kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осанка.Причины ее нарушения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит методический материал по данной теме. Поможет учителям в проведении урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осанка.Причины ее нарушения.»

Открытый урок в 9 классе

Тема урока «Осанка, причины ее нарушения. Предупреждение плоскостопия».

Цель урока: сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья, выявить причины и разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Задачи:

Образовательная - раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц на примере работы за компьютером;

Развивающая - развить умение применять полученные знания для снятия функционального напряжения и утомления в процессе обучения в школе и дома;

Воспитательная - продолжить формирование интереса к своему здоровью через объяснение и закрепление материала.

Тип урока - урок применения знаний, навыков и умений в форме урока- памятки.

Оборудование: модель скелета, таблица с изображением скелетных мышц, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы урока и его задач). (1 мин).

  2. Актуализация знаний. (2-3 мин.)

  3. Проверка знаний учащихся. (10 мин)

  4. Изучение нового материала (20 мин)

  5. Закрепление. (3 мин).

  6. Итоги урока. (1 мин)

  7. Домашнее задание. (1 мин)



Тезис урока:

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (Тиссо).

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! «Здравствуйте» - говорим мы при встрече, желая в первую очередь, прежде всего здоровья а уж потом всего остального. Здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается на всю жизнь. Очень важно помнить это и заботиться о нем.

2. В различных жизненных ситуациях встречается это «вдруг». Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то, как поступить? Как помочь пострадавшему? Сегодня мы вспомним, какова же цель доврачебной помощи, симптомы повреждений и меры доврачебной помощи при ушибах, переломах, вывихах, растяжении связок.

3. Два ученика выполняют задания по карточкам.

Два ученика в паре выполняют задание - Наложить шину на предплечье своего друга.

Ребята рассмотрим такую ситуацию: «Девочки торопились в школу Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники Они доже не заметили как толкнули одну из девочек Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время сказала подруге, что кисть руки опухает. Девочки не знали, что делать.

Ребята вспомните, пожалуйста, что необходимо сделать в первую очередь?

- Определить вид повреждения путем анализа симптомов.

Какие же симптомы обнаруживаются и характерны для повреждений:

Перелом- нарушение целостности кости

Вывих- стойкое смещение суставных костей

Растяжение связок

Резкая боль, припухлость в области травмы, невозможность движений, нарушение формы и длины, искривление. Точность – рентген!

Боль. Изменение формы сустава, невозможность движения в суставе (оказание первой помощи должно быть быстрым, т.к. отек может закрыть вход в суставную капсулу)

Боль. Быстро растущий, иногда синюшный отек вокруг сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний.

(Фронтальный опрос) Задачи доврачебной помощи:

  1. Остановить кровотечение.

  2. Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.

  3. Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.



Какой вид повреждения можно предположить у девочки, и какие меры доврачебной помощи оказать? (Судя по симптомам - это растяжение связок, необходимо наложить тугую повязку и холод).



4. - А теперь , подумайте и скажите, почему при стирке белья , пилке дров- больше всего работают руки , а устает спина?

-.Почему маленьких детей нельзя заставлять слишком рано ходить?

- .В чем вред гиподинамии?

Сейчас мы проведем физкультминутку ( мне поможет физорг класса).

  1. Исходное положение (и.п.)- руки в замке перед грудью. Выпрямление рук вперед, вправо, влево, поворачивая ладони вперед.

  2. И.П.- сидя, руки на поясе, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

Тема нашего урока «Осанка, причины ее нарушения и развития. Предупреждение плоскостопия».

Тезис урока:

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»

Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонического развития человека.

Еще великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали положительное влияние движений на организм. Они само до глубокой старости занимались гимнастикой.

А.В.Суворов ввел, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск.

Современники А.С.Пушкина писали о нем, что он был самого крепкого сложения, мускулистый, гибкий, этому способствовала гимнастика.

Л.Н.Толстой любил косить, копать, пилить. Увлекался ездой на велосипеде. В 70 лет побеждал в беге на коньках молодежь.

И.П.Павлов до глубокой старости занимался спортом и любил физический труд. Он много лет руководил гимнастическим кружком в Петербурге.

Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

Задание:

Когда-то древние греки высекли на камне: »Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай. » Как вы понимаете это высказывание?

(Ответы учащихся учитель обобщает и делает дополнение к ним)

( Ответы: Масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными. Усиливается питание и газообмен в мышцах, улучшается их нервная регуляция. Изменяются не только мышцы, но и скелет, кости становятся толще, крепче, сухожилия раздражают надкостницу, это вызывает усиленное формирование кости. Развитые мышцы будут иметь достаточную опору. Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение. Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее. Тренируется сердечная мышца. Улучшается деятельность всех органов со стороны центральной нервной системы). В школьном возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти, предплечья. Позвоночный столб еще очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов, т.к. костная основа еще не сформирована. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи груди и поясницы, а так же связки позвоночного столба образовали своего рода «естественный мышечный корсет» С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота, преобразуется грудная клетка; становится уплощенной в переднезаднем направлении. Улучшается осанка.

Осанка- это привычное положение , которое принимает тело при стоянии, сидении, ходьбе.

Необходимо, чтобы осанка была оптимальной, тогда максимально разгружаются мышцы и это позволяет снизить риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии растущего организма.

Как влияет осанка на работу внутренних органов, мы узнаем из сообщения ученика.

Как же предупредить искривление позвоночника? Прежде всего надо правильно сидеть за столом.

Я хочу пригласить одного из вас занять место за компьютером. Пожалуйста, скажи, ты так всегда сидишь? Тебе удобно? Тогда замри на минутку. Ребята, обратите внимание на осанку.

Какие нарушения осанки мы наблюдаем, и объясните, к каким последствиям это может привести?

При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем за обычным письменным столом. К характеристикам неправильного положения тела при работе за компьютером можно отнести следующие:

- Сгорбленное положение (увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник, приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку).

Голова выдвинута вперед (такая осанка часто возникает по следующим причинам: глядя на экран монитора, школьник напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед, сидя в такой позе, напряженные мышцы у основания головы и шеи могут привести к следующим нарушениям: головные боли, боль в шее, боль в руках и кистях).

- Сутулость (линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей; сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча).

- ос­теохондроз (в этом случае межпозвоночный хрящевые диски истончаются, деформируются и смещаются, защемляя нерв, человеку трудно ходить и нагибаться).

Давайте вместе составим памятку правильной посадки за компьютером:

  1. Сядьте прямо.

  2. Спину держите ровно, корпус разверните строго к монитору (нельзя сидеть вполоборота).

  3. Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни твердо на пол или на подножку.

  4. Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

5. Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.

  1. Руки расслабленно положите на стол (или на клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.

  1. Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

  1. Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

  2. Клавиатуру поместите ниже локтей (по возможности) или на их уровне.

  3. Голову держите прямо, по желанию - с небольшим наклоном вперед.


Еще один вид нарушения опорно-двигательной системы- это плоскостопие.

Оно бывает продольным и поперечным. Продольное плоскостопие- это деформация стопы характеризующаяся уплощением ее сводов.

При поперечном- уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех 5 плюсневых костей а не 1и1 как это бывает в норме (рис на доске).

Часто высокий каблук в подростковом возрасте приводит к тому, что плюсна расплющивается, большой палец поворачивается в сторону мизинца, а мизинец ноги омозоливается, все это очень сильно деформирует ступню.

К плоскостопию может привести неправильно подобранная обувь косолапость, длительное стояние на ногах избыточный вес.

Симптомы: быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе, мышцах голени, пояснице. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошв обуви.

Предупреждение плоскостопия - специальные стельки- супинаторы, правильно подобранная обувь, следить за осанкой, ходить босиком по неровной поверхности (в сосновом лесу)

Домашнее задание - повторить 10-16 параграфы, подготовиться к тестированию по разделу «Опорно-двигательная система».

Секрет вечной молодости не найден, но секреты сохранения хорошей осанки, фигуры и координации существуют. Они называются «Эрг-упражнения».

Это специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает профилактические и реабилитационные упражнения для снятия напряжения и функционального напряжения мышц).

Эрг-упражнения

1. «Глядя в небо»

(Исходное положение)И. п. - стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться, назад глядя в небо. Вернутся в исходное положение.

2. «Египтянин»

И. п.— сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз.

Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать дви­жение шеей назад.

В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

3. «Абра-кадабра»

И. п. - сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.

Абра- (медленно сжать ладони в кулак).

Кадабра (медленно разжать кулаки).

Для достижения желаемою результата эта упражнения следует повторять не менее 10 раз.

4. «Разговор с ладонью»

И. п. - сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч.

Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направле­ны в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. (Ребята, какие вы испытываете ощущения?). (Если наблюдаются болевые ощущения значит имеют место нарушения в опорно-двигательной системе).

5. «Приподнимание крышки стола»

И. п. - сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти нахо­дятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз. Эти упражнения позволяют снять функциональное напряжение и утомление при работе за компьютером.

А еще я вам раздам упражнения для предупреждения сколиоза, которые нам подготовила Заречкова Ира , вы их можете сделать дома.



Рассмотрим ситуацию:

На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые попросила у мамы. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера , сидя на диване в тапочках хозяйки.

Вопрос1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у девочки?

а) Дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги.

б) Туфли на высоких каблуках.

В) Продолжительные танцы

Ответ: б)

Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразится на состоянии здоровья человека?

1.Да, но несущественно (только усталость и боль в ногах)

2. Может существенно ухудшить:

А)походку

Б)осанку

Ответ: 2 а) б)

Вопрос 3. Какие из предложенных мер помогут школьнице в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку, и избежать деформации стоп?

  1. Правильно подобранная обувь

  2. Тренировка хождения на высоких каблуках

  3. Ношение обуви без каблуков

  4. Тренировка хождения на дальние расстояния.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Осанка.Причины ее нарушения.

Автор: Прокопенко Анастасия Николаевна

Дата: 01.11.2018

Номер свидетельства: 483110


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства