kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме: Вид. Критерии вида. Популяция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: Вид. Критерии вида. Популяция. 9 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: Вид. Критерии вида. Популяция»

Урок №41

Время: ______________

Класс: 9

Тема: Вид. Критерии вида. Популяция

Цели: изучить понятие вида, его критерии и структуру; рассмотреть уровни эволюционного процесса, продолжить формирование умений и навыков работы с терминологией.

Тип урока: изучение нового материала.

Средства обучения: учебник, дидактический материал, таблица «Критерии вида», стикеры.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Таблица по теме Доказательства эволюции.

Наука

Доказательства

Примеры

1. Палеонтология

- ископаемые переходные формы

археоптерикс, псилофиты, зверозубые ящеры

- филогенетические ряды

ископаемые формы лошадей

2. Эмбриология

- биогенетический закон

развитие лягушки, бабочки

- закон зародышевого сходства

на ранних стадиях у зародышей всех хордовых – жаберные складки

3. Сравнительная анатомия, морфология

- гомологические ряды

передняя конечность дельфина, крота, овцы, человека

- рудименты

копчик, третье веко

- атавизмы

хвост, многососковость у человека

- сравнительные переходные формы

латимерия, яйцекладущие, эвглена зеленая

- общий план строения позвоночных животных

головной мозг хордовых

- клеточное строение

растения, животные имеют клеточное строение

4. Биогеография

- сравнение флоры и фауны континентов

флора и фауна Неоарктической и Палеоарктической областей имеют сходства

- островные флора и фауна:

а) материковые

б) океанические

флора и фауна Сахалина сходна с близлежащими районами континента

Галапагосские острова


III. Изучение нового материала. Мотивация к уроку .

1. Сравните два фото: заяц беляк и заяц русак, в чем их отличие?

Раскрывается тема урока и цель.

Задание:

В указанном списке животных посчитайте количество особей, видов и родов.
1. Ёж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский. 8. Заяц-русак. 9. Ёж ушастый. 10. Лисица степная.

(Ответ: количество особей — 10; видов — 9; родов — 5 (Еж, Лиси­ца, Медведь, Хомячок, Заяц).)


1. Рассказ учителя.

- Что же такое вид и каковы его критерии?

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:

«Вид — совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм».

Поясним понятия, которые встречаются. в определении вида:

Ареал — область распространения данного вида или популяции в природе.

Популяция (от лат. «рорuius» — народ, население) — совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию — ареал.

Генофонд — совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.

Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке, в которой он предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии.

История развития взглядов на вид в биологии

Джон Рей ( анг. уч.) - в 17 в. понятие вида ввел в науку

Карл Линней (шв. уч) в 18 в. предложил научное определение вида, уточнил его критерии. «Каждый вид - результат отдельного творческого акта, неизменен и постоянен, не связан с другими видами родством»

Ж.Б.Ламарк - виды изменяются, и произошли от других видов, включая человека.

Ч.Дарвин - виды изменяются, они относительно постоянны и являются результатом эволюционного развития.

Критерии вида

1. Морфологический. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, особенностей строения представителей одного вида

2. Физиологический. Сходство всех процессов жизнедеятельности, и прежде всего процесса размножения (свободное скрещивание особей вида)

3. Генетический. Каждый вид характеризуется определенным, присущим только ему набором хромосом и их особой структурой (размеры, форма, состав ДНК)

4. Биохимический. Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот

5. Экологический. Вид занимает определенное место в природе, имею свою специализацию, набор факторов среды, необходимых для его существования

6. Географический. Вид обладает определенной областью распространения в природе – ареалом

7. Исторический. Общность предков, единая история возникновения и развития вида



IV. Закрепление

Работа с текстом, дать определения следующим понятиям темы

Микроэволюция – процессы, протекающие на уровне популяции и вида.

Макроэволюция - процессы, протекающие на уровне выше видового.В результате эволюции возникают новые виды.

Вид – группа особей, сходных по внешним признакам и процессам жизнедеятельности, нуждающихся в одинаковых условиях, обитающих на определенной территории в виде групп – популяций.

Популяция - совокупность особей данного вида, которая длительное время существует на определенном участке ареала и способна к свободному скрещиванию.


Динамическая пауза (проводится в середине урока)

Работа по таблице: работа с текстом «Паук – крестовик» (учитель читает отрывок, а учащиеся должны определить критерий)

Установи соответствие.

Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией А) морфологический

2. раковина имеет две створки Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

Ответы: 1 А. 2 А. 3 Б. 4 А. 5 В. 6 Б

Задание: вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)


V. Домашнее задание.

Создай проект под названием «Описание вида согласно критериям».

Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклета и т.д.


Рефлексия «Моя высота»

Я хорошо усвоил, что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Открытый урок по теме: Вид. Критерии вида. Популяция

Автор: Аманкулова Арай Октябровна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386707


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства