Открытый урок по биологии 6 класс. Отдел голосеменные.Хвойные и их значение
Открытый урок по биологии 6 класс. Отдел голосеменные.Хвойные и их значение
На этом уроке полностью раскрывается описание голосеменных растений. Многообразие голосеменных: 4 вида.
Саговниковые, гинкго,вельвичия удевительная и хвойные.
Цель урока: Повторить и закрепить материал по теме: Голосеменные;
Дать понятие учащимся о видах голосеменных растений, о хвойных, его значений в жизни человека и в природе.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения, с происхождением голосеменных, их отличием от споровых, использованием в народном хозяйстве.
Коррекционно-развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, работать самостоятельно, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, трудолюбие, любовь к окружающему миру, бережное и рациональное отношение к природе, навыки самоконтроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по биологии 6 класс. Отдел голосеменные.Хвойные и их значение»
Биология 6 «Б» классТема урока:Отдел Голосеменные.Хвойные и их значение.Цель урока:-Коррекционно-образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения, с происхождением голосеменных, их отличием от споровых, использованием в народном хозяйстве.- Коррекционно-развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, работать самостоятельно, логическое мышление.- Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, трудолюбие, любовь к окружающему миру, бережное и рациональное отношение к природе, навыки самоконтроля.
Вид урока : комбинированныйТип урока : усвоение нового материалаХод урока: І. Организационный момент. 1. Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность 2. Деление учеников на группы: (2 группы) «Елки» и «Сосны» 3. Обьяснение заполнения листов самооценки. (балл и критерии балла)
Оценочный лист
№
Вид работы
Мах количество баллов
1
Заработанные баллы
Проверка домашнего
задания
2
3
5 баллов
Решение творческих биологических задач.
10 баллов
Комплексные задания
1.Задание.Найти лишнее растение. Проверяется и оценивается.
4 балла
2. Тестовые задания
4
3.Биологический диктант.
5 баллов
6 баллов
Творческая работа.Основные свойства хвоиных растений.
5
7 баллов
6
Закрепление знаний.
Какие утверждения верны?
Дополнительные задания
8 баллов
5 баллов
Критерий оценивания .Итоги урока:
50 – 44 баллов оценка 5;
43 – 36 баллов оценка 4;
35– 15 баллов оценка 3.
ІІ. Актуализация пройденного материала.Тестовые задания на тему :«Папоротникообразные».
1 группа.
1. К папоротникообразным не относится:
А) хвощ
Б) плаун
В) сфагнум
2.Какие признаки характерны для папоротников?:
А) наличие слоевища, ризоидов
Б) наличие стебля, листьев
В) наличие листьев, корня.
3.У взрослого растения папоротника образуются:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
4.Вода необходима папоротникам для:
А) передвижения
Б) размножения
В) дыхания
5.Правильная последовательность стадий развития папоротника:
А) взрослое растение – заросток – споры - проросток
Б) взрослое растение – споры – заросток – проросток
В) заросток – споры – взрослое растение – проросток
19.10.16
Актуализация пройденного материала.Тестовые задания на тему :«Папоротникообразные».
2 группа.
1. К папоротникообразным относится:
А) кукушкин лён
Б) плаун
В) риччия
2.Вайями называют:
А) корневища папоротников
Б) побеги папоротников
В) рассечённые листья папоротников
3.Что развивается у папоротников в спорангиях:
А) семена
Б) пыльца
В) споры
4.В каких условиях растут папоротникообразные?
А) где холодно и влажно
Б) где сухо и солнечно
В) во влажных и тенистых местах
5.Древние папоротники образуют залежи:
А) гранита
Б) каменного угля
В) торфа
19.10.16
Ответы
1 группа. 2 группа
1. В 1. Б
В 2. В
А 3. В
Б 4. Б
В 5. В
19.10.16
Ее всегда в лесу найдешь –Пойдем гулять и встретим:Стоит колючая, как еж,Зимою в платье летнем.
А почему она не такая как остальные
деревья?
Отдел Голосеменные.Хвойные и их значение.
ГОЛОСЕМЕННЫЕ - это растения, которые не имеют цветков и плодов, но размножаются семенами.
Семена этих растений лежат открыто « голо » отсюда пошло и название.
В настоящее время голосеменных растений насчитывается около 720 видов.
Кипарис болотный
МНОГООБРАЗИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Саговники - это наиболее древние голосеменные, которые преобладали в мезозойскую эру. Внешне очень похож на пальму.
Сердцевина этих растений съедобна.
В Японии из нее делают крупу - саго.
В Африке саговники называют хлебным деревом .
Саговник самое медленно растущее дерево, за 100 лет вырастает на 10 см.
Гинкго - живой реликт.
Появился на Земле 300 млн. лет назад и вымер одновременно с динозаврами. Сохранился только один вид, который случайно голландцы обнаружили в Японии.
В переводе с японского гинкго - серебрянный абрикос .
Его семена ценятся как лечебное средство и дорогой деликотес
Вельвичия удивительная – растет в пустынях, где годами не выпадает ни капли дождя. Ствол короткий и толстый похож на пень. Листьев всего два, они никогда не опадают и растут всю жизнь. Жизнь у нее долгая до 1000 лет
Нижний ряд, слева направо: лиственница, пихта одноцветная, ель обыкновенная, ель колючая голубая
СОСНА (350 – 400 ЛЕТ)
Окраска коры - красно-бурая
Светолюбивая
Нетребовательна к почве (может расти на песке, скалах и болотах)
Хвоинки длинные, узкие, соединены по две.
Корневая система разная и хорошо развита.
ЕЛЬ (250 – 300 ЛЕТ)
Окраска коры – темно-коричневая.
Теневыносливое растение.
Произрастает на плодородной и хорошо увлажненной почве.
