III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала. изучают новый материал. БЕЛКИ — основная составная часть любой живой клетки. На их долю приходится половина сухого вещества клетки (после удаления из нее волы). Белки выполняют в ней чрезвычайно разнообразные функции, из которых самая важная — каталитическая функция. Любая химическая реакция в клетке протекает при участии особых биологических катализаторов — ферментов. А любой фермент — белок. Следовательно, без белков-ферментов клетка не смогла бы осуществить ни одной химической реакции, а значит не смогла бы ни расти, ни размножаться, ни функционировать. Где нет белка, там нет жизни. Именно это и заставило Ф. Энгельса определить жизнь как форму cуществования белковых тел — такую форму, которая реализуется через постоянный обмен веществ. Помимо каталитической, очень важна структурная (строительная) функции белков. Белки входят в состав всех мембран, окружающих и пронизывающих клетку. В соединении с ДНК белок составляет тело хромосом, а в соединении с РНК — тело рибосом. Растворы низкомолекулярных белков входят в состав жидких фракций клетки. Наконец, именно с белками связано осуществление таких функций, как перенос кислорода в теле организма (его осуществляет белок крови — гемоглобин), сокращение мускулатуры, передача раздражения по нервам и целый ряд других, т.е. двигательную, транспортную и защитную (антитела) функции. Всего известно 20 различных аминокислот, входящих в состав белков. Молекулы белков имеют 4 структуры: первичную, вторичную, третичную и четвертичную. УГЛЕВОДЫ — столь же необходимая составная часть любой клетки, как и белок. В растительных клетках их значительно больше, чем в животных. Углеводы — своеобразное «топливо» для живой клетки: окисляясь, они высвобождают химическую энергию, которая расходуется клеткой на все процессы жизнедеятельности. У растений углеводы выполняют и важные строительные функции: из них образуются оболочки как живых клеток, так и мертвых (древесина). По химическому составу углеводы делятся на две большие группы: простые и сложные углеводы Функции углеводов: строительная и энергетическая. ЛИПИДЫ— также обязательная составная часть любой клетки. Как и углеводы, жиры используются клеткой как источник энергии: при расщеплении жиров освобождается энергия. Подкожный жир играет важную теплоизоляционную роль у многих животных (водные млекопитающие). У животных, впадающих зимой в спячку, жиры обеспечивают организм необходимой энергией, так как питательные вещества извне в это время не поступают. Жиры составляют запас питательных веществ и в семенах многих растений. Функции липидов: энергетическая, строительная и транспотрная НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ впервые были обнаружены в ядрах клеток. Существует два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (сокращенно РНК). ДНК содержится преимущественно в ядре клетки, РНК — в цитоплазме и в ядре. Значение нуклеиновых кислот состоит в том, что они обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков. Благодаря функции ДНК, связанной с синтезом белков-ферментов, осуществляется Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке. Определение крахмала. А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете? Проделаем еще один опыт. Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике. Что вы наблюдаете? (Помутнение воды.) Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода. Что наблюдаете? (Раствор посинел.) Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода.) В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал? Как вы думаете из чего получают сахар? (Правильно, из сахарного тростника или свеклы.) А что такое тростник и свекла? (Растения.) Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар.) Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения. Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим? (Клеточная оболочка.) Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений.) Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста. Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке. Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге.) Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир.) Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными. Какие масличные растения вам известны? Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира? Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семя
Биологический диктант: 1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (Йод.) 2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (Сахар.) 3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод.) 4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал.) 5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные.) 6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (Жиры.) 7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (Неорганические.) 8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (Белки.) 9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто.) 10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина.) 11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий.) 12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (Клубень.) |