Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии "Обыкновенная амеба"»
Тема: «Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли)»
Подготовила: Майлыбаева К.С. учитель биологии второй категории
7 класс, § 6
Тема: «Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли)»
Цель урока:
учащиеся должны выделять признаки простейших, особенности строения одноклеточных, уметь находить сходства и различия в их строении.
Задачи урока:
образовательная – углубить знания учащихся об одноклеточных, их особенностях строения и образе жизни, дать представление учащимся о систематике простейших и их значении в природе и жизни человека;
развивающая – развитие интереса к биологии, развитие умения анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;
воспитательная – воспитание бережного отношения к окружающей природе и к своему здоровью; воспитание взаимоуважения.
Оборудование и материалы: таблица «Одноклеточные животные», доска, карточки и тесты, учебники, тетради, жетоны трех цветов (зеленого, желтого и красного), компьютер, интерактивная доска, презентация в Ms. Power Point, видеоролики о простейших.
Тип урока: комбинированный урок
Методы: информационно-развивающие: рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником; наглядные методы: таблица «Одноклеточные животные», презентация урока в Ms. Power Point, видеоролики; методы контроля: фронтальный опрос, письменный опрос (тест, работа по карточкам).
Используемые технологии:
ИКТ – работа с интерактивным оборудованием; использование презентации урока, выполненной в программе Ms. Power Point; просмотр видеороликов по изучаемой теме.
Игровые технологии – при проверке домашнего задания используется игра «Составляйки»; при изучении нового материала проводится викторина, состоящая из двух конкурсов:
конкурс 1 – «Верно-неверно»,
конкурс 2 – «Вопрос-ответ».
Здоровьесберегающие технологии – в середине урока с учащимися проводится физкультминутка.
Технология дифференцированного обучения – задаваемые вопросы распределены по уровням сложности (поэтому выдаются жетоны трех цветов:
уровень А – зеленый цвет;
уровень В – желтый цвет;
уровень С – красный цвет);
при закреплении знаний учащимся предлагаются разные типы заданий: с более сильными учащимися – фронтальный опрос, со средними – письменная работа в тестовой форме, со слабыми - работа по карточкам; домашнее задание распределено по уровням (А, В, С).
1Организационный момент
Отметить отсутствующих
2 мин.
2Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос (игра «Составляйки»). Проверить знания учащихся по теме «Многообразие животных. Классификация животных» 5 мин.
3Изучение нового материала
Изложить новый материал, используя знания учащихся 21 мин.
Предлагаю вам повторить изученный на прошлом уроке материал в форме игры «Составляйки». В этой игре необходимо заполнить таблицу, получив ключевое слово. Правильно ответив на предложенные вопросы и записав в клетки начальные буквы угаданных слов, вы узнаете тему сегодняшнего урока. Слайд 1.
П
Р
О
С
Т
Е
Й
Ш
И
Е
подтип животных типа хордовых; наиболее высоко организованная и разнообразная группа животных; самая прогрессивная ветвь вторичноротых (Позвоночные)
в современной систематизации виды животных объединяются в… (Род)
животные, тело которых состоит только из одной клетки (Одноклеточные)
наука о многообразии живых организмов, занимающаяся распределением их в разные группы по степени их родства (Систематика)
единица систематики животных, объединяющая в себя сходные классы (Тип)
е
й
имя великого казахского ученого, который внес большой вклад в изучение животного мира республики (Шокан Уалиханов)
одноклеточное животное, у которого органеллами движения служит большое количество ресничек (Инфузория)
е
Учащиеся называют полученное слово, с помощью учителя формулируют тему урока.
Изучение нового материала.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока: «Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли)». Слайд 2.
Актуализация опорных знаний.
(За правильные ответы учащимся выдаются зеленые жетоны).
Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим о самых примитивно организованных животных, о простейших. Как вы думаете, почему эти животные получили название одноклеточные, или простейшие?
Ответ учащегося. К одноклеточным эти животные относятся, потому что их тело состоит всего лишь из одной клетки, но они являются самостоятельными организмами. Простейшими их называют, потому что они устроены довольно просто по сравнению с другими группами животных.
Учитель. Правильно. Но, несмотря на такое простое строение, простейшие – живые организмы. Ребята, перечислите признаки живых организмов.
Ответы учащихся. Признаки живых организмов: клеточное строение, способность к росту, размножению и развитию, наличие обмена веществ и энергии, а также способность умирать.
Учитель. Ребята, как вы думаете устроены клетки простейших животных?
