вы думаете, какой тип соединительной ткани может покрывать кость снаружи? (Ответы учащихся Надкостница). А сама кость образована каким типом соединительной ткани? (Опорная соединительная ткань – костная) Обратите внимание на доску. (Работа с таблицей «Макроскопическое строение кости») Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. Надкостница плотно примыкает к компактному веществу кости. Найдите на раздаточных пособиях «Распилы костей» компактное вещество кости. Компактное вещество образовано костной тканью. Компактное вещество переходит в губчатое. Найдите на раздаточных пособиях «Распилы костей» губчатое вещество кости. Губчатое вещество состоит из костных перемычек и балок, которые образуют многочисленные ячейки. *А для чего же в губчатом веществе кости столько много ячеек? (Найдите ответ в учебнике на стр. 47.) Молодцы! Действительно, в них находится красный костный мозг. Его клетки выполняют кроветворную функцию – формируют клетки крови. Обратите внимание на распил трубчатой кости. Здесь вы видите полость – это костномозговая полость. Такая полость есть у всех длинных костей. Она заполнена желтым костным мозгом. Желтый костный мозг состоит из клеток соединительной ткани. Но какой тип соединительной ткани здесь может присутствовать, как вы считаете? (Ответы учащихся) Поищите, ответ в учебнике на стр. 47 – 48. Верно, это клетки жировой и кроветворной соединительной ткани. Желтый костный мозг играет роль резерва на случай, когда красный мозг не справляется с работой. Итак, подведем, итоги. Блиц - опрос Какой тканью кость покрыта снаружи? (Плотной соединительной тканью – надкостницей) К надкостнице примыкает…? (Компактное вещество) Компактное вещество образовано…? (Костной тканью) Компактное вещество переходит…? ( В губчатое). Ячейки губчатого вещества заполнены….? (Красным костным мозгом) Молодцы! Сколько много важного и интересного мы уже узнали. А теперь вы немного отдохните и послушайте полезную информацию. Оказывается, процесс окостенения скелета человека протекает в течение всего периода развития организма. Окостенение позвоночника у мужчин заканчивается к 20 – 21 году, у женщин – к 18 – 20 годам. А вы знаете, какова масса скелета у новорожденного? (Нет). Масса скелета у новорожденного составляет 11% от массы тела, по мере роста масса скелета постепенно увеличивается и у взрослого человека достигает 20% массы тела. В скелете человека насчитывают 206 костей. Ну, что движемся дальше. Что мы сегодня на уроке исследуем? (Опорно-двигательную систему). Что мы уже выяснили с вами? (Изучили функции, химический состав костей, макроскопическое строение кости). Все ли задачи урока мы выполнили? (Нет). Какие задачи остались нерешенными? (Изучить микроскопическое строение кости) Для проведения этого исследования нам понадобятся микроскопы. Настройте, пожалуйста, микроскопы для работы с микропрепаратом. Найдите инструктивные карточки №2. Следуя указаниям карточки, выполните лабораторную работу по исследованию микроскопического строения кости. Инструктивная карточка №2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Микроскопическое строение кости Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань» Ход работы Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. С помощью рисунка 19, А и Б определите: поперечный или продольный срез вы рассматриваете? Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. Зарисуйте в тетради костную ткань Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? А теперь обратите внимание на доску. У вас у всех был микропрепарат костной ткани в поперечном разрезе, где видели следующую картину. (Работа с таблицей «Микроскопическое строение компактного вещества кости»). Рядом на таблице дано объемное изображение продольного среза кости. Здесь можно увидеть, что снаружи кость покрыта надкостницей. Она богата кровеносными сосудами и нервами. За счёт кровеносных сосудов происходит питание клеток кости. Внутренний слой надкостницы состоит из клеток, которые растут, размножаются, что обеспечивает рост кости в толщину и ее регенерацию при переломах. * Внимание, хитрый вопрос! Почему, несмотря на то, что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее? (Затруднение). Масса длинных трубчатых костей человека увеличивается незначительно, потому что стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость. Благодаря сложной и согласованной работе тех и других клеток достигается оптимальная прочность кости при наименьших массе и затрате материала. Далее мы видим компактное вещество кости. Кости взрослого человека в большинстве построены из пластинчатой костной ткани, которая образует остеоны, или гаверсовы системы. Это межклеточное вещество. Оно твердое и плотное, по своим свойствам напоминает камень. Остеон состоит из концентрически расположенных пластинок костной ткани. В центре его проходит канал, который содержит кровеносные сосуды и нервы. Остеоны располагаются не хаотично, а в соответствии с действующими на кость физическими нагрузками: в трубчатых костях – параллельно продольной оси кости, в губчатых – перпендикулярно силам сжатия и растяжения. Клетки кости – остеоциты и остеобласты – участвуют в построении костной ткани. Они располагаются по наружному периметру концентрически расположенных пластинок костной ткани. Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении? Учащиеся высказывают свои предположения. Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь. Кости могут расти в длину и толщину. При переломах ,за счет чего происходит восстановление костей? В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах. 7 слайд Как соединяются между собой кости в скелете? Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь. Типы соединения костей Неподвижное | Полуподвижное | Подвижное | Срастание костей, образование швов | Соединения при помощи хрящей | Соединение при помощи суставов | Обеспечение защиты и опоры | Обеспечение ограниченного движения | Обеспечение движения | Кости черепа, кости таза | Между позвонками, ребра с грудиной | Плечевой сустав, тазо-бедренный сустав | 8 слайд Что обеспечивает подвижность конечностей?(Сустав) Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность?(связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи). Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами. Вот мы с вами и выяснили всё, что нам было необходимо сегодня узнать. Ну, что же, молодцы вы провели большую исследовательскую работу. Как вы считаете, мы достигли результата, выполнили все задачи сегодня на уроке? (Да). |