Цель урока: Познакомить обучающихся с растениями семейства Лилейные и их характерными признаками.
Задачи:
образовательная:
формирование знаний о характерных признаках растений семейства Лилейных, относящихся к классу Однодольных растений, их многообразии и значении.
коррекционно – развивающие:
формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;
способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный
материал урока.
коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение
заданий и сообщений по новой теме.
воспитательные:
воспитывать интерес к урокам биологии.
воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.
Подготовка детей к семейному жизнеустройству
Наглядность и оборудование урока:
компьютер;
компьютерная презентация;
образцы продуктов получаемых из зерновых культур (крупы: манная, пшеничная, кукурузная, перловая, ячневая, геркулес; макароны; белый и ржаной хлеб; кукурузные палочки; овсяное печенье);
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
Учитель: - Тема нашего урока «Семейство Лилейные. Декоративные лилейные». Сегодня мы познакомимся с растениями семейства Лилейные.
III. Повторение материала по теме «Однодольные растения.
Семейство Злаки».
Цель: обобщить и повторить материал по теме «Однодольные растения.
Семейство Злаки».
Учитель: - Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
(семейство Злаки)
- Мы познакомились с растениями семейства Злаки. Давайте
вспомним этот материал.
Фронтальный опрос:
1. К какому классу относятся растения семейства Злаки?
2. Охарактеризуйте класс однодольных растений по плану:
1. Корневая система.
2. Листья.
3. Жилкование.
4. Цветок.
5. Зародыш семени.
3. Назовите злаковые растения на гербарных экземплярах.
1. Пшеница.
2. Рожь.
3. Овес.
4. Ячмень.
5. Кукуруза.
4. Практическое задание: - Из наглядных образцов выберите,
какие продукты получают из:
- пшеницы;
- ржи;
- овса;
- ячменя;
- кукурузы.
5. Как называется плод у злаков? (зерновка)
IV. Обобщение темы. (вывод учителя)
Учитель: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал по теме
«Однодольные растения. Семейство Злаки».
Мы повторили с вами характерные признаки и
представителей семейства Злаки, вспомнили
культурные и дикорастущие растения семейства Злки
V. Изучение нового материала.
Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся,
познакомить их с семейством Лилейные.
Учитель: - На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в мир растений, которые встречаются по всему земному шару, про эти растения сложено немало песен и стихотворений. Эти растения самыми первыми зацветают на нашем пришкольном участке и радуют нас. Наша задача изучить их особенности строения, познакомиться с многообразием и значением. Что же это за растения? Хотите узнать? Это растения семейства лилейные. Запишите тему сегодняшнего урока: «Семейство Лилейные. Декоративные лилейные». (Слайд 1, 2)
Запись в тетрадях числа и темы урока (обучающиеся списывают с доски).
Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма и
аккуратность письма.
Объяснение учителя.
Учитель: - Лилейных насчитывается более 3000 видов.
Весной в лесах благоухают ландыши. (Слайд 5) Тюльпаны и лилии украшают клумбы в наших садах.(Слайд 6,7,8)
Большинство лилейных травянистые многолетние растения, из немногих древовидных растений можно назвать алоэ и драцену, которые часто выращивают в комнате. (показ учителем комнатных растений)
Для лилейных характерны признаки однодольных растений:
У них мочковатая корневая система. В почве развиваются видоизмененные побеги. У луковичных лилейных это луковица, у корневищных – корневище.(Слайд 9,10)
Стебель прямостоящий (слайд 11)
Листья удлиненные, с параллельным или дуговым жилкованием.
(Слайд 12)
Соцветие кисть или одиночные цветки. (Слайд 13)
В цветках 6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.
Формула цветка:Л 6, Т6, П1. (Слайд 14)
Плод – коробочка или ягода.(Слайд 15)
Семя одна доля (слайд 16)
Учитель: - Давайте запишем признаки семейства Лилейные в таблицу. (Таблица лежит на партах у обучающихся)
(Слайд 17)
Признаки лилейных
Корневая система
Стебель
Листья
Соцветие
Цветок
Плод
Семя
VI. Физкультминутка.
Цель: соблюдение охранительного режима.
Декоративные Лилейные (Слайд 18)
Учитель: - Посмотрите, как прекрасны эти растения: лилии, нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Это все декоративные растения.
- Что значит слово декоративные? Это значит, что эти растения выращивают для красоты на клумбах.
Ученик: (рассказывает о тюльпане) (Слайд 19)
- Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» - «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 века в Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 века в Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В столице Голландии есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана!
Ученик: (рассказывает о лилии) (Слайд 20)
- Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом чистоты, правды, веры и надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории СНГ произрастает около 20 видов лилий. Лучше всего лилии растут в затененных местах на влажной почве. У лилий на одном цветоносе развивается не один, а несколько крупных цветков.
Ученик: (рассказ о ландыше)(Слайд 21)
- Научное название ландыша – «ландыш майский». Оно говорит о времени его цветения. Сначала появляются из почвы и распрямляются два прикорневых листа. Между ними располагается зеленый стебелёк с белыми цветками-колокольчиками. Размножаются ландыши с помощью подземного корневища. Вот почему они растут не поодиночке, а целыми полянами.
Ландыш – важнейшее лекарственное растение. Из его листьев получают лекарство от болезней сердца.
Плоды ландыша – небольшие красноватые ягоды – ЯДОВИТЫ!
Учитель: - Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский.(Слайд 22)
Учитель: (Рассказ о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.)
- Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы»
Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.
В Красную книгу занесены растения семейства Лилейные: (Слайд 23,24)