Ответ учащегося. В состав клеток простейших входят три основных компонента: цитоплазма, ядро, оболочка.
Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Существование этих организмов было установлено в 70-е годы XVII века голландцем Антони ван Левенгуком. Слайд 3.
Истинные же представления о простейших и их месте в системе животного мира начали складываться значительно позже, с середины XIX века, когда эти мельчайшие организмы были выделены в тип простейших. В настоящее время одноклеточных животных разделяют на 5 самостоятельных типов, из которых мы изучим только 3.
Записываем в тетради таблицу, представленную на интерактивной доске. Слайд 4.
Царство
Подцарство
Животные
Одноклеточные, или Простейшие (70 000 видов)
Тип
Саркожгутиконосцы
(18 000 видов)
Ресничные (6 000 видов)
Споровики (3 600 видов)
Класс
Саркодовые (11 000 видов)
Жгутиконосцы (6 000 видов)
Представители
Амеба-протей, амеба дизентерийная
Эвглена зеленая, трипаносома, лямблия
Инфузория-туфелька, инфузория-бурсария, сувойки
Малярийный плазмодий
Объяснение темы сопровождается просмотром видеоролика об особенностях строения амебы. Слайд 5.
Работа с учебником.
При изучении видового состава одноклеточных пользуемся рисунками учебника: с. 136 – видовой состав саркомастигофор, с. 137 – видовой состав жгутиковых и ресничных.
Закрепляем знания о строении простейших, используя таблицу «Одноклеточные животные».
Викторина.
Конкурс 1. Верно-неверно.
Ответить «да» или «нет» на вопросы учителя, обосновав свой ответ. За каждый правильный ответ учащиеся получают по желтому жетону.
Простейшие являются одноклеточными организмами (Да)
Все простейшие абсолютно незаметны невооруженным глазом (Нет. Некоторые простейшие достигают 3 мм)
Амеба имеет два ядра (Нет. У нее одно ядро)
Амеба дышит всей поверхностью тела (Да)
Выделения амебы происходят с помощью пищеварительной вакуоли (Нет. Выделения происходят с помощью сократительной вакуоли)
Раковинные амебы обладают внутренним скелетом (Нет. У них наружный скелет)
С помощью красного глазка эвглена зеленая различает изменения освещенности (Да)
Лямблии – вид паразитических жгутиконосцев (Да)
Эвглена дышит с помощью дыхательной вакуоли (Нет. Она дышит всем телом)
За каждый правильный ответ ученик получает красный жетон.
В честь какого бога названа обыкновенная амеба? (В честь Протея, бога меняющего свой облик)
Можно ли назвать колониальных простейших сложными многоклеточными животными? (Нет. Это скопление простейших, у которых особи дочерних поколений остаются соединенными с материнскими организмами)
В какой среде могут жить простейшие? (Больше всего простейших живет в водной среде. Обязательным условием для жизни простейших является наличие жидкой среды: это и вода в различных для жизни типах водоемов, и влага в почве, и кровь, и полостная жидкость в организме животного)
Почему амеба иногда превращается в цисту? (Амеба при неблагоприятных условиях покрывается плотной оболочкой, т.к. в этом состоянии животное способно пережить и засуху, и холод)
Для каких целей служит эвглене жгутик? (Для передвижения)
Что такое автотрофное и гетеротрофное питание эвглены? (Автотрофное питание – это способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофное питание - способность использовать готовые органические вещества с пищей)
Почему жгутиконосцы занимают промежуточное положение между растительным и животным царствами? (Так как они имеют хлоропласты с хлорофиллом, что дает возможность питаться автотрофно. Это свойственно растениям. А также они могут питаться гетеротрофно, а это особенность животных)
Физминутка. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь в весеннем лесу и слушаете пение птиц.
Закрепление знаний.
Учитель. В завершении урока давайте проверим, как вы запомнили особенности строения простейших.
(Несколько учащихся выполняют письменную работу: тест или работу по карточкам. С остальными учениками проводится фронтальный опрос).
1. Фронтальный опрос.
Определите, для какого животного характерен тот или иной признак. (Работаем фронтально, ответ в виде поднятой руки).
1 ряд – амеба, 2 ряд – эвглена, 3 ряд – инфузория.
Форма тела непостоянная.
Обязательно присутствуют хлоропласты.
Передвигается с помощью ложноножек.
Форма тела постоянная.
Питается бактериями, водорослями и другими простейшими.
Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза.
Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.
Процесс выделения осуществляется через сократительные вакуоли и порошицу.
Дышит растворенным в воде кислородом.
Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль.