Основная часть. ( 15 мин) (10 мин) | Подведение к теме урока. (демонстрация видео ролика). О чем этот видео ролик? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Да, действительно, сегодня мы с вами поговорим о том, какие условия необходимо создать для того, чтобы семя проросло. А, кроме того, узнаем, какие вещества входят в состав семени, а также как семена распространяются. Деление на группы. Стратегия «Разрезанное предложение» (Приложение 3) Теперь мы продолжим с вами работу в группах. Для этого я попрошу вас взять лист со словом на вашем столе и найти своих одноклассников со сходными терминами. 1 группа – Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. 2 группа – условия прорастания семян. 3 группа – органические и неорганические вещества семени. В состав семени растений входят органические (белки, жиры, углеводы) и неорганические вещества (минеральные вещества). Записываем в тетрадь таблицу № 1 Органические | Неорганические | Белок | Минеральные вещества | Крахмал | Вода | Жир | |
Все запасные вещества семени накапливаются в семядолях (это у двудольных растений) и эндосперме (это у однодольных). Белки, жиры и углеводы ученые называют органическими, так как они легко сгорают. Помимо органических веществ в состав семени входят и минеральные вещества, к которым относятся минеральные соли и вода. Воды в высохших семенах содержится 6-14%, а минеральных веществ 2-4%. А вот органических веществ в семенах всех растений значительно больше, чем воды и минеральных веществ. При сжигании семян органические вещества обугливаются и сгорают. Этим они отличаются от минеральных веществ. Вода в семенах растений содержится в совершенно небольшом количестве, необходимом для поддержания жизни зародыша семени. Для человека играет огромное значение количество воды содержащейся в семенах, так как если воды будет слишком много, семена будет очень трудно сохранить в зернохранилищах. В семенах обязательно присутствуют различные ферменты. С их помощью запасные вещества семени преобразуются в усвояемую для формирующегося зародыша форму.
| | Распространение плодов и семян. - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какие способы распространения семян и плодов вы знаете? Существует несколько способов распространения семян С помощью ветра: семеня в этом случае, разлетаются на большие расстояния, для этого у них есть специальные приспособления. -семена, снабженные крыльями (напр. Крылатки клёна) -у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков -у одуванчика есть парашютики. Птицами: Не все семена используются человеком, есть даже и ядовитые семена, несмотря на то что человек избегает контакта с ними, они очень привлекательны для птиц. Толстая кожура семени не может перевариваться в желудке у птиц и вместе с помётом семена целые и невредимые выходят наружу, за частую очень далеко от родительского организма. Животными: есть семена, у которых существуют специальные приспособления для распространения животными, это своеобразные – шипы, колючки и. т. д. Водой: некоторые семена плавают в море годами при этом, совершенно не теряя всхожести (семена кокосовой пальмы). Работа в группах. Задание 3. Прочитайте §11 в учебнике на с.39, а также используйте инструктивные карты, выделите главное по вашей теме. Обсудите в группе и создайте проект или схему, отражающую основные моменты вашей темы Задание 4. Проведите защиту постера Все члены группы защищают постер. Работа в группе. Задание 5. Создайте кластер на тему: «Значение семян» Создает общий кластер на доске на тему: «Значение семян» Задание 6. Просмотрите видео ролик «Значение семян» долните кластер. | Учащиеся выдвигают свои предположения гипотезы.формулируют тему урока. Определяют цели и задачи. Учащиеся делятся на группы. Учащиеся объединяются в группы. Учащиеся в группе знакомятся с текстом учебника и инструктивными картами. Распределяют задания среди всех участников группы. Работают над созданием проекта. Учащиеся проводят защиту постера. Остальные учащиеся проводят оценивание группы. Задают вопросы. Учащиеся в группе создают кластер на тему: «Значение семян». Учащиеся смотрят видео ролик, дополняют кластер. Обсуждают. |
Итог | Рефлексия Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали, какие вещества входят в состав семян, каковы условия прорастания семян и как можно использовать эти знания в жизни, каковы способы распространения семян. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, записанные в рефлексивной карте. (слайд ) Прием рефлексии «Оцени себя на уроке» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.( слайд 6) Урок | Я на уроке | Итог | интересно | работал | понял материал | скучно | отдыхал | узнал больше, чем знал | безразлично | помогал другим | не понял | Дом зад изучить параграф 11 подготовить сообщение на тему: «значение семян». | Учащиеся осмысливают свою деятельность на уроке. Проводят самооценку своей деятельности. Заполняют оценочные листы Учащиеся записывают домашнее задание. |
Самоанализ урока. Данный урок является 11-ым в курсе биологии 6 класса и 2-ым по счету в теме «Семя». Тип урока:Урок изучения нового материала Перед уроком ставилась следующая цель:Продолжить формировать понятие о веществах входящих в состав семени, об условиях прорастания семени, способах их распространения. Данный урок проходил по программе трех уровневого обучения с интеграцией семи модулей уровневых программ в практику преподавания. Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности. На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные. Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. На уроке осуществлены межпредметные связи с химией, географией. Одним из этапом на уроке было обобщение и проверка знаний учащихся, с этой целью были применены различные виды контроля: устный, письменный. Целесообразно использованы наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению материала темы. Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали исследовательские моменты, элементы занимательности. Проведение урока в групповой форме дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом был учтен здоровьесберегающий компонент. Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся. Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом и правильно выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме. |