kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Опорно-двигательная система человека».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по биологии с применением педагогической технологии трехмерной методической системы обучения ПТМСО Караева Ж.А.и Кобдиковай Ж. У.

 

Использование в учебном процессе новейших педагогических  технологий  на сегодня являются актуальной проблемой. Системное использование технологии обучения в учебном процессе позволяет учителю осмыслить цели образования, переориентировать свою профессиональную деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока с каждым отдельно взятым учащимся.  

Урок  биологии    в  8 классе  составлен с применением педагогической технологии трехмерной методической системы обучения Ж.А.  Караева   и Ж. У. Кобдиковой.

Основу технологии ПТТМСО  составляют:

1) психолого-педагогическая диагностика учащегося;

2) планирование

3) разноуровневый дидактический материал.

На каждый урок составляется рабочая тетрадь для ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Опорно-двигательная система человека». »

Урок по биологии с применением педагогической технологии трехмерной методической системы обучения ПТМСО Караева Ж.А.и Кобдиковай Ж. У.


Тема: Обобщение и закрепление по теме: «Опорно-двигательная система человека».



1-этап. Актуализация



1.Что служит опорой тела человека - скелет.

2.Что относится к опорно-двигательной системе? Кости и мышцы.

3.Активная часть опорно-двигательной системы- мышцы.

4. Кости образуют скелет, соединяясь друг с другом при помощи

суставов и хрящей.

5.Какие функции выполняет скелет?

Кроветворную, опорную и защитную.

6.Какие функции выполняют мышцы? Движение и защита.


ІІ-этап.


Теория

Для формирования знаний:


  1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой


1. Клетки крови образуются в красном костном мозге?

2. Кости образованы костной тканью, которая является

разновидностью соединительной ткани?

3.По форме кости бывают короткие и длинные?

4. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские

и смешанные?

5. Снаружи кость покрыта надкостницей? За счет деления клеток

надкостницы кость растет в толщину и восстанавливается.

6. Какие ткани способствуют росту костей в длину? Хрящевые.

Учителя, составьте задания с участием перечисленных вопросов

по каждому абзацу

для его подетального разбора

Для данного этапа составьте наводящие вопросы(задания) для самостоятельного изучения темы, в процессе выполнения которых ученик смог бы сам назвать тему и сделать выводы, дать определение, вывести формулу и т.д. Для этого рекомендуем использовать в условиях заданий (один или несколько раз) вопросы, соответствующие перечисленным в первой графе микроцелям в «Теории полного усвоения» Б.Блума


2. «Понимание» (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.


Рассмотрите рисунок и укажите,

из каких веществ состоят кости:

1. клетки костной ткани

2. костный мозг

3. губчатое вещество

4. желтый костный мозг

5-6 сосуды

7. плотное вещество

8. надкостница



1.Какие вещества входят в состав костей?

Органические и неорганические.

2.Почему у детей кости эластичные и упругие?

Органических веществ больше.

3.Какой белок придает костям упругость, гибкость и

эластичность? Оссеин.

3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее. Выделить главное в каждом абзаце)

1. Позвоночник образован

33-34 позвонками.

2. Какие отделы позвоночника

обозначены на рис. 1-6?

1. шейный (7)

2-3. грудной (12)

4. поясничный (5)

5. крестцовый (5)

6. копчик (4-5)


3. Сколько изгибов имеет

позвоночник человека? 4 .


4. «Синтез»

а) (соединение частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.

Череп, состоит из мозгового и лицевого отделов. Мозговой отдел черепа образован неподвижно соединенными плоскими костями. Спереди располагается большая непарная лобная кость (1), сверху – теменные (9), с боковых сторон – височные (8), а сзади – непарная затылочная кость (7).

Лицевой отдел черепа состоит из верхней (3)и нижней (4) челюстей, носовых (2), скуловых(5) и других костей. Самыми крупными являются кости парной верхней и непарной нижней челюстей.

Практика: (для формирования умений и приобретения навыков через самостоятельное выполнение практических заданий у доски или на местах за партой):

5. «Применение» Выполни следующие задания ( ........ ...., или упражнения) из учебника, сборника, других источников


Тест Мюненберга.

Задание на тренировку распределения и избирательности внимания «Найди слова» (среди буквенного текста вставлены слова найти и подчеркнуть).

Оаошгкостьзщизгибышрраапозвонкибличерепшзлсуставыолоопхрящитгошвнадкостницачапносеиншбскелетздлопаткашьакистьшгозакемышцалгдзчелюстийгепомяплюснаапвыыгрудинаьщогеродничоклроденключицалоелидомребрадлиплюплоскостопиестопабицепсавпогмапыпяаып


6. «Оценка»

(рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти?


Выберите правильные утверждения

  1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ними двух тазовых костей. ( да )

  2. К грудине прикрепляются 10 пар ребер. (нет)

  3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы. (нет)

  4. Череп, грудина, позвоночник – служат защитой важных органов. (да)

  5. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза – пример полуподвижного соединения костей. (нет)

  6. Диафрагма разделяет грудную и брюшную полость и межреберные мышцы участвуют в дыхании. (да)

  7. Снаружи мышцы покрыты надкосницей .(нет)

  8. Фасция соединительная оболочка мышцы. (да)

  9. Мышцы образованны мышечными клетками –миоцитами. (да)

  10. Каждой кости крепится 4 мышцы антогонисты. (нет)


ІІІ-этап обратной связи (оценивание)

1 - уровень (5 баллов)

Теория:

1. «Узнавание»

Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.


