Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: Вид. Критерии вида. Популяция»
Урок №41
Время: ______________
Класс: 9
Тема: Вид. Критерии вида. Популяция
Цели:изучить понятие вида, его критерии и структуру; рассмотреть уровни эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков работы с терминологией.
Тип урока: изучение нового материала.
Средства обучения: учебник, дидактический материал, таблица «Критерии вида», стикеры.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Таблица по теме Доказательства эволюции.
Наука
Доказательства
Примеры
1. Палеонтология
- ископаемые переходные формы
археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры
- филогенетические ряды
ископаемые формы лошадей
2. Эмбриология
- биогенетический закон
развитие лягушки, бабочки
- закон зародышевого сходства
на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки
3. Сравнительная анатомия, морфология
- гомологические ряды
передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека
- рудименты
копчик, третье веко
- атавизмы
хвост, многососковость у человека
- сравнительные переходные формы
латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая
- общий план строения позвоночных животных
головной мозг хордовых
- клеточное строение
растения, животные имеют клеточное строение
4. Биогеография
- сравнение флоры и фауны континентов
флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства
- островные флора и фауна:
а) материковые
б) океанические
флора и фауна Сахалина сходна с близлежащими районами континента
Галапагосские острова
III.Изучение нового материала. Мотивация к уроку .
1. Сравните два фото: заяц беляк и заяц русак, в чем их отличие?
Раскрывается тема урока и цель.
Задание:
В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов. 1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица степная.
(Ответ: количество особей — 10; видов — 9; родов — 5 (Еж, Лисица, Медведь, Хомячок, Заяц).)
1. Рассказ учителя.
- Что же такое вид и каковы его критерии?
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:
«Вид — совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм».
Поясним понятия, которые встречаются. в определении вида:
Ареал — область распространения данного вида или популяции в природе.
Популяция (от лат. «рорuius» — народ, население) — совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию — ареал.
Генофонд — совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.
Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке, в которой он предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии.
История развития взглядов на вид в биологии
Джон Рей ( анг. уч.) - в 17 в. понятие вида ввел в науку
Карл Линней (шв. уч) в 18 в. предложил научное определение вида, уточнил его критерии. «Каждый вид - результат отдельного творческого акта, неизменен и постоянен, не связан с другими видами родством»
Ж.Б.Ламарк - виды изменяются, и произошли от других видов, включая человека.
Ч.Дарвин - виды изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.
Критерии вида
1. Морфологический. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида
2. Физиологический. Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида)
3. Генетический. Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой структурой (размеры, форма, состав ДНК)
4.Биохимический. Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот
5. Экологический. Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования
6. Географический. Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом
7. Исторический. Общность предков, единая история возникновения и развития вида
IV. Закрепление
Работа с текстом, дать определения следующим понятиям темы
Микроэволюция – процессы, протекающие на уровне популяции и вида.
Макроэволюция - процессы, протекающие на уровне выше видового.В результате эволюции возникают новые виды.
Вид – группа особей, сходных по внешним признакам и процессам жизнедеятельности, нуждающихся в одинаковых условиях, обитающих на определенной территории в виде групп – популяций.
Популяция - совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию.
Динамическая пауза (проводится в середине урока)
Работа по таблице: работа с текстом «Паук – крестовик» (учитель читает отрывок, а учащиеся должны определить критерий)
Установи соответствие.
Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.
Критерии:
1. тело покрыто мантией А) морфологический
2. раковина имеет две створки Б) экологический
3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический
4.кровеносная система незамкнутая
5. питается, фильтруя воду
6. это донное, малоподвижное животное
Ответы: 1 А. 2 А. 3 Б. 4 А. 5 В. 6 Б
Задание: вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить
Фразы:
1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)
2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)
3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)
4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)
V. Домашнее задание.
Создай проект под названием «Описание вида согласно критериям».
Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклета и т.д.