Хвоинки короткие, острые расположены поодиночке на побегах (живут 7-9 лет).
Корневая система менее развита, боковые корни располагаются в поверхностном слое.
Хвоя снаружи покрыта плотной кожицей, в которой немного устьиц, поэтому испаряют мало воды и легко переносят засуху.
В коре и древесине есть смоляные ходы - межклеточные пространства, заполненные эфирным маслом и смолой . Смола защищает растения от проникновения микроорганизмов и насекомых. Поэтому они живут долго .
РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ
Размножение голосеменных происходит с помощью семян, но в отличие от цветковых их семена образуются не внутри плода, а в своеобразных органах - шишках, которые образуются на молодых побегах.
Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны.
Сосна - это однодомноерастение .
ШИШКИ
ЖЕНСКИЕ
Красноватые, более крупные, округлые, располагаются на верхушках молодых побегов.
На оси шишки расположены чешуйки, с внутренней стороны которых находятся попарно семяпочки.
МУЖСКИЕ
Зеленовато-желтые, вид колосков, располагаются у основания молодых побегов.
На чешуйках развивается по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.
Опыление происходит в конце мая- начале июня при помощи ветра. Пыльца попадает на семенные чешуйки и они склеиваются смолой. От опыления до оплодотворения проходит 1 год. Семена созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. Семена имеют пленчатые крылышки, благодаря которым они распространяются ветром.
ЗНАЧЕНИЕ СОСНЫ
Сосна выделяет летучие вещества- фитонциды, которые убивают микробов, поэтому воздух в сосновом лесу стерилен
ЗНАЧЕНИЕ ЕЛИ
Древесина ели - главное сырье для производства бумаги.
Еловая хвоя в шесть раз богаче витамином С, чем лимон.
Из ели делали свои скрипки Страдивари и Амати.
КЕДРОВАЯ СИБИРСКАЯ СОСНА
Это дерево часто зовут сибирским кедром, хотя прямого отношения к настоящим кедрам не имеет. Называют ее кедром за красоту, долголетие (800 – 850 лет), большие размеры (до 45 м в высоту).
Семена кедровой сибирской сосны - это «кедровые орешки» . Они вкусные и очень полезные, созревают более двух лет ( 27 месяцев ). В урожайные годы можно с 1 га собрать до двух тонн семян.
Кедровая древесина хороший материал для музыкальных инструментов.
В сундуках и шкафах, сделанных из кедровой древесины на заводится моль, а в кедровой посуде долго не скисает молоко .
КЕДР
Это одни из самых древних деревьев. Ныне в природе сохранилось лишь 4 вида кедров: ливанский, гималайский, атласский, кипрский.
Это мощные, высокие (40 м) деревья, гордость и украшение тех стран, где они растут. Поэтому ливанский кедр стал национальным символом это страны и изображен на флаге Ливана.
Из кедровой древесины сделаны саркофаги египетских фараонов
Кедр ливанский
ЛИСТВЕННИЦА
Это самое распространенное дерево в российских лесах. Она занимает 38 % их площадей .
На Кавказе существует легенда о девушке по имени Кипарис, проводившей жениха в дальнее плавание и каждый вечер ожидавшей его на берегу. Но жених все не возвращался, и тогда девушка превратилась в «вечно ждущий» стройный кипарис, от которого произошли все остальные кипарисы.
Аллеи из кипарисов украшают многие южные города.
В одном итальянском городе даже принят закон о том, что каждый желающий построить дом должен посадить кипарис
Есть примеры совершенно противоположного отношения к кипарису со стороны человека.
В 50-х гг. XX в СССР стали в массовом порядке вырубать кипарис и уничтожили
75 тыс. взрослых деревьев.
Причина: это дерево обвинили в «распространении туберкулеза»
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Высота растения 10 – 12 м , хотя высота некоторых экземпляров достигает 17 метров. Они могут жить до 600 лет и при этом очень медленно растут.
Вера в охраняющую силу можжевельника была очень сильна, так что клубы его пахучего дыма направляли вслед уходящим врагам (чтобы больше не возвращались).
Обильные урожаи шишкоягод бывают раз в 3 – 4 года. Настои из них используются для повышения аппетита и служат приправой.
Можжевельник выделяет в 6 раз больше ароматных веществ, убивающих бактерии, чем сосна. В местах его произрастания воздух чистый и здоровый.
Древесина у тисса необыкновенная. В народе это растение зовут «негниючкой». Ни на воздухе, ни в воде тиссовая древесина не гниет, сохраняется веками. Поэтому ее использовали для строительства плотин, водяных мельниц, кораблей. Ее прочность заставляет вспомнить железо. Из нее делали гвозди, стрелы, копья, даже пушечные ядра.
СЕКВОЙЯ
Самое гигантское растение, населяющее нашу планету.
Свое название секвойи получили в честь индейского вождя Секвойи из племени чероки, создавшего в началеXIXв. алфавит для своего народа.
А мамонтовым деревом один из видов секвой зовут за сходство кривых сучьев с бивнями мамонта.
ЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Образуют органические вещества и выделяют кислород.
Хвойные леса задерживают таяние снега и обогащают почву влагой.
Ценный строительный и поделочный материал (древесина секвойи – красное дерево).
Древесина ели – сырье для изготовления бумаги.
Из хвойных получают скипидар, лаки, спирт, пластмассу.
Из семян сибирской сосны получают масло.
Многие хвойные используются как декоративные растения.
ІҮ.Физминутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.( подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). )
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет.(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять.(Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим .(Дети садятся за парты).
Ү. Биологическая задача
Задача для 1 группа
Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
Задача для 2 группа
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?
ҮІ.Комплексные задания
Задание.Найти лишнее растение. Проверяется и оценивается .