Назовите кости скелета

1 – кости черепа;

2 – ключица;

3 – лопатка;

4 – грудина;

5 – ребра;

6 – позвоночник;

7 – тазовая кость;

8 – плечевая кость;

9 – локтевая

10 - лучевая кости;

11 – кости запястья и кисти;

12 – бедренная кость;

13 – надколенная чашечка;

14 – большая берцовая;

15 – малая берцовая;

16 – предплюсна

17 - плюсна

18 - фаланги пальцев

Практика


5. «Применение»

(по образцу) Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)


Неподвижное соединение образуется путем срастания костей.

Полуподвижное соединение – это соединение костей с помощью хрящей.

Подвижное соединение – это соединение костей с помощью суставов. Суставы обязательно включают следующие элементы: одной кости; головку другой кости; суставную сумку; внутрисуставные связки; суставную жидкость, суставную впадину.

Вставьте в предложения пропущенные слова.

1. При повреждении и растяжении связок в суставе происходит

смещение костей больше допустимой величины или изменение

их обычного направления.

2. При вывихе суставная головка одной кости может выйти из

суставной впадины.

3. Переломы бывают открытыми и закрытыми. При открытом переломе

происходит повреждение кровеносных сосудов, мышц и кожи.


Результат: Формирование 1-уровня компетентности (удовлетв.)

2 - уровень (+ 4 балла)

Теория:

2. «Понимание»

Понимание (описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому). Это задания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, докажи, придумай и т.д.

3. «Анализ» (определение частей и структуры в заданиях: проанализировать, проверить, организовать, сравнить, выявить различия, найти общее.

рисунок 1 рисунок 2


Используя рисунки, выберете и зашифруйте правильные ответы

Пример: Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

Ответ: рис.2 - 2,3,4,5

  1. Какие кости образуют плечевой сустав? рис.1- 2,3

  2. Какие кости образуют тазобедренный сустав? рис.2- 1

  3. Какие кости являются самыми широкими? рис.1 -2; рис.2- 1

  4. Какие кости образуют локтевой сустав? рис1.-4,5

  5. Какие кости образуют плечевой пояс? рис1 -1,2

  6. Какие кости длинные трубчатые? рис1.3,4,5 рис.2 2,4,3.

  7. Пястные кости? рис.1-7

  8. Малая и большая берцовая кости? рис.2-3,4

  9. Фаланги пальцев? рис.1 -8

  10. Пяточная кость? рис.2 -5

Практика:

5. «Применение»

(в измененной ситуации) №……№….задач или упражнений (указать учебники, сборники, авторы, стр…) или учитель, сами придумайте задания на применение в измененной ситуации



Используя рисунки вставьте пропущенные слова.

Работа мышц

1 – двуглавая мышца плеча (бицепс), сокращаясь, укорачивается;

2 – локоть сгибается; 3 – трехглавая мышца (трицепс) ослабляется;

4 – трицепс, сокращаясь, укорачивается; 5 – бицепс расслабляется и удлиняется; 6 – локоть выпрямляется.

Результат: Формирование 2-уровня компетентности ( 5+4=9 баллов = «хор.»)


3 - уровень (+ 3 балла)

Теория:

4. «Синтез»

а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.




Практика:

6. Оценка

(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б) Как бы ты поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти


Строение позвонка:


1 – тело позвонка;

2 – дуга позвонка;

3 – суставный отросток;

4 – остистый отросток;

5- поперечный отросток;

6 –позвоночное отверстие.

Виды позвонков

1 – шейный позвонок; 2 – грудной позвонок; 3 – поясничный позвонок


Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков. Позвонки располагаются друг над другом, соединяются между собой хрящами, образуют спинномозговой канал, в который заключен спинной мозг.


Шейные позвонки (первый, второй) участвуют в повороте головы. Поясничные позвонки имеют более массивное тело, так как на них падает большая нагрузка. Крестцовые и копчиковые позвонки соединяются неподвижно друг с другом – срастаются.



  1. Какие клетки составляют костную ткань?

Остеоциты- клетки за счет которых кость растет.

  1. Из чего состоит межклеточное вещество костной ткани?

Из основного вещества оссеиновых волокон ( белка – коллагена) и неорганических соединений ( сульфата и карбоната кальция).

  1. За счет чего кость растет в толщину и за счет чего в длину?

- У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась,

Что доказывает этот эксперимент?

За счет деления внутренних клеток надкостницы кость растет в толщину, за счет гладкого хряща в длину. У петуха оставили надкостницу, поэтому кость восстановилась.

  1. На рост костей влияет гормон гипофиза соматотропин.

  2. Почему при больших нагрузках наступает мышечное утомление?

Нехватка кислорода и накопление молочной кислоты, растяжения суставов и «усталость» нервных центров.

Результат: Формирование 3-уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») =

= полной компетенции по данной теме





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Опорно-двигательная система человека».

Автор: Джоробекова Нургуль Дуйшенбековна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства