Просмотр содержимого документа
«Открытый урок биологии"Покровные ткани растений".»
Урок биологии в 5-м классе
по новым федеральным государственным образовательным стандартам
по теме "Покровные ткани растений"
подготовила учитель биологии
Викторова Н.А.
Дата проведения___13.03.2018________
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- познакомится с понятием ткань;
- рассмотреть строение покровной ткани и их функции ;
- уметь отличать различные типы тканей.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником; находить отличия;
- составлять таблицу; объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей растительного организма: строении и функциях.
- Выработать умение распознавать виды тканей.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: исследование
Основные понятия, изучаемые на уроке Ткань, покровная (кожица, пробка, кора), чечевички, устьица.
Оборудование и вид используемых на уроке средств ИКТ Таблицы: «Ткани растений», рельефные таблицы «Клеточное строение корня», «Клеточное строение листа», презентация, подносы с раздаточным материалом, электронный микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений.
Методическое назначение средств ИКТ
Усиление мотивации, повышение интерактивности обучения. Создание ситуации, дающей возможность ученику пережить успех с установкой на непрерывное образование в течение жизни.
Задание 3. Определите органойды, показанные на рисунке.
III. Изучение нового материала
Актуализация знаний – 5 мин.
1. Ребус (тема урока) – канит, рвопокеын
2. Объявление темы «Покровные ткани растений».
3. Определение цели учебной деятельности.
1.Познакомиться с понятием ткань;
2.Изучить покровную ткань, ее строение и функции ;
IV.Работа в тетради.
-Запишите в тетради число и тему урока.
1.Задание из разрезанных слов составить понятие – ткань.
(подсказка – учебник стр 56, 1 абзац)
Ткань-это группа клеток, имеющих общее происхождение, сходное строение и выполняющих определенную функцию.
2.Создание проблемной ситуации
Учитель: «Давайте представим строительство дома из кирпича. У строителей нет цементного раствора, и они кладут стены из кирпича, не скрепляя его. Что может произойти с таким домом?
Клетки в организме можно сравнить с кирпичиками. Должны они скрепляться, чтобы организм не развалился на отдельные кирпичики? Следовательно, кроме клеток в организме должно быть вещество, их скрепляющее.
Как называется это вещество?
Подсказка: стр 56
+ Это межклеточное вещество
- Учитель: «Кроме соединяющей функции, межклеточное вещество выполняет питательную функцию (из него в клетки попадают питательные вещества и обратно уходят ненужные вещества). Иногда межклеточное вещество разрушается, и клетки отделяются друг от друга.
Учитель демонстрирует на примере сырого и вареного картофеля.
V.Групповая работа с текстом учебника
Учитель: «Ткани организма неоднородны и отличаются друг от друга по строению и функциям. Предлагаю Вам провести исследование «Исследование ткани». (1 группа работает с текстом «Устьица», 2-я группа «Пробка», 3-я группа «Чечевички»).
1-я группа. (подсказка стр 56, 57, словарик в учебнике)
1.Рассмотрите рисунки стр 57 (рис.5.2)
1.Что такое устьица?
+ Специальные образования кожицы листа, состоящие из двух замыкающих клеток и межклетников.
- Какое значение имеют устьица?
+ Участвуют в газообмене и испарении.
- Где располагаются устьица у растений?
+ У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа, а у наземных на внутренней стороне листа.
2 группа.
Изучите покровную ткань ветки растения.
1.Возьмите побег, убедитесь, что по краю побега идет темная кайма. Это покровная ткань.
2.Что такое пробка? (подсказка учебник стр 58).
+Многослойная покровная ткань.
3.Какую роль играет пробка?
+ Служит своеобразным футляром, защищает внутренние ткани от неблагоприятных воздействий внешней среды.
3 группа. (подсказка-учебник стр 58, 2 абзац)
1.Рассмотрите побег растения. Найдите чечевички.
2.Что такое чечевички?
+ Рыхло расположенные клетки.
- Какую роль играют чечевички?
+ По межклетникам проходят газы, обеспечивают газообмен покровных тканей.
Вывод.
Покровная ткань
Строение
Функция
1.Устьица
Замыкающие клетки и межклетники
Газообмен, испарение
2.Пробка
Многослойная
Защитная
3.Чечевички
Рыхло расположенные клетки.
Газообмен
VI. Лабораторная работа
Тема: «Строение покровной ткани листа»
Цель:
- изучить особенности строения покровной ткани листа.
- отработать практические навыки работы с микроскопом и микропрепаратами.
-закрепить навык исследовательской работы;
Оборудование: Учебник 5 класс, микроскопы, готовые микропрепараты, инструктивные карты
Инструкция выполнения лабораторной работы:
Часть I
1. Что делать. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Эпидермис листа».
Что наблюдать. Найдите бесцветные клетки покровной ткани.
Какую форму они имеют?
Каково их строение?
Каково их значение в жизни листа?
Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника на странице 56:
1.Клетки кожицы ……… , ……. , ……. прилегают друг к другу.
2.Благодаря ……. клеток солнечный свет проникает внутрь листа.
Выполнить рисунок в тетради клетки кожицы листа растения и сделать надписи: бесцветные клетки покровной ткани, замыкающие клетки устьица, устьичная щель, волосок.
Сделайте вывод о значении кожицы листа.
Часть II
1.Что делать. Найдите на микропрепарате устьица. Рассмотрите их.
Часть II
1.Что делать. Найдите на микропрепарате устьица. Рассмотрите их.
Какова форма замыкающих клеток?
Чем отличаются замыкающие клетки от бесцветных клеток покровной ткани?
Вставьте пропущенные слова в текст использую учебник на стр.56.
Другие клетки кожицы более …….., …….., так как содержат хлоропласты.
Эти клетки располагаются…….и носят название замыкающих.
Если они отодвигаются друг от друга, то между ними появляется…..
Возникающую между замыкающими клетками щель называют…..
Выполнить рисунок в тетради клетки кожицы листа растения и сделать надписи: бесцветные клетки покровной ткани, замыкающие клетки устьица, устьичная щель, волосок.
Сделайте вывод о значении кожицы листа.
VI.Вторичное закрепление.
1.Группу клеток, имеющих общее происхождение, строение и функцию, называют:
1) тканью; 2)органоидом; 3)органом; 4) системой органов
2.Растение, у которого устьица располагаются на верхней части листа, - это: